Применение ИТК технологий для организации самостоятельной работы на уроках.
Применение ИТК технологий для организации самостоятельной работы на уроках.
Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, делают общение с учеником более содержательным, деятельным и с применением индивидуально – дифференцированного подхода. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, способствует индивидуальному подходу к каждому ученику. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без иллюстраций не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину происходящих процессов, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение ИТК технологий для организации самостоятельной работы на уроках. »
Применение ИТК технологий для организации самостоятельной работы на уроках.
«… знания можно предложить, но овладеть ими
может и должен каждый самостоятельно»
А. Дистервег
На сегодня Казахстан достойно держится на международном уровне в образовательном пространстве и готов расширять международный опыт. Казахстан развивается и старается не отклоняться от международных норм, ярким примером является информатизация системы образования.(5)
Огромные изменения происходят в нашей стране и предъявляют к подрастающему поколению более высокие требования к обучению и воспитанию, в таких условиях становится наиболее актуальным развитие творческого потенциала подростков. Главным, в обучении является ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. Основной задачей является создание и использование в учебном процессе современных электронных материалов, а также разработка средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса. (1, с.15)
В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности. Педагогические и нформационные технологии способствуют реализации поставленных целей в области образования. Педагог использует их в своей профессиональной деятельности. У каждого педагога за многие годы практики накоплен собственный опыт преподавания и выработан свой стиль взаимодействия с учащимися. В соответствии с меняющимися запросами общества изменяются стили обучения.(3, с. 8)
В Казахстане стартовал новый этап информатизации – признание электронного обучения ключевым направлением инновационного развития системы образования. В Республике вводится 12 летние образование. Весь процесс образования планируется перевести на цифровой формат. Постепенно вводится система e-learning, прогнозируется, что в 2020 году более 90% школ будут использовать электронную модель обучения. E-learning признана одной из прогрессивных на сегодняшний день форм обучения, которая динамично внедряется в системы образования многих стран мира. Реализация масштабного проекта электронного обучения станет прорывом в дальнейшей информатизации системы образования Казахстана. Книги заменят цифровые образовательные ресурсы-электронные учебники, пособия, УМК по предмету. (6)
В развитии электронного обучения решающая роль отводится педагогам, поэтому активно ведется работа по повышению их квалификации. Обучение учителей по 3-х месячным курсам Кембриджского университета это еще один этап к совершенствованию казахстанской системы образования. Центральная идея этой методики дать ребенку больше самостоятельности в получении новых знаний. Учитель в новой системе обучения скорее тренер, организатор образовательного процесса. Большую часть времени урока ученик должен будет получать информацию сам. По данной технологии вся система преподавания базируется на принципе самообразования, а значит наша задача педагогов в процессе обучения учащихся в группе увеличивать степень самостоятельности, развивать творческие способности каждого, из этого всего складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Оптимальным можно считать такое обучение, которое способствует овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Сочетание индивидуальной и групповой работы при выполнении разных видов творческих заданий формирует познавательный интерес. В дальнейшей работе учащиеся самостоятельно определяют пути исследования, учебной деятельности. Мерсер (2005 г.) показал, что взаимодействие со сверстниками играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений (4, с. 143).
Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, делают общение с учеником более содержательным, деятельным и с применением индивидуально – дифференцированного подхода. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, способствует индивидуальному подходу к каждому ученику. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без иллюстраций не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину происходящих процессов, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Для осуществления такой работы можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановит кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
5. Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.
6. Проведение лабораторного практикума а особенно в сельской школе затруднено из-за отсутствия необходимого оборудования. Многие лабораторные работы, проводимые в зимний период, требуют исследования натуральных объектов, которые можно найти только летом. Поэтому, при проведении таких лабораторных работ можно воспользоваться видео - лабораторией, где можно подобрать наиболее подходящий объект для исследования, а так же четкие и ясные рекомендации.
7. Организация работы учащихся по освоению материала темы, основанная на самоконтроле - обучающее тестирование. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. (2,с.26) Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с тестовой оболочкой (компьютерной программой). Учащийся получает возможность работать в удобном для него темпе и обращать внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, которые нуждаются в помощи, применяя индивидуальный подход.
Преподавателю, организующему самостоятельную работу учащихся, нужно их обеспечить всем спектром информационной и методической поддержки, при этом возрастает его стимулирующая и консультационно-методическая роль.
Методически обеспечить самостоятельную работу учащихся – значит
сформулировать цели и задачи самостоятельной работы
подобрать формы и определить содержание самостоятельной работы
подобрать тематическую и методическую литературу
разработать инструкции или методические указания
разработать формы контроля
составить перечень учебных мероприятий по сопровождению самостоятельной работы
Учащемуся же необходимо знать что, зачем и как ему нужно сделать. Преподавателю нужно определить, какие затруднения могут возникнуть в ходе не только выполнения работы, но и в ходе организации такого рода работы. Хорошим подспорьем персональной организации работы учащихся по выполнению самостоятельной работы будет служить учебно-методический комплекс (УМК), где необходимо разместить следующие материалы:
Перечень заданий для самостоятельной работы
Содержание заданий, выполняемых самостоятельно, в связке с занятиями по предмету, с обязательным указанием целей и задач их выполнении (обоснование);
Сроки выполнения заданий
Методические указания, которыми будут руководствоваться учащиеся при выполнении заданий;
Контролирующие задания (вопросы для самопроверки)
Критерии оценивания выполненных заданий
Список учебной литературы
Кроме того, важным является установление требований и общих ожиданий, т. е. преподаватель должен нацелить учащихся: а) на необходимость выполнения заданий для самостоятельной работы; б) на соблюдение сроков выполнения; в) на подготовку и ответственность.
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся является важным условием эффективности самостоятельной работы. Выделяют несколько основных форм контроля: текущий контроль, решение задач логического характера, конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно, представленный текст контрольной работы, тестирование по изучаемой теме, оценка знаний учащихся, отчёт о работе, представление продукта творческой деятельности, интернет конференции, обмен информационными файлами, электронные презентации, защита творческих работ и т.п.
Использование новых информационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, что создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к предмету, учитель успешно решает вопросы воспитания обучающихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.
"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не машины (компьютеры), а учителя!" отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим мы согласимся.
Литература
1. Апатова Н.В. "Информационные технологии в школьном образовании", М; изд-во РАО, 1994 г -228с.
2. Захарова И.Г. "Информационные технологии в образовании", М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 192 с.
3. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 272 с.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан второй (основной) уровень, стр. 143, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Интернет ресурсы - http://www.testent.ru/news/informatizacija_sistemy_obrazovanija_rk/2011-11-04-563