Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии»
Проектная деятельность как компонент развития логического мышления и творческого потенциала обучающегося на уроках биологии
В своей работе я стараюсь придерживаться принципа древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙМНЕСДЕЛАТЬ— ИЯНАУЧУСЬ."
Считаю, что успех в настоящее время во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и после его осуществления оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня и в школе и в центрах развития творчества детей есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся и обучающихся - проектной деятельности.
Проект - часто употребляемое слово, которое звучит не только в учебных заведениях, но и на производствах различных сфер деятельности человека. Значит это нужно, значит это актуально. И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с этим словом.
Для развития технического мышления и творческого потенциала ребенка на занятиях по робототехнике, на мой взгляд, это очень важное направление. Кроме того, с этим связана работа Центра развития творчества.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранеезапланированногорезультата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект– это:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Классификация проектов:
по доминирующей деятельности обучающихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
по продолжительности – мини-проекты (1 занятие), краткосрочные (4-6 занятий), длительные (от месяца и более)
В своей работе мне приходится часто использовать мини и краткосрочные проекты.
по количеству участников – индивидуальные и групповые;
по форме продукта (итогового результата) – анализ данных социологического опроса, дизайн – макет, модель создаваемого объекта, публикация в СМИ, размещение в Интернете, методическое пособие буклет, сборник сочинений, продукт питания, танец, сценарий, спектакль, мультимедийный продукт и т.д. Все зависит от того, что рассматривается в качестве проблемы.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе образования, дает возможность раннего формирования профессионально - значимых умений обучающихся, развивает их самостоятельность и ответственность. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
В проектной деятельности есть определенные этапы:
Проблемно-целевой
На первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной группы и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.
Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.
Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.
Этап предварительной защиты
На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.
Этап презентации – публичной защиты проекта
На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.
Каковажерольпедагогавпроектнойдеятельности?Авторитет педагога определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность обучающихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим обучающимся увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Ачтожепредставляетсобойпроект дляобучающегося?Для обучающегося проект
это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение проблемы. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и значим для самих открывателей.
При работе над проектом не всегда получается все гладко, так как возникают некоторые трудности при выборе, анализе и реализации проекта:
Как определить сферу деятельности.
Как выбрать тему проекта.
Как выбрать модель, конструкцию изделия.
Как разработать технологию изготовления изделия.
Как оформить отчет по проекту и его представить.
У обучающихся детского объединения «Робототехника», которым я руковожу с октября 2016 г. и по настоящее время, уже имеется опыт в данном направлении. За этот период ребята подготовили и представили 16 проектов:
«Рождение атомной станции»
«Робот-пожарный М»
«Пешеходный разводной мост»
«Мобильная космическая лаборатория».
«Робототехнический комплекс «Green Forest»»
«Учебный тренажер «Полет на Марс -2017»»
«Стартовая площадка»
«Транспортировщик «АнГав-2017»»
«Исследовательская лаборатория»
«Робот-исследователь»
«Роботы для детской медицины»
«Альтернативные источники энергии в нашем доме»
«Робот - лесоруб»
«Мобильная стартовая площадка «Моби -2017»»
«Техника для разведки и добычи полезных ископаемых на Марсе»
«Космический летательный аппарат типа «Шаттл»»
Для привития интереса детей к занятиям, в объединении проводится и внеурочная работа (экскурсии, соревнования, робототехнические марафоны, олимпиады, участие в экологических акциях, просмотры театральных постановок), которая помогает расширить их кругозор, адаптироваться в среде сверстников, познакомить обучающихся с окружающим нас миром и реализовать увиденное в проектах. Кроме того, эта работа позволяет мне выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы.
В заключении скажу, что проектная деятельность многогранна, эффективна, перспективна и неисчерпаема, а творчество в проектной деятельности помогает созидать новую реальность.