kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ» для учащихся 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.

         Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.

         Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

ЦЕЛЬ КУРСА:

 Расширение и углубление знаний о генетике и селекции животных и растений, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.

 ЗАДАЧИ КУРСА:

1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.

2.Помочь учащимся овладеть  современными достижениями в области генетики.

3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.

4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ» для учащихся 10-11 классов »

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Управление образования»

МР «Усть - Алданский улус (район)»

МБОУ «Тандинская СОШ»




























ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ и ГЕНЕТИКИ»

для учащихся 10-11 классов















Учитель биологии и химии

Аммосова Е.Ф.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.

Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.



ЦЕЛЬ КУРСА:

Расширение и углубление знаний о генетике и селекции животных и растений, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.



ЗАДАЧИ КУРСА:

1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.

2.Помочь учащимся овладеть современными достижениями в области генетики.

3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.

4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.



МЕТОДЫ РАБОТЫ: лекции, беседы, диспуты, практические работы по решению задач. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:



Учащиеся должны:

1.Владеть терминологией и знать основные понятия в области генетики человека.

2.Уметь характеризовать механизмы наследственности и изменчивости человека.

3.Приобрести дополнительные знания в области современной генетики.

4.Уметь решать задачи по генетике разной степени сложности.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1 раздел. Введение.

Тема № 1. Предмет «Генетика». История развития генетики.

Тема № 2. Основные понятия в генетике.

2

1



1

-



-

2 раздел. Молекулярные основы наследственности.

Тема № 3. Упаковка генетического материала. Строение гена, хромосом. Кариотип человека.

1

1

-

3 раздел. Способы наследования признаков.

Тема № 4-5. Независимое наследование генов. Полное и неполное доминирование. Летальные мутации.

Тема № 6-7.Множественный аллелизм. Кодоминирование. Наследование групп крови.

Тема № 8-9.Сцепление генов. Кроссинговер как причина появления новых генотипов.

Тема № 10-11. Взаимодействие генов –комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.

Тема №12.Решение задач по разным типам наследования признаков.

9

4

1



1


1


1



-

5

1





1


1



1

4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола.

Тема № 13.Хромосомный механизм определения пола.

Тема № 14.Тератогены и тератогенез.

Тема № 15-16. Наследование болезней, сцепленных с полом.

Тема № 17. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.

Тема № 18.Решение задач по генетике пола.

6

4


1


1

1


1


-

2


-


-

1


-


1

5 раздел. Наследственная изменчивость.

Тема № 19. Виды наследственной изменчивости человека.

Тема № 20.Мутации, типы мутаций. Мутации у человека.

Тема № 21-22.Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций.

Тема № 23.Изменчивость при обмене генетической информацией.

5

4

1


1


1


1

1

-


-


1

6 раздел. Методы исследования генетики человека.

Тема № 24-25. Генеалогический метод.

Тема № 26. Цитогенетический метод.

Тема № 27. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы.

Тема № 28-29.Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга.

Тема №30. Медико-генетическое консультирование.

7

5


1

1

1


1


1

2


1

-

-


1


-

7 раздел. Генетика и селекция.

Тема №31. Евгеника и неоевгеника.

Тема №32. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.

2

2

1

1

-

8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни.

Тема № 33.Влияние деятельности человека на генофонд популяций.

Тема № 34. Семинар: «Здоровье в наших руках».

2

1



1


1

1



-


-

Всего:

34

23

11





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 раздел. Введение. (2 часа)

Задачи, методы генетики. История развития и становления генетики как науки. Основные генетические понятия.

2 раздел. Молекулярные основы наследственности. (1 час)

Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК в связи с выполняемыми функциями. Строение гена эукариотической клетки. Строение и виды хромосом. Кариотип человека.

3 раздел. Способы наследования признаков. (9 часов)

Независимое наследование генов при полном и неполном доминировании. Законы Г.Менделя. Явление взаимодействия аллельных генов. Множественный аллелизм и кодоминирование. Наследование групп крови человека по системе АВО. Явление сцепления генов. Закон Т.Моргана. Кроссинговер как нарушение сцепления генов и источник комбинативной изменчивости. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.

4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. (6 часов)

Определение пола живых существ. Хромосомное определение пола. Тератогены и тератогенез. Заболевания, сцепленные с полом. Наследование признаков, определяемое и зависимое от пола. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.

5 раздел. Наследственная изменчивость. (5 часов)

Типы наследственной изменчивости человека. Мутации, типы мутаций. Заболевания человека, вызванные мутациями. Альбинизм, серповидно-клеточная анемия, гемофилия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Дауна. Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Изменчивость при обмене генетической информацией.

6 раздел. Методы исследования генетики человека. (7 часов)

Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод. Составление и анализ родословных. Цитогенетический метод. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Медико- генетическое консультирование.

7 раздел. Генетика и селекция. (2 часа)

Евгеника и неоевгеника. Биотехнология. Методы генной и клеточной инженерии, их практическое использование в жизни человека.

8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. (2 часа)

Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Заболевания, связанные с факторами среды. Алкоголизм, наркомания, табакокурение как факторы, влияющие на наследственность. Здоровый образ жизни и мониторинг состояния здоровья.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 .Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. –М.: Издательство «Глобус», 2009.

2. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. – газ. «Биология», №15, 2003.

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2008. – (Биология)

4. Кузнецова В.Н. Никотин, алкоголь и наркотики –тератогены, - газ. « Биология», № 18, 2004.

5. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. Пос. (Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

6. Сысоев Т.Н. Генетика человека. Семинар в 10-х классах. – газ. «Биология», №2, 2002.

7. Шишкинская Н.А. Генетика. Селекция. Теория. Задания. Ответы. –Саратов: Лицей, 2005. – (Биология).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Аммосова Евдокия Федосьевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач»  10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю  в полугодие) "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "119037"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413308201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Элективный учебный предмет "Актуальные проблемы курса биологии" "
    ["seo_title"] => string(69) "eliektivnyi-uchiebnyi-priedmiet-aktual-nyie-probliemy-kursa-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125673"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415029892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства