kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение эффективности урока и качества знаний через повышение познавательной активности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описаны методы и приемы урока, повышающие качество знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности урока и качества знаний через повышение познавательной активности учащихся»

«Повышение эффективности уроков и качества знаний через повышение позновательной активности учащихся»



Учитель биологии Лаптева Т.Ф.


Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Слово «эффективность» в переводе означает – результат, какого-либо действия. Урок является основным компонентом школьного образования.

Сейчас разработаны новые методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.

Учителя ищут разные способы привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Разумеется, никто не требует «отмены» традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлеченность детей и, вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока.

Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования.Предмет размышлений – эффективность урока, основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.

Выделены следующие проблемы:

однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;

неполнота планирований целей урока, игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;

оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;

односторонний подход к дифференциации обучения;

увлечение фронтальными формами работы.

Требования к современному уроку

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока. Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно из- за пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность при работе над ними. Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать, за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.

Учебно-образовательный аспект определяет,какие предполагаются приращения в знаниях. Это может быть:

формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);

обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств;

формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.

формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);

формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности); контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Развитие мышления: умение выделить объекты сравнения; находить параметры и признаки сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать; умение строить аналогии; обобщать; систематизировать; объяснять понятия; ставить и решать проблему.

Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

Формирование интереса к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки.

Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.

Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны. Время достижения образовательных целей можно назвать более или менее точно, а вот достижение воспитательных целей и целей развития только приблизительно.

Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;

Формирование представления о познаваемости мира,; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).

Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке.

Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.

Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность.

Эстетическое воспитание.

Дидактические требования к современному уроку:

четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков:

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

реализация на уроке всех дидактических принципов;

создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку

К ним относятся: учет возрастных особенностей;

учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку:

температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости.

Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.

Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте; 2 - через 11-14 минут;3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут (по Высоцкой С.И.)

Классификация типов уроков:

изучения и первичного закрепления новых знаний;

закрепления новых знаний;

комплексного применения знаний;

обобщения и систематизации знаний;

проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов. Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Урок с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

Пассивные методы;

Активные методы;

Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Основу интерактивного обучения составляет интерактивный режим обучения, в котором информационные потоки носят двусторонний характер, так как построены на диалоговом взаимодействии субъектов педагогического процесса: учителя – ученика, ученика - учителя, учителя – класса. В интерактивном обучении изменяется механизм взаимодействия. Происходит смещение активности педагога к активности учащегося. По-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. Основу деятельности учащегося составляет модель «Я сам учусь», а не модель «Меня учат».

Основная идея современного учебного занятия – это идея свободного урока, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора на основе принципа уважения личности другого. Важными для проведения урока являются отзывчивость, доверие, соучастие обеих сторон: педагога и учеников. Такой подход формирует у каждого учащегося социальную активность, желание общаться с другими людьми, а также стимулирует профессиональную активность педагога. Такие подходы заставляют педагога пересмотреть свое отношение к методике подготовки и проведения учебного занятия (к технике написания конспекта, методам и приемам, средствам обучения, формам организации учебной деятельности учащихся) и изменить тактику поведения с учениками во время урока.

Успешность, эффективность урока во многом зависит от педагогической позиции учителя. В психологии выделяют разные уровневые позиции в общении.

- В позиции «сверху» инициатива на занятии принадлежит педагогу.

-В позиции «снизу» педагог намеренно создает условия для инициативности учащегося. Например, во время дискуссии он самоустраняется и принимает роль стороннего наблюдателя, предлагая ведущую роль кому-либо из учеников.

- Позиция «рядом» реализуется через так называемый «Мы – подход». Предлагая выполнение учебного задания, педагог уходит от позиции долженствования. Не «Вы должны и обязаны выполнить задание в срок», а «Нам нужно показать свое умение, доказать себе и всем, что мы можем сделать лучше других».

В течение занятия позиции педагога, естественно, могут меняться. В качестве наиболее оптимальной дистанционной психологической позиции можно назвать «близкую» позицию педагога. Педагогическая позиция – показатель педагогической культуры учителя.

Итак, средства обучения и результаты – две основные составляющие повышения эффективности учебного процесса.

Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:

• усвоение учащимися определенных знаний;

• развитие общеучебных умений и навыков;

• включенность учащихся в учебную деятельность;

• развитие у учащихся познавательных процессов;

• развитие рефлексии и оценочной деятельности;

• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;

• индивидуализация и дифференциация заданий;

• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;

• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);

• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);

• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.

Эффективный урок отличается:

  • Старательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов.

  • Взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов;

  • Конкретной и диагностической постановкой обучающих целей;

  • Ориентацией на разностороннее развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации;

  • Основательным владением самим учителем учебным материалом;

  • Научно обоснованной дидактической конструкцией урока, которая опирается на педагогические закономерности и принципы;

  • Напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учеников;

  • Опорой на достигнутый уровень обученности и субъективный опыт учащихся;

  • Хорошо налаженной обратной связью;

  • Эффективным использованием каждой минутой урока.


К высокой эффективности урока ведут многие пути. Конкретные условия работы, опыт, личные качества урока учителя подскажут ему другие пути и средства практического решения проблемы эффективности урока. Ведь труд учителя – дело творческое.

Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать. Содержание урока, организация и методы работы на каждом его этапе должны быть подчинены этой цели.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лаптева Татьяна Федоровна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Обучение через диалог на уроках литературы в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(72) "obuchieniie-chieriez-dialogh-na-urokakh-litieratury-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430585656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств "
    ["seo_title"] => string(113) "mietody-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia-uchashchikhsia-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-dietskoi-shkoly-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "238459"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444569548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства