Работа очень нужная, помогает учителю спланировать работу со слабоуспевающими детьми. Каждый учитель должен проводить эту работу, пользуйтесь на здоровье :)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими детьми»
Работа со слабоуспевающими детьми
Выполнила: Кулаева Риана Юсуповна
учитель биологии
Алматы 2016 год.
Цель:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении биологии;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Основные направления работы:
создание благоприятной атмосферы на уроке;
своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультациях;
изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№
Мероприятие
Сроки
1.
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.
Цель:
Определение фактического уровня знаний детей;
Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
сентябрь
2.
Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком;
сентябрь
3.
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости;
Сентябрь, обновлять по
мере необходимости.
4.
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.
в течение учебного года.
5.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
в течение учебного года.
6.
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
в течение учебного года.
7.
Использование разноуровневых тестов, различных форм работы на уроке.
в течение учебного года.
8.
Беседа с родителями учащихся с целью организации индивидуальной помощи.
в течение учебного года.
9.
Координация работы с учителями предметниками, работающих в этих классах.
в течение учебного года.
«Тот, кто склонен противоречить и много болтать,
не способен изучить то, что нужно».
Демократ
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
-педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
- прогулы;
- стрессовая тактика педагогических воздействий;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса;
- несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей;
- нерациональная организация учебного процесса.
Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.
Типы слабоуспевающих учащихся:
1 тип.Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть...; отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их рассуждать.
2 тип.Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.
Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.
Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.
3 тип.Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.
Подтипы:
А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.
Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.
Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия. 2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости. 3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.
Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.
Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей. По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).
Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.
Исходя из вышеизложенного даютсярекомендации для последующей работы с учащимися:
в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;
учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;
активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную;
при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план
ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;
ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал;
при опросе создаются специальные ситуации успеха;
периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал;
входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности;
концентрировать внимание на наиболее важных и сложных
разделах изучаемой темы;
даются упражнения, направленные на устранение ошибок,
допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в Интернете;
контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;
каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
ФИО ребенка
Причины неуспеваемости
Использованные виды опроса
Формы ликвидации пробелов
Результат работы
Бехтер Антон Николаевич
Пропуск занятий из-за болезни
Письменный
Индивидуальные консультации
Повышение уровня знаний со среднего до достаточного
Задворкин Максим Александрович
Низкая активность во время уроков
Индивидуальный
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
Солод Артур Романович
Слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе
Устный
Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком