kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии»

Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии


В своей работе я стараюсь придерживаться принципа древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я НАУЧУСЬ."

Считаю, что успех в настоящее время во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и после его осуществления оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня и в школе и в центрах развития творчества детей есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся и обучающихся - проектной деятельности.

Проект - часто употребляемое слово, которое звучит не только в учебных заведениях, но и на производствах различных сфер деятельности человека. Значит это нужно, значит это актуально. И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с этим словом.

Для развития технического мышления и творческого потенциала ребенка на занятиях по робототехнике, на мой взгляд, это очень важное направление. Кроме того, с этим связана работа Центра развития творчества.

Так что же такое проект?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (дословно) – «про» - устремление вперед, «ект» - камень.

Камень, брошенный вперед.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект – это:

  • Проблема

  • Проектирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

Классификация проектов:
  • по доминирующей деятельности обучающихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

  • по продолжительности – мини-проекты (1 занятие), краткосрочные (4-6 занятий), длительные (от месяца и более)

В своей работе мне приходится часто использовать мини и краткосрочные проекты.

  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;

  • по форме продукта (итогового результата) – анализ данных социологического опроса, дизайн – макет, модель создаваемого объекта, публикация в СМИ, размещение в Интернете, методическое пособие буклет, сборник сочинений, продукт питания, танец, сценарий, спектакль, мультимедийный продукт и т.д. Все зависит от того, что рассматривается в качестве проблемы.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе образования, дает возможность раннего формирования профессионально - значимых умений обучающихся, развивает их самостоятельность и ответственность. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В проектной деятельности есть определенные этапы:

    1. Проблемно-целевой

На первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной группы и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

    1. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

    1. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

    1. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

    1. Этап презентации – публичной защиты проекта

На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.

Какова же роль педагога в проектной деятельности? Авторитет педагога определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность обучающихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим обучающимся увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

А что же представляет собой проект для обучающегося? Для обучающегося проект

  • это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение проблемы. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и значим для самих открывателей.

При работе над проектом не всегда получается все гладко, так как возникают некоторые трудности при выборе, анализе и реализации проекта:

      1. Как определить сферу деятельности.

      2. Как выбрать тему проекта.

      3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.

      4. Как разработать технологию изготовления изделия.

      5. Как оформить отчет по проекту и его представить.

У обучающихся детского объединения «Робототехника», которым я руковожу с октября 2016 г. и по настоящее время, уже имеется опыт в данном направлении. За этот период ребята подготовили и представили 16 проектов:

  1. «Рождение атомной станции»

  2. «Робот-пожарный М»

  3. «Пешеходный разводной мост»

  4. «Мобильная космическая лаборатория».

  5. «Робототехнический комплекс «Green Forest»»

  6. «Учебный тренажер «Полет на Марс -2017»»

  7. «Стартовая площадка»

  8. «Транспортировщик «АнГав-2017»»

  9. «Исследовательская лаборатория»

  10. «Робот-исследователь»

  11. «Роботы для детской медицины»

  12. «Альтернативные источники энергии в нашем доме»

  13. «Робот - лесоруб»

  14. «Мобильная стартовая площадка «Моби -2017»»

  15. «Техника для разведки и добычи полезных ископаемых на Марсе»

  16. «Космический летательный аппарат типа «Шаттл»»

Для привития интереса детей к занятиям, в объединении проводится и внеурочная работа (экскурсии, соревнования, робототехнические марафоны, олимпиады, участие в экологических акциях, просмотры театральных постановок), которая помогает расширить их кругозор, адаптироваться в среде сверстников, познакомить обучающихся с окружающим нас миром и реализовать увиденное в проектах. Кроме того, эта работа позволяет мне выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы.

В заключении скажу, что проектная деятельность многогранна, эффективна, перспективна и неисчерпаема, а творчество в проектной деятельности помогает созидать новую реальность.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Малинина Елена Александровна

Дата: 04.12.2024

Номер свидетельства: 660803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства