ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ» для учащихся 10-11 классов
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ» для учащихся 10-11 классов
Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Расширение и углубление знаний о генетике и селекции животных и растений, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.
2.Помочь учащимся овладеть современными достижениями в области генетики.
3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.
4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ» для учащихся 10-11 классов »
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования»
МР «Усть - Алданский улус (район)»
МБОУ «Тандинская СОШ»
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ»
для учащихся 10-11 классов
Учитель биологии и химии
Аммосова Е.Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Расширение и углубление знаний о генетике и селекции животных и растений, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.
2.Помочь учащимся овладеть современными достижениями в области генетики.
3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.
4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: лекции, беседы, диспуты, практические работы по решению задач. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны:
1.Владеть терминологией и знать основные понятия в области генетики человека.
2.Уметь характеризовать механизмы наследственности и изменчивости человека.
3.Приобрести дополнительные знания в области современной генетики.
4.Уметь решать задачи по генетике разной степени сложности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем
Всего часов
Теория
Практика
1 раздел. Введение.
Тема № 1. Предмет «Генетика». История развития генетики.
Тема № 28-29.Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга.
Тема №30. Медико-генетическое консультирование.
7
5
1
1
1
1
1
2
1
-
-
1
-
7 раздел. Генетика и селекция.
Тема №31. Евгеника и неоевгеника.
Тема №32. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.
2
2
1
1
-
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни.
Тема № 33.Влияние деятельности человека на генофонд популяций.
Тема № 34. Семинар: «Здоровье в наших руках».
2
1
1
1
1
-
-
Всего:
34
23
11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 раздел. Введение. (2 часа)
Задачи, методы генетики. История развития и становления генетики как науки. Основные генетические понятия.
2 раздел. Молекулярные основы наследственности. (1 час)
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК в связи с выполняемыми функциями. Строение гена эукариотической клетки. Строение и виды хромосом. Кариотип человека.
Независимое наследование генов при полном и неполном доминировании. Законы Г.Менделя. Явление взаимодействия аллельных генов. Множественный аллелизм и кодоминирование. Наследование групп крови человека по системе АВО. Явление сцепления генов. Закон Т.Моргана. Кроссинговер как нарушение сцепления генов и источник комбинативной изменчивости. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.
4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. (6 часов)
Определение пола живых существ. Хромосомное определение пола. Тератогены и тератогенез. Заболевания, сцепленные с полом. Наследование признаков, определяемое и зависимое от пола. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.
5 раздел. Наследственная изменчивость. (5 часов)
Типы наследственной изменчивости человека. Мутации, типы мутаций. Заболевания человека, вызванные мутациями. Альбинизм, серповидно-клеточная анемия, гемофилия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Дауна. Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Изменчивость при обмене генетической информацией.
6 раздел. Методы исследования генетики человека. (7 часов)
Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод. Составление и анализ родословных. Цитогенетический метод. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Медико- генетическое консультирование.
7 раздел. Генетика и селекция. (2 часа)
Евгеника и неоевгеника. Биотехнология. Методы генной и клеточной инженерии, их практическое использование в жизни человека.
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. (2 часа)
Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Заболевания, связанные с факторами среды. Алкоголизм, наркомания, табакокурение как факторы, влияющие на наследственность. Здоровый образ жизни и мониторинг состояния здоровья.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 .Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. –М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. – газ. «Биология», №15, 2003.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач» 10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю в полугодие) "
["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
["file_id"] => string(6) "119037"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1413308201"
}
}