kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на подготовку к ОГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хлебородненская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла


протокол № 1

от «31» августа 2017г.


Принята

педагогическим советом МКОУ Хлебородненской СОШ


протокол № 1

от «31» августа 2017г.


«Утверждаю»

И.о. директора МКОУ Хлебородненской СОШ


________ Н.В.Федосова


приказ № 44

от «31» августа 2017г.







Рабочая программа


по элективному курсу


«Общие закономерности живой природы»


для 9 класса


(общеобразовательное обучение)


2017-2018 учебный год







Составитель: учитель биологии

Дроздова Т.Г.















с. Хлебородное

2017

Количество недельных часов: 0,5

Количество часов в год: 17


Нормативно-правовая база


  • Примерная программа основного общего образования по биологии, рекомендованная Министерством образования и науки РФ/письмо № 03-1263 от 07.07.2005.

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Хлебородненской СОШ на 2015-2019г.г.






















планируемые результаты ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"


В результате изучения ученик должен


знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"


Раздел 1. Многообразие организмов.(13ч.)

Тема I. Многообразие видов. (1ч).

Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.

Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.


Тема 2. Царство растений (5ч).

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.

Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.

Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.

Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.

Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.

Усложнение растений в процессе исторического развития.


Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч).

Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.


Тема 4. Царство животных (6ч).

Основные отличия растений и животных. Систематика животных.

Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.

Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.

Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.

Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.


Раздел II. Надорганизменные системы (4ч).

Тема 1. Вид и популяции (2ч).

Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.


Тема 2. Экосистемы. (2ч)

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистем.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Раздел I. Многообразие организмов.

13


Тема I. Многообразие видов.

1

Тестирование

У-1

Тема 2. Царство растений.


5

Тестирование

У-6

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников.

1

Тестирование

У-7

Тема 4. Царство животных


6

Тестирование

У-13

Раздел II. Надорганизменные системы


4


Тема 1. Вид и популяции


2

Тестирование

У-15

Тема 2. Экосистемы


2

Итоговое тестирование

У-17

Итого:

17



























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Даты

Тема урока

Виды и формы контроля

план

факт

Раздел I. Многообразие организмов.(13ч)



Тема I. Многообразие видов. (1ч)




Многообразие организмов. Структурные элементы организмов.

Тестирование


Тема 2. Царство растений. (5ч)





Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.




Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей, мхов. Папоротникообразные, их свойства. Отдел Голосеменные, их особенности.





Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.




Многообразие растений и их происхождение.





Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира..

Тестирование


Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч)




Строение и жизнедеятельность прокариот. Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

Тестирование


Тема 4. Царство животных (6ч)





Особенности строения и жизнедеятельности животных. Систематика животных. Общая характеристика простейших.




Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.




Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.




Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие членистоногих, их систематика.




Тип Хордовые: особенности строения и развития.






Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.

Тестирование


Раздел II. Надорганизменные системы (4ч)



Тема 1. Вид и популяции (2ч)







Микроэволюция. Видообразование.






Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

Тестирование


Тема 2. Экосистемы (2ч)







Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Сукцессии. Агроэкосистемы.







Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.

Итоговое тестирование




Итого : 17 ч.


































Лист корректировки рабочей программы


Учебная четверть

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Корректирующие мероприятия









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"

Автор: Дроздова Татьяна Гавриловна

Дата: 12.09.2018

Номер свидетельства: 477629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии" "
    ["seo_title"] => string(69) "eliektivnyi-uchiebnyi-priedmiet-aktual-nyie-probliemy-kursa-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125673"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415029892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства