Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"
Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-11классов общеобразовательных школ, рассчитана на 34 часа. Данная программа может изучаться как самостоятельный курс, а также проводиться параллельно с уроками общей биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"»
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Кабанская средняя общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете
«Утверждаю»
протокол №_____от «___»____________2020
Директор МАОУ «Кабанская СОШ»
_____________В.И.Вяткина
«___»_____________2020
ПРОГРАММА
элективного курса по биологии
Решение задач по генетике
10 -11 класс
Карпова Елена Ивановна
Учитель биологии,химии
Высшая категория
Кабанск 2020
Пояснительная записка
Генетика-это наука, которая ищет ответы на вопрос о том, почему живые существа, растения и человек такие, какие они есть, и почему и каким образом они могут меняться.
Мы только начинаем привыкать к тому, что в генетике, как в химии и физике, можно ставить и решать задачи. Решение задач, как учебно-методический прием имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, развивает у школьников логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы, существенно расширяет кругозор.
Генетические задачи включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии, причем в структуре экзаменационной работы считаются заданиями повышенного уровня сложности.
Как известно, количество часов (1 час в неделю), отводимых на изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к тому, что некоторые темы курса учащиеся осваивают фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. И как показывает практика, одной из таких тем является «Решение генетических задач». Для успешного решения задач по генетике учащиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания учащихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков. Следовательно, без дополнительных занятий научить школьников решать генетические задачи невозможно. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-11классов общеобразовательных школ, рассчитана на 34 часа. Данная программа может изучаться как самостоятельный курс, а также проводиться параллельно с уроками общей биологии.
Цели курса:
дать учащимся знания по решению генетических задач, которые необходимы для успешной сдачи экзамена (часть «С» ЕГЭ);
раскрыть роль генетики в познании механизмов наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.
Задачи курса:
формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении задания части «С» ЕГЭ
развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения.
Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса предполагается составление пособия, в который войдут родословные и задачи составленные учениками.
Требования к усвоению учебного материала.
Учащиеся должны знать:
основные понятия, термины генетики
генетическую символику;
генетические основы наследственных заболеваний
алгоритм решения задач
Учащиеся должны уметь:
решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
профилактики наследственных заболеваний;
оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Содержание программы.
Введение. (1 час)
Основные понятия генетики .Генетическая символика.
Общие методические рекомендации по решению генетических задач.
Алгоритм решения генетических задач. Оформление задач.
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ).
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика».
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Второй и третий законы Менделя.
Анализирующее и возвратное скрещивание.
Неполное (промежуточное) наследование.
Кодоминирование на примере наследования групп крови.
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»
Тема 2 Хромосомная теория наследственности. (6 часов)
Актуализация теоретических знаний Хромосомная теория наследственности, опыты Бэтсона У., Пеннета Г., Моргана Т., закон Моргана. Кроссинговер и группы сцепления, генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола, аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, гемизиготность.
Тематика задач:
определение расстояния между генами;
определение вероятности фенотипов потомства, если гены локализованы в одной хромосоме;
определение вероятности фенотипов потомства, если гены локализованы в одной хромосоме, но кроссинговер при этом не происходит.
наследование признаков, сцепленных сполом
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Сцепленное наследование»
Тема 3Взаимодействие генов (5 часов)
Актуализация теоретических знаний Типы неаллельного взаимодействия генов комплементарность, эпистаз, полимерия, множественное действие генов .Цитоплазматическая наследственность.
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»
Тема 4. Генетика человека. (5 часов)
Актуализация теоретических знаний. Основные методы изучения наследственности человека.Анализ родословных. Составление родословных. Решение задач. Демонстрация презентаций.
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика», «Основные этапы решения задач». Справочный материал.
Тема 5. Генетика популяций. (4часа)
Генетическая структура популяций, частота встречаемости генов, генотипов. Закон Харди – Вайнберга:
Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)
Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», «Генетическая символика», «Основные этапы решения задач».
Решение заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (4 часа).
Резервное время (1 час).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Тема урока
Вид занятия
Дата
Примечание
1
Введение. 1 час
Основные понятия генетики .Генетическая символика.
Общие методические рекомендации по решению генетических задач.
Алгоритм решения генетических задач. Оформление задач.
Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование.
Урок-практикум
6
Взаимодействие аллельных генов .Кодоминирование
КУ
7
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Полигибридное скрещивание
КУ
8
Решение задач на дигибридное скрещивание, взаимодействие аллельных генов .
Урок-практикум
9
Решение задач по теме «Классические законы Г. Менделя.
Урок обобщение, проверочная работа
10
Хромосомная теория наследственности.
(6часов)
Сцепленное наследование генов
КУ
11
Решение задач на сцепленное наследование генов
Урок-практикум
12
Генетика пола. Варианты определения пола. Хромосомное определение пола.
КУ
13
Наследование сцепленное с полом. Решение задач на наследование, сцепленное с полом.
КУ
14
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом.
Урок-практикум
15
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом.
Урок контроля
16
Взаимодействие генов (5 часов)
Взаимодействие неаллельных генов. Типы неаллельного взаимодействия генов
КУ
17
Взаимодействие неаллельных генов. Типы неаллельного взаимодействия генов
КУ
18
Практикум по решению задач на взаимодействие неаллельных генов
Урок-практикум
19
Практикум по решению задач на взаимодействие неаллельных генов
Урок-практикум
20
Практикум по решению задач различных типов.
Урок контроля
21
Генетика человека. (5 часов)
Основные методы изучения наследственности человека.
КУ
22
Генеалогический метод. Анализ родословных.
КУ
23
Генеалогический метод. Анализ родословных
Урок-практикум
24
Практикум Составление родословных.
Урок-практикум
25
Практикум Составление родословных.
Урок-практикум
26
Генетика популяций. (4часа)
Генетическая структура популяций, частота встречаемости генов, генотипов. Закон Харди – Вайнберга.
КУ
27
Примеры решения задач
КУ
28
Практикум по решению задач
Урок-практикум
29
Практикум по решению задач
Урок-практикум
30
Решение заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
Урок-практикум
31
Решение заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
Урок-практикум
32
Решение заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
Урок-практикум
33
Решение заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
Урок
контроля
34
Резервное время
Перечень учебно-методических средств обучения.
Список используемой литературы.
1.Общая биология:Учебник для10-11 кл. шк.с углубленным изучением биологии /А.О. Рувинский, С.М. Глаголева и др.; Под ред. А.О.Рувинского- М. Просвещение,1993 -544с.
2.Биология. Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс /авт-сост. В.И. Жуков – Волгоград: Учитель,2007 -108с.
3.Биология. 10-11классы:элективные курсы /авт.-сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград, 2007 -151с.
4. Биология и экология. 10-11классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая – Волгоград: Учитель,2008- 203с.
5 Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост.М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина - – Волгоград: Учитель,2007- 167с.
6. Биология. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова.II ч. Авт-сост. А.Ю. Гаврилова – Волгоград: Учитель,2005 – 126с.
7.Болгова И.В.Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы / И.В. Болгова.- М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2006 – 256 с.
8. Каменский А.А.,Криксунов Е.А., Пасечник В.В.. Учебник для 10-11 класса. М. Дрофа. 2017.
9.Соколовская.Б.Х. 120 задач по генетике ( с решениями): Для школьников, лицеистов и гимназистов. М.: Центр РСПИ, 1001.- 85с
object(ArrayObject)#872 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач» 10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю в полугодие) "
["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
["file_id"] => string(6) "119037"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1413308201"
}
}