kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на подготовку к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хлебородненская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла


протокол № 1

от «31» августа 2017г.


Принята

педагогическим советом МКОУ Хлебородненской СОШ


протокол № 1

от «31» августа 2017г.


«Утверждаю»

И.о. директора МКОУ Хлебородненской СОШ


________ Н.В.Федосова


приказ № 44

от «31» августа 2017г.







Рабочая программа


по элективному курсу


«Общие закономерности живой природы»


для 9 класса


(общеобразовательное обучение)


2017-2018 учебный год







Составитель: учитель биологии

Дроздова Т.Г.















с. Хлебородное

2017

Количество недельных часов: 0,5

Количество часов в год: 17


Нормативно-правовая база


  • Примерная программа основного общего образования по биологии, рекомендованная Министерством образования и науки РФ/письмо № 03-1263 от 07.07.2005.

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Хлебородненской СОШ на 2015-2019г.г.






















планируемые результаты ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"


В результате изучения ученик должен


знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"


Раздел 1. Многообразие организмов.(13ч.)

Тема I. Многообразие видов. (1ч).

Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.

Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.


Тема 2. Царство растений (5ч).

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.

Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.

Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.

Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.

Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.

Усложнение растений в процессе исторического развития.


Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч).

Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.


Тема 4. Царство животных (6ч).

Основные отличия растений и животных. Систематика животных.

Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.

Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.

Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.

Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.


Раздел II. Надорганизменные системы (4ч).

Тема 1. Вид и популяции (2ч).

Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.


Тема 2. Экосистемы. (2ч)

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистем.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Раздел I. Многообразие организмов.

13


Тема I. Многообразие видов.

1

Тестирование

У-1

Тема 2. Царство растений.


5

Тестирование

У-6

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников.

1

Тестирование

У-7

Тема 4. Царство животных


6

Тестирование

У-13

Раздел II. Надорганизменные системы


4


Тема 1. Вид и популяции


2

Тестирование

У-15

Тема 2. Экосистемы


2

Итоговое тестирование

У-17

Итого:

17



























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Даты

Тема урока

Виды и формы контроля

план

факт

Раздел I. Многообразие организмов.(13ч)



Тема I. Многообразие видов. (1ч)




Многообразие организмов. Структурные элементы организмов.

Тестирование


Тема 2. Царство растений. (5ч)





Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.




Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей, мхов. Папоротникообразные, их свойства. Отдел Голосеменные, их особенности.





Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.




Многообразие растений и их происхождение.





Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира..

Тестирование


Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч)




Строение и жизнедеятельность прокариот. Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

Тестирование


Тема 4. Царство животных (6ч)





Особенности строения и жизнедеятельности животных. Систематика животных. Общая характеристика простейших.




Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.




Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.




Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие членистоногих, их систематика.




Тип Хордовые: особенности строения и развития.






Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.

Тестирование


Раздел II. Надорганизменные системы (4ч)



Тема 1. Вид и популяции (2ч)







Микроэволюция. Видообразование.






Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

Тестирование


Тема 2. Экосистемы (2ч)







Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Сукцессии. Агроэкосистемы.







Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.

Итоговое тестирование




Итого : 17 ч.


































Лист корректировки рабочей программы


Учебная четверть

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Корректирующие мероприятия









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"

Автор: Дроздова Татьяна Гавриловна

Дата: 12.09.2018

Номер свидетельства: 477629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии" "
    ["seo_title"] => string(69) "eliektivnyi-uchiebnyi-priedmiet-aktual-nyie-probliemy-kursa-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125673"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415029892"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства