Практико-ориентированные уроки по биологии в рамках реализации личностно ориентированного обучения
Практико-ориентированные уроки по биологии в рамках реализации личностно ориентированного обучения
В курсе биологии «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс школьники начинают систематизированное усвоение знаний о живой природе. Важно приучить учащихся усваивать знания в единстве с методами их приобретения. Основной показатель усвоения знаний - это умение применять их в самостоятельной работе. Это умение достигается тогда, когда учащиеся выполняют познавательные действия в единстве с практическими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированные уроки по биологии в рамках реализации личностно ориентированного обучения»
Практико-ориентированные уроки по биологии в рамках реализации личностно-ориентированного обучения.
В курсе биологии «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс школьники начинают систематизированное усвоение знаний о живой природе. Важно приучить учащихся усваивать знания в единстве с методами их приобретения. Основной показатель усвоения знаний - это умение применять их в самостоятельной работе. Это умение достигается тогда, когда учащиеся выполняют познавательные действия в единстве с практическими. Систематическое проведение опытов и наблюдений с растениями, организация на уроках практических работ приучает учащихся выполнять различные действия с ботаническими объектами познавательные и практические, для овладения учебными и трудовыми умениями.
Практические работы играют определенную роль в решении современных учебно-воспитательных задач курса биологии. Особенно возросла роль практических работ по биологии в связи с реализацией учителями школьной программы, требующей не только усвоения биологических знаний, но и формирования определенной совокупности умений. Значительное место в программе отводится практическим умениям школьников: ставить опыты с растениями для изучения процессов их жизнедеятельности, проводить наблюдения, связанные с рядом биологических явлений и делать из них практические и теоретические выводы:
- работать с лупой и микроскопом;
-определять растения местных видов, принадлежащих к разным систематическим группам с помощью определителей;
- использовать, полученные на уроках знания, для ухода за зелеными насаждениями и выращивания культурных и декоративных растений.
Существенное место занимают и познавательные (интеллектуальные) умения, овладение которыми способствует развитию мышления учащихся при усвоении знаний:
- распознавать части клетки, ткани, органы растений, виды корневых систем, типы листьев, плодов, части семени и т.п.;
Включает показ основных частей стебля по таблице «Внутреннее строение стебля» ставится задача изучить особенности строения коры, камбия, древесины и сердцевины в связи с их функциями. Для ее решения проводится инструктаж, который включает показ основных частей стебля по таблице «Строение стебля дерева» и объяснения правил обращения с раздаточным материалом, лупой и микроскопом, а также письменное конкретное задание. В качестве отчета школьники сдают листки картона с расположенными на нем поперечным и продольным срезами древесной ветки и подписанными частями. После этого на таблице «Строение стебля дерева» учитель объясняет особенности клеточного строения, основных тканей стебля и в ходе беседы подводит учащихся к выводу о связи строения и формы клеток различных слоев стебля с их функциями.
Приведенный пример практической работы показывает ее значение в усвоении новых анатомо-морфологических понятий о внутреннем строении стебля древесных растений, а также формирование познавательных и практических умений учащихся.
Репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности направлен на усвоение готовых знаний и образцов действий. Выполняя репродуктивную практическую работу, учащиеся проявляют определенный уровень самостоятельности, что обеспечивает сознательное и прочное усвоение учебного материала.
Практические работы с элементами исследования поднимают познавательную деятельность учащихся на поисковый уровень, возбуждают интерес к самостоятельному изучению. Проведение опытов в ходе практических работ, как правило, связано с поисковой деятельностью учащихся, например, на уроке по теме: «Состав семян» учащимся можно предложить выполнить следующие практические и познавательные действия.
1. Положите несколько сухих семян пшеницы в пробирку и слегка нагрейте ее над пламенем спиртовки. Что наблюдается?
2. Положите в совочек несколько сухих семян пшеницы и нагрейте над пламенем спиртовки. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о том, какие вещества входят в состав семян и запишите их названия в схему «Состав семян».
- анализировать основные признаки растений различных семейств и классов;
- сравнивать определенные объекты и процессы, находить у них черты сходства и различия;
- устанавливать связи между строением и функциями клеток, тканей, органов и систем разных групп;
- выявлять взаимосвязи с факторами внешней среды.
Выработка перечисленных умений у учащихся позволяет им гибко оперировать понятиями и фактами, совершая такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление взаимосвязей, умозаключение и формирование выводов мировоззренческого характера.
Умение названных групп - практические, интеллектуальные, учебные
- успешно формируются тогда, когда овладение ими происходит в процессе самостоятельных практических работ.
Организуя практическую работу, необходимо опираться на предметную наглядность в сочетании с познавательными задачами, например, использовать гербарии местных видов растений с определенными карточками. Задания должны быть подробными, с четким выделением этапов работы. Усваивая структуру действий, их последовательность, учащиеся овладевают умением, например, распознавать части растений. Последующие практические работы выполняют с менее подробным инструктажем.Практические работы могут быть фронтальными,
групповыми или индивидуальными. Уровень самостоятельности учащихся зависит от вариативности заданий, элементов исследования в них, от степени новизны и сложности работы, от конкретности руководящих действий учителя, от отношения учеников к работе. В зависимости от типа и задач урока практические работы проводятся либо для усвоения учащимися новых знаний и приемов учебной работы, либо для иллюстрации и систематизации изученного материала, либо для закрепления и проверки знаний и умений учащихся.
Организация практической работы должна начинаться с постановки перед учащимися учебно-познавательной задачи. Например, при проведении практической работы на уроке «Внешнее строение стебля» ставится задача изучить особенности строения коры, камбия, древесины и сердцевины в связи с их функциями. Для ее решения проводится инструктаж.
1. Замесите из пшеничной муки комочек густого теста. Положите его на марлю и в стакане с водой промойте тесто до получения на марле клейкой тягучей массы. Пользуясь текстом учебника, определите это вещество и внесите его название в схему.
2. Часть помутневшей воды перелейте в пробирку и прилейте в нее 2-3 капли раствора йода. Что вы наблюдаете? Используя текст учебника, определите эту составную часть семени и внесите ее название в схему.
3. Положите на чистый лист бумаги семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге? Какое вещество есть в семенах?
4. Ответьте на вопрос: почему в сельском хозяйстве тщательно сортируют семена и проверяют их всхожесть перед посевом? Успешное проведение данной практической работы при изучении нового материала на уроке формирует у учащихся ряд важных умений: ставить опыты и проводить наблюдения, делать выводы из опытов, оформлять результаты наблюдений, работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы.
Каждую практическую работу важно завершать научным, практическим или мировоззренческим выводом. Так на уроке по изучению плесневых грибов учитель может организовать самостоятельное исследование школьниками данной группы растений, опираясь на ранее изученный материал о водорослях и шляпочных грибах и на умения учащихся работать с микроскопом.
Подводя итоги практической работы, учитель подчеркивает, что несмотря на некоторое внешнее сходство плесневых грибов с нитчатыми зелеными водорослями, между ними нет прямого родства. Грибы по современной классификации даже не считаются растениями. Они произошли от лишенных хлорофилла древних вымерших форм, а зеленые водоросли - от древних форм, имевших хлорофилл.
Практические работы, разные по учебным целям и по характеру заданий, определяющих репродуктивный, поисковый или творческий уровень самостоятельности учащихся, необходимо сочетать с различными средствами наглядности и работой с учебником.