Просмотр содержимого документа
«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Творческая работа
«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
Автор: Евтушенко Ольга Николаевна учитель биологии высшей категории МБОУСОШ№38 г.Шахты Ростовской области
СОДЕРЖАНИЕ
І. Введение ------------------------------------------------------------------------ с.3
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС------------------------------------------------------------------------------------ с.4-9
2.1. Место проектной исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения. -------------------------------------------- с.4
2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности. ------------------------------------------------------------------------- с.5-6
Литература --------------------------------------------------------------------- с.8
І. Введение.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Цель работы:
Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности,повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Задачи:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Актуальность:
Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
Проблема:
Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией;
Не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях, снижается интерес к знаниям;
Снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней.
Преимущества:
Формирование УУД
Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
Формирование умений учиться.
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2.1.Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС
нового поколения.
Исследовательская деятельность учащихся прописана в Стандарте образования. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности и всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?
1.Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе - планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты.
2.Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
3.Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход;
Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем - предметником. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
2.2.Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результатаЧерез проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; -умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); -умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: -умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.; -умение вести дискуссию; -умение отстаивать свою точку зрения; -умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки: -навыки монологической речи; -умение уверенно держать себя во время выступления; -артистические умения; -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; -умение отвечать на незапланированные вопросы.
В своей работе я использую проектную деятельность при обучении биологии. Проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.
1 ступень 5-6 класс:
Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ.
Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс:
Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень:
9-11 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
Классно-урочная деятельность. На самом обычном уроке биологии ,а так же при выполнении лабораторных или практических работ можно постоянно что-то исследовать или создавать проект. Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные. Метод проектов применяю при изучении разных тем.
Так как на изучение биологии по ФГОС в 5 классе отводится всего 1 час в неделю, то более углубленно изучить заинтересовавшую учащихся тему не можем, поэтому предлагаю задания, которые предусматривают выполнение проектов. Например, по темам : «Фенологические наблюдения»,«Среды обитания», «Методы изучения живой природы», «Клетка» и т. д., дети с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют.
Так, при изучении темы «Значение бактерий» школьники выполняют творческую работу. Используя интернет технологии, результат представили в виде информационных плакатов. В работе отразили правила поведения, которые позволят не заразиться опасными болезнетворными бактериями.
При изучении темы «Плесневые грибы» было решено, что работа над проектом будет осуществляться в домашних условиях. Цели и задачи работы над проектом были сформулированы совместно: формирование представлений у учащихся о строении и роли плесневых грибов в природе и жизни человека. Исходя из этого были поставлены и задачи: изучить строение плесневых грибов; раскрыть роль плесневых грибов в природе и жизни человека; вырастить плесень самим (в домашних условиях); научиться фиксировать результаты опытов; делать выводы. Чтобы проверить и подтвердить гипотезу, пятиклассники наблюдали за развитием плесени на разных пищевых продуктах. В результате работы разработали памятку для хранения продуктов, каждая группа защищала свой проект.
Использую домашние задания исследовательского характера .Это позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. В курсе ботаники есть темы, которые требуют экспериментальных доказательств. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена это тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода. Ребята фиксируют все свои действия, и отчёт представляют классу.
С учащимися 8 класса был создан проект«Видовой состав беспозвоночных животных зимой в реке Грушевка».Он требовал выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобрела все более ярко выраженный научный характер.
Учащаяся 10класса Титова А. самостоятельно выбрала тему проекта – «Влияние сменной обуви на здоровье школьника».В ходе исследования она
1. Выявила влияние обуви на опорно-двигательный аппарат школьника.
2. Определила медицинские требования к обуви
4. Исследовала соответствие школьной сменной обуви критериям комфорта и здоровья.
5. Разработала рекомендации по профилактике выявленных отклонений ушкльников нашей школы.
Ученица 10 класса Семцива С. так же самостоятельно выбрала тему проекта «Влияние плавания на здоровье школьника» т.к. является кандидатом в мастера спорта по плаванию , эта тема ей близка и интересна. Проект был долгосрочный…..Она использовала следующие методы исследования: изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме, эксперимент и анализ полученных данных. В ходе работы она выявила влияние плавания на физическое развитие и физическую подготовленность детей школьного возраста.
Проводили долгосрочный, групповой метапредметный проект совместно с учителем физики Аксеновой Е.Б. и учителем химии Ильченко Г.Н. «Вода.Свойства воды». Цели и проблемы метапредметного проекта определись, исходя из характера интеграции и соотношения объемов материала по биологии, химии и физике .Необходимо было активное участие учителей-предметников, чтобы проект достигал не только целей по каждому предмету, но и давал прирост в знаниях по интегрируемым дисциплинам. Материал достаточно объемный , содержит большое количество новых понятий, которые необходимо не только запомнить, но и осмыслить. И здесь как раз имелась большая возможность так организовать групповую работу учащихся над проектом, чтобы все его участники были не просто исследователями, но и смогли выступать в роли обучающих. Каждая группа работала по плану, разрабатываемому совместно учителями и участниками проекта. Тщательно прорабатывались все этапы подготовки и реализации данного проекта, определялись возможные источники информации. Ребятам приходится работать с различными словарями, справочниками, энциклопедиями, подбирать необходимые фото- и видеоматериалы, осуществлять поиск по сети Интернет.
В ходе работы над проектом решались и воспитательные задачи, так как работа в группе требует от участников взаимной поддержки и помощи, индивидуальной ответственности каждого (от моего личного вклада зависит успех выполняемой группой работы). Каждый переживал за результат своего труда и членов его группы - их общий продукт деятельности. Были проведены эксперименты по химии, биологии и физике. Ученики «добывали» необходимые знания, сами делали выводы, представляли результаты своего проекта в форме презентации, используя мультимедийный проектор. И, следовательно, такую деятельность можно по праву считать продуктивной.
Школа – второй д Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Цветники и клумбы являются одним из основных средств декоративного оформления земельных территорий. В летний и осенний периоды уже невозможно представить школу без цветников. Они выступают в роли «изюминки», придают шарм и неповторимость пришкольному участку.
Цели проекта:
декоративное оформление пришкольного участка;
формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью.
Задачи проекта:
развитие ответственной позиции детей по отношению к окружающему миру;
усовершенствование экологически привлекательного пространства возле школы;
формирование комфортной среды для учащихся;
создание эстетического удовольствия для общества;
воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе, уважение к результатам труда.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
По сфере применения результатов: социальный.
По ширине охвата содержания: внепредметный, межпредметный (окружающий мир, технология, изобразительное искусство).
По времени работы: долгосрочный.
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения.
Актуальность: Актуальность заключается в том, что с одной стороны, экологическая тема является наиболее важной и приоритетной, а с другой стороны мы рассматриваем проект создание клумбы, как одного из элементов социально-значимого проекта в форме креативного ландшафтно-дизайнерского решения..
Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение «ландшафтная архитектура» впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.
Искусственные ландшафты, созданные по современным дизайн - проектам - это места, где красиво, уютно и ухоженно, ну, и конечно, здесь просто комфортно находиться и просто отдохнуть.
Свою работу мы начали с выбора места для цветника на территории школы.
Создание красивой клумбы – настоящее искусство, здесь нужно принимать в учет многое – типы растений, их сочетаемость, особенности посадки. Но важную роль при создании нашего проекта играет схема и выбор растений, согласно которой высаживаются цветы.
Клумбу оформили однолетними и многолетними растениями.Растения на клумбе не должны быть ядовитыми, колючими, с сильным запахом (чтобы не вызывать аллергию), не должны иметь ни каких плодов и ягод, чтобы дети не ели их зелёными.
Высаживая цветы на клумбы, следует помнить, что цвет по-разному действует на учащихся: зелёный, жёлтый, синий – успокаивает, красный – возбуждает. Цветы лучше использовать яркие, жизнерадостные, привлекательные. Желательно преобладание низкорослых сортов цветов.
Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:
-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительную динамику уровня обученности (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ) -качественную динамику мотивации учебной деятельности; -прочные навыки проектной деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
- формируется культура умственного труда, развиваются способности к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом.
- окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.