Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности урока и качества знаний через повышение познавательной активности учащихся»
«Повышение эффективности уроков и качества знаний через повышение позновательной активности учащихся»
Учитель биологии Лаптева Т.Ф.
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Слово «эффективность» в переводе означает – результат, какого-либо действия. Урок является основным компонентом школьного образования.
Сейчас разработаны новые методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.
Учителя ищут разные способы привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Разумеется, никто не требует «отмены» традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлеченность детей и, вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока.
Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования.Предмет размышлений – эффективность урока, основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.
Выделены следующие проблемы:
однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;
неполнота планирований целей урока, игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;
оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;
односторонний подход к дифференциации обучения;
увлечение фронтальными формами работы.
Требования к современному уроку
Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока. Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно из- за пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность при работе над ними. Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать, за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.
Учебно-образовательный аспект определяет,какие предполагаются приращения в знаниях. Это может быть:
формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств;
формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности); контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:
Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие мышления: умение выделить объекты сравнения; находить параметры и признаки сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать; умение строить аналогии; обобщать; систематизировать; объяснять понятия; ставить и решать проблему.
Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.
Формирование интереса к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки.
Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.
Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны. Время достижения образовательных целей можно назвать более или менее точно, а вот достижение воспитательных целей и целей развития только приблизительно.
Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
Формирование представления о познаваемости мира,; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке.
Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность.
Эстетическое воспитание.
Дидактические требования к современному уроку:
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков:
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку
К ним относятся: учет возрастных особенностей;
учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку:
температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости.
Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте; 2 - через 11-14 минут;3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут (по Высоцкой С.И.)
Классификация типов уроков:
изучения и первичного закрепления новых знаний;
закрепления новых знаний;
комплексного применения знаний;
обобщения и систематизации знаний;
проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов. Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Урок с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
Пассивные методы;
Активные методы;
Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Основу интерактивного обучения составляет интерактивный режим обучения, в котором информационные потоки носят двусторонний характер, так как построены на диалоговом взаимодействии субъектов педагогического процесса: учителя – ученика, ученика - учителя, учителя – класса. В интерактивном обучении изменяется механизм взаимодействия. Происходит смещение активности педагога к активности учащегося. По-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. Основу деятельности учащегося составляет модель «Я сам учусь», а не модель «Меня учат».
Основная идея современного учебного занятия – это идея свободного урока, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора на основе принципа уважения личности другого. Важными для проведения урока являются отзывчивость, доверие, соучастие обеих сторон: педагога и учеников. Такой подход формирует у каждого учащегося социальную активность, желание общаться с другими людьми, а также стимулирует профессиональную активность педагога. Такие подходы заставляют педагога пересмотреть свое отношение к методике подготовки и проведения учебного занятия (к технике написания конспекта, методам и приемам, средствам обучения, формам организации учебной деятельности учащихся) и изменить тактику поведения с учениками во время урока.
Успешность, эффективность урока во многом зависит от педагогической позиции учителя. В психологии выделяют разные уровневые позиции в общении.
- В позиции «сверху» инициатива на занятии принадлежит педагогу.
-В позиции «снизу» педагог намеренно создает условия для инициативности учащегося. Например, во время дискуссии он самоустраняется и принимает роль стороннего наблюдателя, предлагая ведущую роль кому-либо из учеников.
- Позиция «рядом» реализуется через так называемый «Мы – подход». Предлагая выполнение учебного задания, педагог уходит от позиции долженствования. Не «Вы должны и обязаны выполнить задание в срок», а «Нам нужно показать свое умение, доказать себе и всем, что мы можем сделать лучше других».
В течение занятия позиции педагога, естественно, могут меняться. В качестве наиболее оптимальной дистанционной психологической позиции можно назвать «близкую» позицию педагога. Педагогическая позиция – показатель педагогической культуры учителя.
Итак, средства обучения и результаты – две основные составляющие повышения эффективности учебного процесса.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
• усвоение учащимися определенных знаний;
• развитие общеучебных умений и навыков;
• включенность учащихся в учебную деятельность;
• развитие у учащихся познавательных процессов;
• развитие рефлексии и оценочной деятельности;
• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
• индивидуализация и дифференциация заданий;
• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Эффективный урок отличается:
Старательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов.
Взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов;
Конкретной и диагностической постановкой обучающих целей;
Ориентацией на разностороннее развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации;
Основательным владением самим учителем учебным материалом;
Научно обоснованной дидактической конструкцией урока, которая опирается на педагогические закономерности и принципы;
Напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учеников;
Опорой на достигнутый уровень обученности и субъективный опыт учащихся;
Хорошо налаженной обратной связью;
Эффективным использованием каждой минутой урока.
К высокой эффективности урока ведут многие пути. Конкретные условия работы, опыт, личные качества урока учителя подскажут ему другие пути и средства практического решения проблемы эффективности урока. Ведь труд учителя – дело творческое.
Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать. Содержание урока, организация и методы работы на каждом его этапе должны быть подчинены этой цели.