Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)
Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)
В "Сборнике лабораторных и практичекихработ по биологии для 10 класса (профильный уровень)" разработаны инструкционные карты для проведения каждой лабораторной т практической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Прилить в пробирки по 2-3 мл 3% перекиси водорода.
Описать наблюдения и результаты опытов.
Вывод: как вы думаете, почему не было реакции во всех пробирках?
Практическая работа № 1.
Тема. Решение задач по молекулярной биологии.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по молекулярной биологии.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Ген содержит 1500 нуклеотидов. В одной из цепей содержится 150 нуклеотидов А, 200 нуклеотидов Т, 250 нуклеотидов Г и 150 нуклеотидов Ц. Сколько нуклеотидов каждого вида будет в цепи ДНК, кодирующей белок? Сколько аминокислот будет закодировано данным фрагментом ДНК?
Вариант 2.
Задача.
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Вариант 3.
Задача.
Белок состоит из 500 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.
Вариант 4.
Задача.
В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Пояснение.
Лабораторная работа № 2.
Тема. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.
д) Надавить препаровальной иглой на покровное стекло (препарат называется давленным).
На увеличении в 400 раз рассмотреть полученный препарат.
Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.
Подписать обнаруженные фазы деления.
Вывод: какие клетки вступают в деление и какие получаются в результате него?
Практическая работа № 5.
Тема. Сравнение процессов митоза и мейоза.
Цель: выявить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.
Ход работы.
Дать определение процесса митоз.
Дать определение процесса мейоз.
Заполнить таблицу.
Сравнение процессов деления клеток.
Признаки
Митоз
Мейоз
Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)
Фазы деления
Дочерние клетки (кол-во хромосом)
Биологический смысл
Вывод: как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?
Практическая работа № 6.
Тема. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
Цель: выявить черты сходства и различия в процессах развития половых клеток у растений и животных.
Ход работы.
Дать определение половых клеток.
Заполнить таблицу.
Сравнение процессов
Признаки
Растения
Животные
Название половых клеток
Исходные клетки
♀
♂
♀
♂
Основные фазы гаметогенеза
Тип клеточного деления
Дочерние клетки
(название)
♀
♂
♀
♂
Дочерние клетки
(хромосомный набор)
Биологический смысл
Вывод: о чем говорят сходства в процессах развития половых клеток у растений и животных?
Практическая работа № 7.
Тема. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
Цель: выявить черты сходства и различия в процессах бесполого и полового размножения.
Ход работы.
Дать определение процесса бесполого размножения.
Дать определение процесса полового размножения.
Заполнить таблицу.
Сравнение процессов размножения
Признаки
Бесполое
Половое
Родители
Клетки, участвующие в процессе
Гибриды
Кол-во гибридов
Время получения поколения
Биологический смысл
Примеры в растительном мире
Примеры в животном мире
Вывод: почему в процессе эволюции не исчез один из видов размножения?
Практическая работа № 8.
Тема. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
Цель: выявить черты сходства и различия в процессах оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
Ход работы.
Дать определение процесса оплодотворение.
Дать определение двойного оплодотворения.
Заполнить таблицу.
Сравнение процессов
Признаки
Цветковые
растения
Позвоночные животные
Название и строение женской гаметы
Расположение женской гаметы
Название и строение мужской гаметы
Расположение мужской гаметы
Место процесса
Результат процесса
Биологический смысл
Вывод: Как вы считаете, у кого и почему процесс оплодотворения протекает сложнее?
Практическая работа № 9.
Тема. Составление схем скрещивания.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Черная краска шерсти крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным – в. Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной красной коровы с гомозиготным черным быком?
Составьте схему скрещивания.
Вариант 2.
Задача.
Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.
Вариант 3.
Задача.
Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.
Вариант 4.
Задача.
От серой крольчихи и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти доминирует? Опишите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания.
Практическая работа № 10.
Тема. Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорослыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму признаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?
Вариант 2.
Задача.
При скрещивании черных мышей с длинными ушами и коричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось черным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потомства и количество мышат каждого полученного фенотипа.
Вариант 3.
Задача.
При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во втором поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?
Вариант 4.
Задача.
У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по обоим признакам собак?
Практическая работа № 11.
Тема. Решение генетических задач на неполное доминирование.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Какова вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть доминирует над гнедой?
Вариант 2.
Задача.
При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном белой окраски?
Вариант 3.
Задача.
Голубые андалузские куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будут иметь цыплята, полученные от скрещивания белых и андалузских кур?
Вариант 4.
Задача.
Известно, что морские свинки могут быть белыми, темными и полутемными. Какое потомство появится от скрещивания двух полутемных свинок, если известно, что ген темной окраски – ген неполного доминирования?
Практическая работа № 12.
Тема. Решение генетических задач на сцепленное наследование.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1. Задача.
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.
Вариант 2. Задача.
При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?
Вариант 3. Задача.
При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании других пар белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрными мохнатыми и 50% — белыми мохнатыми. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.
Вариант 4. Задача.
Гомозиготную по обоим признакам серую (А) муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а) с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.
Практическая работа № 13.
Тема. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Кошка с черепаховой окраской шерсти принесла котят серой, рыжей, и черепаховой окрасок. Определите, мог ли быть их отцом рыжий кот?
Вариант 2.
Задача.
Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Рецессивный ген гемофилии находится в Х хромосоме.
Вариант 3.
Задача.
От родителей с нормальным цветовым зрением родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и всех детей? Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме.
Вариант 4.
Задача.
Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочках?
Практическая работа № 14.
Тема. Решение генетических задач на взаимодействие генов.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.
Ход работы.
Вариант 1.
Задача.
Резус-отрицательная женщина со II группой крови имеет трех детей:
1-й - резус-положительный с IV группой крови;
2-й - резус-отрицательный с III группой крови;
3-й - резус-положительный с I группой крови. Определить генотипы матери и отца этих детей.
Вариант 2.
Задача.
Гетерозиготный резус-положительный мужчина с IV группой крови женится на резус-отрицательной женщине, имеющей II группу крови. Мать женщины имела I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
Вариант 3.
Задача.
Круглолицая женщина со II группой крови выходит замуж за круглолицего мужчину с III группой крови. Известно, что мать женщины имела овальное лицо и I группу крови, отец мужчины - овальное лицо и IV группу крови, а мать мужчины - круглое лицо и I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если круглая форма лица доминирует над овальной?
Вариант 4.
Задача.
У светловолосой женщины со II группой крови и темноволосого мужчины со II группой крови родился светловолосый сын с I группой крови. Определить генотипы родителей, если темные волосы - доминантный аутосомный признак.
Лабораторная работа № 8.
Тема. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Цель: познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: комнатные растения, линейка.
Ход работы.
Рассмотрите полученное растение, напишите его название.
Заполните таблицу
Последовательность изменения значения признака (длинна листьев)
Менее
3 см
3-4 см
4-5 см
5-6 см
6-7
см
Более
7 см
Количество листьев
Отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.
Вывод: от чего зависит разнообразие одного признака? Какие факторы влияют на модификационную изменчивость?
Практическая работа №15.
Тема. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.
Цель: научиться определять источники мутагенов в быту.
Определить какие вещества входят в состав продукта.
Выписать вещества, занесённые в список пищевых добавок.
Вывод: Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.
Приложение (практическая работа № 15)
В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды.
Опасные и запрещённые пищевые добавки!!! (по сведениям министерства здравоохранения Российской Федерации):
Е 102; Е 104; Е 110; Е 120; Е 121; Е 122; Е 123; Е 124; Е 127; Е 128; Е 129; Е 131; Е 132; Е 133; Е 142; Е 151; Е 153; Е 154; Е 155; Е 173; Е 174; Е 175; Е 180; Е 214; Е 215; Е 216; Е 217; Е 219; Е 226; Е 227; Е 230; Е 231; Е 233; Е 236; Е 237; Е 238; Е 239; Е 240; Е 249 ... Е 252; Е 296; Е 320; Е 321; Е 620; Е 621; Е 627; Е 631; Е 635; Е 924 а-b; Е 926; Е 951; Е 952; Е 954; Е 957.
Специалисты Роспотребнадзора так же считают опасными ещё группу добавок:
Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е270, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е503, Е620, Е636 и Е637. В список очень опасных занесены Е123, Е510, Е513 и Е527.
Подозрительными названы добавки Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е241 и Е477.