kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В "Сборнике лабораторных и практичекихработ по биологии для 10 класса (профильный уровень)" разработаны инструкционные карты для проведения каждой лабораторной т практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)»

Лабораторная работа № 1.


Тема. Определение каталитической активности ферментов.


Цель: сформировать умение проводить опыты по определению каталитической активности ферментов, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.


Оборудование: пробирки, пипетка, образец сырого мяса, сырого картофеля, варенного картофеля, 3% раствор перекиси водорода.


Ход работы.


  1. Поместить:

    1. в 1 пробирку кусочек сырого мяса;

    2. во 2 пробирку – кусочек сырого картофеля;

    3. в 3 пробирку – кусочек варенного картофеля.

  2. Прилить в пробирки по 2-3 мл 3% перекиси водорода.

  3. Описать наблюдения и результаты опытов.


Вывод: как вы думаете, почему не было реакции во всех пробирках?

















Практическая работа № 1.


Тема. Решение задач по молекулярной биологии.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по молекулярной биологии.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Ген со­дер­жит 1500 нук­лео­ти­дов. В одной из цепей со­дер­жит­ся 150 нук­лео­ти­дов А, 200 нук­лео­ти­дов Т, 250 нук­лео­ти­дов Г и 150 нук­лео­ти­дов Ц. Сколь­ко нук­лео­ти­дов каж­до­го вида будет в цепи ДНК, ко­ди­ру­ю­щей белок? Сколь­ко ами­но­кис­лот будет за­ко­ди­ро­ва­но дан­ным фраг­мен­том ДНК?

Вариант 2.

Задача.

Из­вест­но, что все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­ром син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те. Какой кодон иРНК будет со­от­вет­ство­вать цен­траль­но­му ан­ти­ко­до­ну этой тРНК? Какая ами­но­кис­ло­та будет транс­пор­ти­ро­вать­ся этой тРНК? Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.


Вариант 3.

Задача.

Белок со­сто­ит из 500 ами­но­кис­лот. Уста­но­ви­те, во сколь­ко раз мо­ле­ку­ляр­ная масса участ­ка гена, ко­ди­ру­ю­ще­го дан­ный белок, пре­вы­ша­ет мо­ле­ку­ляр­ную массу белка, если сред­няя мо­ле­ку­ляр­ная масса ами­но­кис­ло­ты – 110, а нук­лео­ти­да — 300. Ответ по­яс­ни­те.


Вариант 4.

Задача.

В про­цес­се транс­ля­ции участ­во­ва­ло 30 мо­ле­кул тРНК. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в со­став син­те­зи­ру­е­мо­го белка, а также число три­пле­тов и нук­лео­ти­дов в гене, ко­то­рый ко­ди­ру­ет этот белок. По­яс­не­ние.



Лабораторная работа № 2.


Тема. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.


Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.


Оборудование: микроскоп, предметные стекла, лук, раствор йода, солевой раствор, вода.


Ход работы.


1. Приготовить препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. (Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной стенки.)

2. Удалить с микропрепарата воду. Нанести на предметное стекло каплю раствора поваренной соли.

3. Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2-3 капли воды.

4. Объяснить наблюдаемое явление:

а) куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли?

б) чем можно объяснить такое направление движения воды?

в) куда двигалась вода при помещении ткани в воду?

г) чем это объяснить?


Вывод: как вы думаете, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?












Лабораторная работа № 3.


Тема. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений. Выявить различия в строении клеток разных тканей растений.


Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, листья элодеи.


Ход работы.


1. Приготовить микропрепарат кожицы листа комнатного растения.

2. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

3. Приготовить микропрепарат листа элодеи.

4. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

5. Заполнить таблицу.


Признак

Покровная ткань

Основная ткань

Оболочка


Цитоплазма



Ядро



Вакуоль



Пластиды





Вывод: почему клетки разных тканей растений имеют разное строение?







Лабораторная работа № 4.


Тема. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.


Цель: выявить особе6нности строение клеток дрожжей под микроскопом.


Оборудование: микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, пипетка, вода, культура дрожжей.


Ход работы.


  1. На предметное стекло нанести каплю воды.

  2. Пользуясь препаровальной иглой, поместить маленький кусочек дрожжей.

  3. Всё тщательно перемешать.

  4. Накрыть препарат покровным стеклом.

  5. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз.

  6. Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.


Вывод: почему дрожжи нельзя назвать бактериями?
















Лабораторная работа № 5.


Тема. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.


Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений и животных. Выявить различия в строении клеток разных царств живого.


Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, вода с инфузориями.



Ход работы.


  1. Приготовить микропрепарат растительных клеток.

  2. Зарисовать клетку и подписать, обнаруженные органоиды.

  3. Приготовить микропрепарат культуры инфузорий.

  4. Зарисовать клетку и подписать, обнаруженные органоиды.

  5. Рассмотреть готовый микропрепарат бактериальной клетки.

  6. Зарисовать клетку, сделать необходимые подписи.



Вывод: почему организмы, клетки которых рассмотрели, относят к разным царствам?













Практическая работа № 2.


Тема. Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий.


Цель: находить особенности в строении клеток различных организмов, сравнивать их между собой.



Ход работы.



1. Рассмотреть строение прокариотической клетки.

2. Рассмотреть строение эукариотической клетки.

3. Заполнить таблицу.


Признак

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Растительная

Животная

1. Ядро




2. ДНК




3.Митохондрии




4.Пластиды




5. Вакуоль




6. Оболочка




7. Жгутики






Вывод: каковы причины различия и сходства в строении клеток разных организмов?











Практическая работа №3.


Тема. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.


Цель: выявить черты сходства и различия процессов фотосинтеза и хемосинтеза.


Ход работы.


  1. Дать определение процесса фотосинтеза.

  2. Дать определение процесса хемосинтеза.

  3. Заполнить таблицу.


Сравнение процессов


Признаки

Фотосинтез

Хемосинтез

Организмы



Используемые продукты



Этапы процесса



Необходимые в-ва



Условия



Место протекания процессов



Конечные продукты



Химические реакции



Кол-во затраченной энергии





Вывод: при каких условиях на Земле может хемосинтез полностью замениться фотосинтезом?








Практическая работа №4.


Тема. Сравнение процессов брожения и дыхания.


Цель: выявить черты сходства и различия в процессах брожения и дыхания.


Ход работы.


  1. Дать определение процесса брожения

  2. Дать определение процесса дыхания.

  3. Заполнить таблицу.

Сравнение процессов


Признаки

Брожение

Дыхание

Организмы



Используемые продукты



Этапы процесса



Необходимые в-ва



Условия



Место протекания процессов



Конечные продукты



Химические реакции



Кол-во энергии





Вывод: как и при каких условиях, гликолиз может преобладать над аэробным процессом?










Лабораторная работа № 6.

Тема. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.


Цель: закрепить умения работать с микроскопом, рассмотреть готовые микропрепараты «Полихетные хромосомы», выявить разницу в кариотипах разных видов.


Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Полихетные хромосомы», фотографии кариотипов разных видов хомяков.


Ход работы.


  1. Настроить микроскоп.

  2. Рассмотреть микропрепарат «Полихетные хромосомы» на увеличении в 400 раз.

  3. Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

  4. Рассмотреть фотографии кариотипов разных видов хомяков.

а) определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида;

б) вырежьте из копий хромосомы каждого вида;

в) найдите пару каждой хромосоме (хромосому с таким же расположением центромеры и такой же длинной плеч);

г) найдите Х и Y хромосомы.

  1. Сравните кариотипы разных видов хомяков.





Вывод: почему данные животные относятся к разным видам?










Лабораторная работа № 7.


Тема. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.


Цель: на приготовленном препарате определить фазы митотического деления.


Оборудование: микроскоп, предметные стекла, скальпель, проросшая луковица.


Ход работы.


  1. Приготовить микропрепарат корня лука:

а) Отрезать самый кончик - 0,5-0,7 см.

б) Положить на предметное стекло.

в) Окрасить препарат метиленовым синим.

г) Накрыть покровным стеклом.

д) Надавить препаровальной иглой на покровное стекло (препарат называется давленным).

  1. На увеличении в 400 раз рассмотреть полученный препарат.

  2. Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

  3. Подписать обнаруженные фазы деления.



Вывод: какие клетки вступают в деление и какие получаются в результате него?













Практическая работа № 5.


Тема. Сравнение процессов митоза и мейоза.


Цель: выявить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.


Ход работы.



  1. Дать определение процесса митоз.

  2. Дать определение процесса мейоз.

  3. Заполнить таблицу.


Сравнение процессов деления клеток.


Признаки

Митоз

Мейоз

Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)



Фазы деления



Дочерние клетки (кол-во хромосом)



Биологический смысл






Вывод: как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?









Практическая работа № 6.


Тема. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.


Цель: выявить черты сходства и различия в процессах развития половых клеток у растений и животных.


Ход работы.


  1. Дать определение половых клеток.

  2. Заполнить таблицу.


Сравнение процессов


Признаки

Растения

Животные

Название половых клеток



Исходные клетки

Основные фазы гаметогенеза



Тип клеточного деления



Дочерние клетки

(название)

Дочерние клетки

(хромосомный набор)



Биологический смысл





Вывод: о чем говорят сходства в процессах развития половых клеток у растений и животных?





Практическая работа № 7.


Тема. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.


Цель: выявить черты сходства и различия в процессах бесполого и полового размножения.


Ход работы.


              1. Дать определение процесса бесполого размножения.

              2. Дать определение процесса полового размножения.

              3. Заполнить таблицу.


Сравнение процессов размножения


Признаки

Бесполое

Половое

Родители



Клетки, участвующие в процессе



Гибриды



Кол-во гибридов



Время получения поколения



Биологический смысл



Примеры в растительном мире



Примеры в животном мире




Вывод: почему в процессе эволюции не исчез один из видов размножения?








Практическая работа № 8.


Тема. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.


Цель: выявить черты сходства и различия в процессах оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.


Ход работы.


  1. Дать определение процесса оплодотворение.

  2. Дать определение двойного оплодотворения.

  3. Заполнить таблицу.


Сравнение процессов


Признаки

Цветковые

растения

Позвоночные животные

Название и строение женской гаметы



Расположение женской гаметы



Название и строение мужской гаметы



Расположение мужской гаметы



Место процесса



Результат процесса



Биологический смысл





Вывод: Как вы считаете, у кого и почему процесс оплодотворения протекает сложнее?






Практическая работа № 9.


Тема. Составление схем скрещивания.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1.

Задача.

Черная краска шерсти крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным – в. Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной красной коровы с гомозиготным черным быком?

Составьте схему скрещивания.


Вариант 2.

Задача.

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.


Вариант 3.

Задача.

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.


Вариант 4.

Задача.


От серой крольчихи и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти доминирует? Опишите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания.





Практическая работа № 10.


Тема. Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1.

Задача.

Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорос­лыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму при­знаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?


Вариант 2.

Задача.

При скрещивании черных мышей с длинными ушами и ко­ричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось чер­ным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потом­ства и количество мышат каждого полученного фенотипа.


Вариант 3.

Задача.

При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во вто­ром поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?

Вариант 4.

Задача.

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерози­готных по обоим признакам собак?



Практическая работа № 11.


Тема. Решение генетических задач на неполное доминирование.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1.

Задача.

Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Какова вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть доминирует над гнедой?


Вариант 2.

Задача.

При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном белой окраски?


Вариант 3.

Задача.

Голубые андалузские куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будут иметь цыплята, полученные от скрещивания белых и андалузских кур?


Вариант 4.

Задача.

Известно, что морские свинки могут быть белыми, темными и полутемными. Какое потомство появится от скрещивания двух полутемных свинок, если известно, что ген темной окраски – ген неполного доминирования?







Практическая работа № 12.


Тема. Решение генетических задач на сцепленное наследование.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1. Задача.

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

Вариант 2. Задача.

При скре­щи­ва­нии растения ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые зелёные плоды, в потом­стве получили рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными плодами. При скре­щи­ва­нии такого же ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые полосатые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно проводится?

Вариант 3. Задача.

При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью по­лу­че­но потомство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных гладких. При скре­щи­ва­нии других пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью 50% потом­ства оказалось чёрными мох­на­ты­ми и 50% — бе­лы­ми мохнатыми. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объясните, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае.

Вариант 4. Задача.

Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.


Практическая работа № 13.


Тема. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1.

Задача.

Кошка с черепаховой окраской шерсти принесла котят серой, рыжей, и черепаховой окрасок. Определите, мог ли быть их отцом рыжий кот?


Вариант 2.

Задача.

Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Рецессивный ген гемофилии находится в Х хромосоме.


Вариант 3.

Задача.


От родителей с нормальным цветовым зрением родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и всех детей? Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме.


Вариант 4.

Задача.


Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочках?





Практическая работа № 14.


Тема. Решение генетических задач на взаимодействие генов.


Цель: на конкретных примерах закрепить знания по генетике.


Ход работы.


Вариант 1.

Задача.

Резус-отрицательная женщина со II группой крови имеет трех детей:

1-й - резус-положительный с IV группой крови;

2-й - резус-отрицательный с III группой крови;

3-й - резус-положительный с I группой крови. Определить генотипы матери и отца этих детей.


Вариант 2.

Задача.

Гетерозиготный резус-положительный мужчина с IV группой крови женится на резус-отрицательной женщине, имеющей II группу крови. Мать женщины имела I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака?



Вариант 3.

Задача.

Круглолицая женщина со II группой крови выходит замуж за круглолицего мужчину с III группой крови. Известно, что мать женщины имела овальное лицо и I группу крови, отец мужчины - овальное лицо и IV группу крови, а мать мужчины - круглое лицо и I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если круглая форма лица доминирует над овальной?


Вариант 4.

Задача.

У светловолосой женщины со II группой крови и темноволосого мужчины со II группой крови родился светловолосый сын с I группой крови. Определить генотипы родителей, если темные во­лосы - доминантный аутосомный признак.




Лабораторная работа № 8.


Тема. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.


Цель: познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.


Оборудование: комнатные растения, линейка.


Ход работы.


  1. Рассмотрите полученное растение, напишите его название.

  2. Заполните таблицу


Последовательность изменения значения признака (длинна листьев)

Менее

3 см

3-4 см

4-5 см

5-6 см

6-7

см

Более

7 см

Количество листьев








  1. Отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.



Вывод: от чего зависит разнообразие одного признака? Какие факторы влияют на модификационную изменчивость?












Практическая работа №15.


Тема. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.


Цель: научиться определять источники мутагенов в быту.


Оборудование: карта вводной теории, упаковки (пакет из-под молока, сухариков, сока по вариантам), таблица кодов пищевых добавок.


Ход работы.


  1. Напишите название продукта.

  2. Рассмотреть внимательно этикетку продовольственного товара.

  3. Определить какие вещества входят в состав продукта.

  4. Выписать вещества, занесённые в список пищевых добавок.




Вывод: Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.



















Приложение (практическая работа № 15)

В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды.


Опасные и запрещённые пищевые добавки!!! (по сведениям министерства здравоохранения Российской Федерации):

Е 102; Е 104; Е 110; Е 120; Е 121; Е 122; Е 123; Е 124; Е 127; Е 128; Е 129; Е 131; Е 132; Е 133; Е 142; Е 151; Е 153; Е 154; Е 155; Е 173; Е 174; Е 175; Е 180;
Е 214; Е 215; Е 216; Е 217; Е 219; Е 226; Е 227; Е 230; Е 231; Е 233; Е 236; Е 237; Е 238; Е 239; Е 240; Е 249 ... Е 252; Е 296; Е 320; Е 321; Е 620; Е 621; Е 627; Е 631; Е 635; Е 924 а-b; Е 926; Е 951; Е 952; Е 954; Е 957.

Специалисты Роспотребнадзора так же считают опасными ещё группу добавок:

Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е270, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е503, Е620, Е636 и Е637. В список очень опасных занесены Е123, Е510, Е513 и Е527.

Подозрительными названы добавки Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е241 и Е477.



Практическая работа № 16.


Тема. Сравнительная характеристика пород (сортов).



Цель: выявить черты сходства и различия в строении организмов разных сортов (пород).


Ход работы.


  1. Рассмотреть предложенный материал (фотографии животных).

  2. Выявите черты сходства у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:


1.

2.

3.

  1. Выявите черты различий у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

1.

2.

3.


Вывод: Как вы считаете, различия у организмов только внешние или генетические тоже? Докажите свою точку зрения.















Практическая работа № 17.


Тема. Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


Цель: познакомиться с этическими аспектами развития некоторых исследований в биотехнологии и дать им оценку.


Ход работы.


    1. Прочитать § 11.4 (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов и др. «Дрофа», 2015).

    2. Ответьте на вопросы:

1) Что такое биотехнология?

2) Чем отличается генетическая селекция и генная инженерия?

3) Приведите аргументы «за» и «против» использования трансгенных продуктов (можно использовать не только материал параграфа).

4. При каких условиях продукты, полученные из трансгенных организмов, могут считаться безопасными?

5. Сделайте вывод:

а) как лично вы относитесь к использованию тругсгенных продуктов?

б) Хотите ли вы использовать продукты, полученные из трансгенных организмов в пищу? Почему?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)

Автор: Танюшина Юлия Леонидовна

Дата: 13.03.2018

Номер свидетельства: 461586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства