Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному учебному предмету "Общие законы биологии"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хлебородненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
протокол № 1
от «31» августа 2017г.
Принята
педагогическим советом МКОУ Хлебородненской СОШ
протокол № 1
от «31» августа 2017г.
«Утверждаю»
И.о. директора МКОУ Хлебородненской СОШ
________ Н.В.Федосова
приказ № 44
от «31» августа 2017г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Общие закономерности живой природы»
для 9 класса
(общеобразовательное обучение)
2017-2018 учебный год
Составитель: учитель биологии
Дроздова Т.Г.
с. Хлебородное
2017
Количество недельных часов: 0,5
Количество часов в год: 17
Нормативно-правовая база
Примерная программа основного общего образования по биологии,рекомендованная Министерством образования и науки РФ/письмо № 03-1263 от 07.07.2005.
Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Хлебородненской СОШ на 2015-2019г.г.
планируемые результаты ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"
В результате изучения ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ"
Раздел 1. Многообразие организмов.(13ч.)
Тема I. Многообразие видов. (1ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
Тема 2. Царство растений (5ч).
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.
Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч).
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
Тема 4. Царство животных (6ч).
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Раздел II. Надорганизменные системы (4ч).
Тема 1. Вид и популяции (2ч).
Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Тема 2. Экосистемы. (2ч)
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Количество часов
Контрольные мероприятия
Раздел I. Многообразие организмов.
13
Тема I. Многообразие видов.
1
Тестирование
У-1
Тема 2. Царство растений.
5
Тестирование
У-6
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников.
1
Тестирование
У-7
Тема 4. Царство животных
6
Тестирование
У-13
Раздел II. Надорганизменные системы
4
Тема 1. Вид и популяции
2
Тестирование
У-15
Тема 2. Экосистемы
2
Итоговое тестирование
У-17
Итого:
17
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Даты
Тема урока
Виды и формы контроля
план
факт
Раздел I. Многообразие организмов.(13ч)
Тема I. Многообразие видов. (1ч)
Многообразие организмов. Структурные элементы организмов.
Тестирование
Тема 2. Царство растений. (5ч)
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.
Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей, мхов. Папоротникообразные, их свойства. Отдел Голосеменные, их особенности.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение.
Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира..
Тестирование
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч)
Строение и жизнедеятельность прокариот. Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.
Тестирование
Тема 4. Царство животных (6ч)
Особенности строения и жизнедеятельности животных. Систематика животных. Общая характеристика простейших.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие членистоногих, их систематика.
Тип Хордовые: особенности строения и развития.
Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.
Тестирование
Раздел II. Надорганизменные системы (4ч)
Тема 1. Вид и популяции (2ч)
Микроэволюция. Видообразование.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.
Тестирование
Тема 2. Экосистемы (2ч)
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Сукцессии. Агроэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.