kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОДРОСТОК И АЛКОГОЛЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей.

     «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

     Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одной из самых распространенных вредных привычек сейчас является употребление  алкогольных напитков.

     Поэтому цель нашей работы – выяснить, как влияет на здоровье человека, а точнее подростка,  алкоголь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОДРОСТОК И АЛКОГОЛЬ »

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

города Дубовки Волгоградской области







ПОДРОСТОК И АЛКОГОЛЬ





Подготовил ученик

9 «А» КЛАССА

МКОУ СОШ № 1

Филатов Ярослав














2012 г.

ВВЕДЕНИЕ


Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одной из самых распространенных вредных привычек сейчас является употребление алкогольных напитков.

Поэтому цель нашей работы – выяснить, как влияет на здоровье человека, а точнее подростка, алкоголь.


ЗАДАЧИ:

  1. Изучить физиологические основы влияния вредной привычки на организм.

  2. Выяснить влияние этилового спирта на активность амилазы слюны.

  3. Выяснить влияние алкогольных напитков на организм подростка.


Методы работы:

изучение теоретического материала, опыты, анализ, сравнение, анкетирование.




Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Абу-ль-Фарадж, сирийский писатель



I ЭТАП:

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Алкоголь стал обязательным атрибутом всех застолий, при этом его история насчитывает тысячи лет, в течении которых технологии изготовления спиртных напитков постоянно совершенствовались, и в конечном счёте становились настоящими шедеврами. Впервые алкогольные напитки было упомянуты ещё в восьмом тысячелетии до нашей эры, когда появилась керамическая посуда, позволявшая изготавливать спиртные напитки из винограда и диких фруктов. Так известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что папуасы не знали технологии искусственной обработки земли, но уже знали большое количество приготовления самых разнообразных алкогольных напитков.

Сам термин алкоголь арабского происхождения, именно арабам принадлежит честь первого изготовления хмельных напитков. Так, первая в истории водка была приготовлена неким арабом Рагем ещё 860 году. Легкая доступность технологий производства алкогольных напитков обусловила первоначальное огромное распространения пьянства, дебоша, волнообразного роста преступлений. Именно поэтому в исламе был установлен запрет на употребление алкогольных напитков, а нарушители этого запрета жестоко карались.

Подлинный расцвет технологии изготовления алкогольных напитков в замечательными вкусом и качеством приходится на средневековую Европу, где были существенно усовершенствованы технологии их приготовления, в частности был освоен способ перегона вина, что существенно увеличивало его качество и позволяла придать ему разнообразные вкусовые оттенки. Согласно легенде впервые перегон вина был осуществлён неким алхимиком Валентиусом, который провозгласил, ему удалось найти рецепт замечательного эликсира, позволяющего чувствовать человеку гораздо бодрее веселее и лучше без опасных последствий для здоровья.

Прототип водки изготовил в XI веке персидский врач Ар-Рази, который первым выделил этанол (этиловый спирт) путем перегонки. Коран запрещает мусульманам употребление любых спиртных напитков, поэтому арабы использовали эту жидкость (водку) исключительно в медицинских целях, а также для приготовления духов.

В России водка появилась в конце XIV века. В 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку (aqua vitae - “живая вода”) и представило ее князю Дмитрию Донскому. В Европе же от “аква виты” родились все современные крепкие напитки: бренди, коньяк, виски, шнапс и русская водка. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, “дух” вина (по-латыни spiritus vini), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском - “спирт”.

В 1429 году “аква вита” вновь была привезена в Москву иноземцами, на этот раз - в качестве универсального лекарства. При дворе князя Василия II Васильевича жидкость, по всей видимости, оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Вероятно, что идея разведения спирта, каковым в сущности и являлась “аква вита”, послужила толчком к производству русской водки, но уже, естественно, из зерна.

Способ производства водки стал предположительно известен в России во второй половине XV века и, вероятно, был обусловлен появлением хлебных излишков, требовавших быстрой обработки.

Уже в начале XVI столетия “горящее вино” повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта, которому позднее было суждено завоевать мир. Прошло много веков, но водка продолжает свой путь по земному шару, уничтожая все новые и новые души.

СПИРТНЫЕ НАПИТКИ: КРЕПКИЕ И СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ

Как известно, существуют различные виды алкогольных напитков. Их можно классифицировать по крепости, сырью, из которого они производятся или способу изготовления, а также по способу употребления, географическому происхождению и пр.

Наиболее понятной будет, пожалуй, классификация по содержанию алкоголя (крепости напитков). Таким образом, многочисленные виды спиртных напитков разделяются на слабоалкогольные и крепкие напитки.

К слабоалкогольным напиткам можно отнести джин-тоники, пиво, различные коктейли, виноградное вино, некоторые ликеры, бальзамы и настойки. Что касается процентного содержания алкоголя в напитках, то четких границ не существует. Так, в основном слабоалкогольными напитками считаются те, содержание спирта в которых не превышает 20-22%. Этот процент может изменяться в зависимости от норм, существующих в отдельно взятой стране, и достигать даже 28%.

Крепкие спиртные напитки в своей основе содержат дистиллят, полученный при перегонке перебродившего спиртового раствора (сусла). В процессе перегонки не только выделяется спирт и поднимается «градус» напитка (% содержания спирта), но и происходит его обогащение различными летучими компонентами и веществами перегоняемой браги.

Крепкие напитки – это аквавит, бренди, виски, водка, джин, коньяк, ликеры, ром, некоторые настойки и наливки. Производятся они во всем мире соответственно наличию сырья, климатическим условиям и национальным традициям.

Алкоголь: биология, анатомия

Чтобы понять, почему алкоголь умудряется поработить такое количество людей, нужно разобраться - как именно он ведет себя в организме и к каким последствиям это может привести. Как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

Этиловый спирт быстро всасывается в тонком кишечнике и поступает в кровоток. Поскольку спирт поглощается быстрее, чем расщепляется и удаляется из организма, его концентрация в крови быстро повышается. Малое количество алкоголя из крови выводится в неизмененном виде с мочой, потом и выдыхаемым воздухом. Окисление алкоголя происходит главным образом в печени, что создает около 740 калорий на 100 г чистого спирта. Степень угнетения алкоголем функций головного мозга зависит от концентрации спирта в крови. Концентрация спирта может измеряться в крови или оцениваться при измерении его содержания в выдыхаемом воздухе. Длительное употребление чрезмерного количества алкоголя повреждает многие органы, особенно печень, головной мозг и сердце. Подобно многим другим веществам, спирт может вызывать толерантность (устойчивость, привыкание), поэтому люди, которые регулярно выпивают чаще чем 2 раза в день, могут употреблять больше спиртного до опьянения, чем непьющие. У алкоголиков также возможна толерантность к другим успокаивающим препаратам, например принимающие барбитураты или бензодиазепины обычно нуждаются в повышении дозы для достижения терапевтического эффекта. Если алкоголик внезапно прекращает пить, то вероятность развития у него синдрома отмены (абстиненции) очень высока. Алкогольная абстиненция обычно начинается через 12—48 часов после того, как человек прекращает употреблять алкоголь. Легкие симптомы включают тремор, слабость, потоотделение и тошноту. У некоторых людей развиваются судороги (так называемая алкогольная эпилепсия). Если синдром отмены протекает тяжело, то на фоне неомраченного сознания может развиваться острый алкогольный галлюциноз. Другие нарушения непосредственно связаны с токсическим влиянием алкоголя на головной мозг и печень. Поврежденная алкоголем печень теряет способность освобождать организм от токсических веществ, что может вызывать печеночную кому. В этом случае отмечается апатия, сонливость, ступор и спутанность сознания, часто возникает необычный, хлопающий тремор рук. Печеночная кома представляет угрозу для жизни, поэтому лечение необходимо начать немедленно.

Основные эффекты воздействия длительного злоупотребления спиртным

  • Кровь: низкое содержание фолиевой кислоты может вызвать анемию и врожденные пороки плода; низкое содержание никотиновой кислоты - пеллагру (повреждение кожи, понос, депрессия); низкое содержание железа - железодефицитную анемию.

  • Желудочно-кишечный тракт: пищевод (воспаление (эзофагит), рак); желудок (воспаление (гастрит), язвенная болезнь); печень (воспаление (гепатит), цирроз, рак); поджелудочная железа (воспаление (панкреатит), снижение содержания сахара в крови, рак).

  • Сердечнососудистая система: сердце (патологический ритм сердечных сокращений (аритмия), сердечная недостаточность); кровеносные сосуды (повышенное артериальное давление, атеросклероз).

  • Нервная система: головной мозг (спутанность сознания, снижение координации, ослабление памяти (на недавние события), алкогольные психозы); периферическая нервная система (ухудшение функции нервов рук и ног, управляющих движениями, алкогольные полинейропатии, полиневриты).

ОПАСЕН ЛИ АЛКОГОЛЬ?

Спирт, содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсическим, наркотическим и мутагенным свойством.

Рефлекторное свойство: проявляется в отторжении алкоголя организмом: это жжение слизистых оболочек рта и желудка. Оно обусловлено способностью спирта активно связывать воду, что вызывает последующее резкое повышение слюноотделения и рвоту. Таким способом организм защищается и предупреждает человека об опасности отравления. Эта реакция организма аналогична реакциям на многие другие отравляющие вещества.

Токсическое свойство алкоголя проявляется в разрушении организма, так как он непосредственно растворяет липидные оболочки клеток, особенно нервных, и впоследствии отравляет весь организм продуктами своего распада. При этом если сам алкоголь хорошо растворяется в воде и, следовательно, сравнительно быстро покидает организм, то продукты его распада, напротив, остаются в человеке надолго, отравляя его.

Наркотическое свойство этанола обусловлено подобием его биохимического воздействия на нервные окончания воздействию собственных эндоморфинов человека. Снимая барьеры прохождения нервных импульсов, этанол выступает в роли их искусственного аналога, то есть взаимодействует с организмом человека так же, как и более сильные наркотики, например морфин или опий. При постоянном, даже незначительном, поступлении этанола в организм создаются условия избыточности биопсихорегулирующего вещества, при которых наблюдается постепенное снижение способности вырабатывать эндоморфины. Происходит переключение организма на внешние источники, последующая утрата способности к выработке собственных эндоморфинов и полная зависимость от этанола.

Мутагенное свойство этанола тесно связано с тремя предыдущими. Так, даже при редких возлияниях этанол способен нарушать генетический код, что объясняется его уникальной способностью проникать через любые клеточные мембраны и влиять на состояние и полноценность ДНК, разрушая в первую очередь наиболее уязвимые, эволюционно более совершенные фрагменты.

Эти 4 свойства этанола и объясняют его коварство.



ПОЧЕМУ ЖЕ ПОДРОСТКИ ПЬЮТ?

Причины подросткового алкоголизма


Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.


В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.
 
Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни. Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.

Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.
Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

  • негативные межличностные отношения внутри семьи;

  • чрезмерная опека со стороны родителей;

  • насилие;

  • поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.



Среди мотивов, которыми руководствуется подросток употребляющий алкоголь можно выделить следующие:

  • Популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях.

  • Усиленное притязание на взрослость (прием алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества);

  • Алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица);

  • Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с распитием спиртных напитков;

  • Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям;

  • Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.


Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя


У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.
Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.


Статистика подросткового алкоголизма


Результаты опросов, проводившихся в школах Волгограда, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает:

  • 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц,

  • 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма.


К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается:

  • 45% принимают алкоголь один раз в месяц,

  • 20,8% – раз в две недели,

  • 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю.

  • 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно.

Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:


  • Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет,

  • приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.

  • Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

  • 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо,

  • 23% учатся на среднем уровне

  • лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.

  • Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
    В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно

  • в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя,

  • в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.

  • 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.

  • В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.

  • По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

  • В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев.

  • Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.

  • 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.



Последствия употребления алкоголя


Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.
Отметим лишь некоторые из этих последствий:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.

  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
    Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.

  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.

  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).

  • Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).

  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).

  • Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).

  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.

  • Изменение состава крови, анемия и т.д.

  • Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.



Профилактика подросткового алкоголизма


Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

  • Профилактика алкоголизма на уровне школы: установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

  • Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.



II этап

ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

 Анкетирование  обучающихся 7-11 классов

«Моё  отношение   к   алкоголю »

муниципального казенного общеобразовательной учреждения

средней школы №1 г. Дубовка

2011-2012 учебный год


Цель: выявление  отношения  обучающихся  к   алкоголю 

Время проведения: октябрь 2011 года.

Форма работы: анонимное  анкетирование 

Количество учащихся:

  • 7 «А» класс – 21 человек,

  • 7 «Б» класс – 16 человек,

  • 8 «А» класс – 17 человек,

  • 8 «Б» класс – 12 человек,

  • 9 «А» класс – 21 человек,

  • 9 «Б» класс – 17 человек,

  • 10 класс – 15 человек,

  • 11 класс – 20 человек.



Обучающимся 7-11 классов было предложено ответить на вопросы анкеты «Моё  отношение   к   алкоголю », с целью выявить минимальный возраст, с какого обучающиеся пробуют алкоголь; выявить отношение к алкоголю; проследить тенденцию употребления алкоголя, по классам;





Анкета «Моё отношение к алкоголю»


1. Я пробовал алкогольные напитки: ДА, НЕТ

2. Если вы ответили ДА на первый вопрос, перечислите эти напитки:

3. Мое знакомство с алкоголем началось в ________ лет

4. Я попробовал алкоголь с друзьями, сам, с родителями

5. Мое отношение к алкоголю:

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (не пил и не буду пить)

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (пил и буду пить)

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ (могу выпить, если есть настроение, а могу и не пить)






№ п/п


7 А

7 Б

8 А

8 Б

9 А

9 Б

10

11

1.

Пробовали алкоголь

80%

21%

30%

60%

30%

45%

60%

70%

2.

Алкогольные напитки, которые пробовали дети

Пиво, вино, водка, коньяк, ягуар, шампанское, наливка, самогон, Марти-рей

Шампанское, пиво, водка

Шампанское, пиво, водка, вино

Шампанское, вино

Вино, пиво, шампанское

Пиво, шампанское, вино, ягуар, коктейли

Коньяк, пиво, водка, вино, коктейли, шампанское

Вино, пиво шампанское,

всё

3.

Знакомство с алкоголем началось в

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет




3 чел

-

2 чел

-

-

5 чел

3 чел

2 чел

10 чел





-

-

-

-

1 чел

1 чел

-

2 чел






-

-

-

-

-

1 чел

-

1 чел

3 чел

3 чел





-

-

-

5

-

5

-

2 чел

1 чел

5 чел




1 чел

-

-

-

-

-

-

-

-

1 чел

2 чел




-

-

-

-

-

1 чел

-

1 чел

3 чел

2 чел

2 чел





-

-

-

-

-

1 чел

-

-

-

2 чел

4 чел

3 чел




-

-

-

-

-

-

-

-

1 чел

2 чел

1 чел

3 чел

1 чел

4.

Алкоголь пробовали:

САМОСТОЯТЕЛЬНО

С ДРУЗЬЯМИ

С РОДИТЕЛЯМИ




10%

24%


62%




51%

-


50%




5%

71%


29%




40%

67%


-




15%

60%


40%




11%

67%


22%




20%

60%


20%




10%

60%


30%

5.

Отношение к алкоголю:

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

НЕ ОПРЕДЕЛЕНОЕ




67%


-


33%




81%


-


19%




71%


-


29%




83%


20%


17%




76%


-


24%




53%


-


47%




53%


-


47%




55%


25%


20%



ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ:


Даже небольшая часть статистических данных, касающихся употребления алкоголя, может поразить воображение. Особенно если учесть, что в Российской Федерации по официальным данным более трех миллионов алкоголиков.

  • Изо всех преступлений, связанных с разбойными нападениями на людей и грабежами, 56% были совершены людьми в алкогольном опьянении, из них почти 15% были в легкой степени опьянения.

  • В среднем, 28% травм происходят с пьяными. Дома они получают 18% повреждений, на работе 14% и 45,5% уличных травм произошли с людьми разной степени опьянения.

  • Среди тех, кто использовал для совершения преступлений оружие, 87% были пьяны.

  • Почти 80% разводов связаны с алкогольной зависимостью одного из супругов. Из числа этих разводов более половины обусловлены насилием в семье на фоне алкоголизма.

  • Среди всех умерших за год от алкогольного отравления умирает 3,2-3,5% человек.

  • Более чем в 50% случаев рождения детей у матерей-алкоголичек, дети умирают до года, причем почти 60% из них — по неосторожности, связанной с алкогольным опьянением матери.

  • По сравнению с непьющими родителями, у алкоголиков неполноценные дети рождаются в 37 раз чаще.

  • У умеренно употребляющих алкоголь родителей (первая стадия алкоголизма) частота рождения детей с различными аномалиями вырастает в 4-5 раз.

  • Ребенок, родившийся от пьющего отца, в 100% случаев будет иметь более или менее выраженные проблемы с умственной деятельностью, вплоть до умственной отсталости.

  • 80% детей с диагнозом «олигофрения» — дети пьющих родителей.  

  • Смертность от заболеваний системы кровообращения на текущий момент составляет 56,9 %. Из них почти 38% этих заболеваний связаны с употреблением алкоголя.

  • В семьях, где пьет глава семьи, на оплату спиртного уходит от 40 до 70% месячного бюджета семьи.  

  • На оплату листков нетрудоспособности, где заболевания так или иначе связаны с алкоголизмом (за исключением травм), тратится почти 24% средств.

  • Лечение любых заболеваний у алкоголиков (за исключением непосредственно лечения в наркологическом диспансере) обходится дороже почти на 35%, чем лечение таких же заболеваний у непьющих людей.

  • Почти 15 миллионов россиян работают на предприятиях, в фирмах и компаниях, связанных с производством и распространением алкогольной продукции.  

  • С каждым годом статистика алкоголизма показывала прирост показателей по основным параметрам, за исключением роста алкоголизации женщин и числа смертных случаев от отравления алкоголем.

  • Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет и в среднем не превышает 50-летнего возраста

  • 50% населения России алкогольнозависимы.

  • 96,2 % употребляющих алкоголь приобщились к нему в возрасте до 15 лет, а около трети – до 10 лет

  • Дети пьющих родителей спиваются в 4-5 раз быстрее, чем дети непьющих. Женщины спиваются быстрее, чем мужчины.

  • Алкоголизм в подростковом возрасте формируется в сжатые сроки, нередко в течение 2-4 лет.

Но при этом существенно возросли цифры статистических данных об алкогольной зависимости у подростков, среди детей. Выросла также статистика аварий по причине нахождения водителей в состоянии  алкогольного опьянения. Все это позволяет расценивать ситуацию с алкогольной зависимостью в России как критическую.





III ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Работа № 1


«ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АЛКОГОЛЯ НА АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ»


Цель работы: выявить влияние алкоголя на активность амилазы.

Оборудование: штатив с 3 пробирками, стаканы химические, цилиндр мерный, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка

Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, горячая и холодная вода.


Ход работы:

  1. Приготовим раствор слюны.

  2. Пронумеруем пробирки

  3. В пробирки поместим раствор слюны.

  4. В 2 пробирки нальем одинаковое количество крахмального клейстера.

  5. В эти же пробирки капнем одинаковое количество раствора йода.

  6. Содержимое одной из 2-х пробирок (под №2) нагреем до температуры 37-39˚С.


Окраска раствора изменяется быстрее в той пробирке (под №1), которую не нагревали. Раствор стал слабоокрашенным.

В 3 пробирку поместим раствор слюны и прильем к нему раствор этилового спирта. Затем хорошо перемешаем, нагреем и приливаем крахмальный клейстер.

В эту же пробирку добавим несколько капель раствора йода.

Раствор сразу же окрашивается.


ВЫВОД: реакция йода на крахмальный клейстер является качественной реакцией на углеводы.

В 1 пробирке (при нагревании) раствор был окрашен слабо, что доказывает, что ферменты слюны расщепляют углеводы при температуре тела человека.

В 3 пробирке раствор был интенсивно окрашен, что доказывает, что этиловый спирт понижает активность амилазы слюны.



Работа № 2

Влияние спирта на переваривание пищи.


Цель опыта: доказать, что алкоголь задерживает и нарушает переваривание белка.


Оборудование: штатив с пробирками, яичный белок, желудочный сок или насыщенный раствор соляной кислоты, спирт 80—90-процентный, водяная баня с термометром, 10-процентный раствор NaOH и 1-процентный раствор CuS04 с пипетками.


Ход работы:

В две пробирки налили по 1 мл белка, в одну добавляют 8 мл воды, в другую — столько же спирта. Взбалтываем содержимое. Происходит свертывание белка в спирте и образование белого плотного осадка. Добавим в каждую пробирку по 5 мл желудочного сока, взбалтываем их и помещаем в водяную баню, поддерживая в ней температуру 36—37 °С в течение 30—40 мин. Затем достаем пробирки и определяем прозрачность, подвижность раствора, осадок. В обеих пробирках проводим биуретовую реакцию. Сравниваем результаты. Биуретовая реакция с продуктами расщепления дает лиловую окраску, а с аминокислотами — розовую.

Вывод: Спирт вызывает свертывание белков, препятствует перевариванию и усвоению пищи. Пищеварительный процесс нарушается по таким причинам: а) отравляются спиртом стенки желудочно-кишечного тракта; б) осаждаются легкоусваиваемые белки пищи и уплотняются, что затрудняет действие ферментов; в) происходит инактивация самих ферментов.



Работа №3.

Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя.


Цель опыта: показать, что спирт разрушает кровяные тельца.


Оборудование: две пробирки, раствор 0,85-процентный NaCl с 3—4 каплями крови (из пальца человека), 20-процентный раствор спирта в 0,85-процентном NaCl.


Ход работы:

Раствор крови разделим на две пробирки по 10 мл, В одну пробирку добавим 10 мл солевого раствора, в другую. — столько же спиртового. Содержимое взболтал и рассматрел на свет. Раствор прозрачен.

В первой пробирке эритроциты сохранились. Они придают раствору мутный, непрозрачный вид, во второй — разрушились, гемоглобин из них вышел в раствор и потерял способность транспортировать кислород. Значит, лейкоциты под влиянием спирта теряют способность к фагоцитозу и разрушаются.

Вывод: Спиртные напитки разрушают кровяные тельца.



Работа № 4.

Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений


Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает семена растений, прекращает рост и развитие растительного организма. 


Ход работы:

а) Определим влияние спирта на всхожесть и развитие семян. Для этого в две мелкие тарелки, на дне которых лежит влажная тряпка или вата, положим по 10 зерен овса, пшеницы или 20семян фасоли. В одну тарелку нальем воду, а в другую 15-процентный раствор спирта. Сверху их накроем стеклом или темной бумагой. Через день наблюдаем за прорастанием семян. Запишем количество проросших семян, посмотрим, как развивались корешок и росток.

б) Взяли две расцветающие бегонии в отдельных горшках. Одну из них поливали в течение 10 дней 5-процент- ным раствором спирта. Это количество спирта содержится в слабых алкогольных напитках, например пиве. Наблюдали за цветением. Когда бегония стала погибать, мы поливку алкоголем прекратили. Бегония продолжает жить, но развитие ее прекратилось.

Вывод: Спирт угнетает развитие организмов.



ВЫВОД ПО РАБОТЕ:

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма


По опубликованным недавно статистическим данным почти 90 % российской  молодежи 18 годам пробовали алкоголь, а около трети, как юноши, так и девушки употребляют его не менее 2 раз в неделю. Эти данные требуют немедленной реакции, как государства, так и родителей, и  специалистов в медицине.
 
С каждым годом уменьшается возраст подростков впервые пробующих алкогольные напитки.  Сейчас совсем не странно видеть детей 12-13-ти лет, регулярно их принимающих.  Подростковый возраст особенно восприимчив к алкоголю и развитию зависимости от него. В этом возрасте дети пробуют оторваться от родительской опеки, от правил, установленных в семье, почувствовать себя независимыми. Они пытаются  имитировать поведение взрослых людей, а для этого  используют алкоголь в форме неадекватной и опасной.
 
Предупреждение юношеского алкоголизма должно начинаться в семье, а продолжаться   в школе,  в обществе, в  средствах массовой информации.  На государственном уровне следует формировать непримиримое общественное отношение к злоупотреблению алкоголем. Важно, чтоб в обществе не считалось нормальным видеть рекламу на алкоголь, даже скрытой,  с участием молодых людей, как происходит частенько на телевидении,  в видеоклипах и концертах рок- музыки.

Чтобы говорить с детьми и подростками, взрослые должны сами очень хорошо представлять, чем опасно злоупотребление алкоголем. Прием алкоголя сначала вызывает приятное ощущение эйфории, удовольствия, смелости . Когда  он появляется в крови, возникают нарушения поведения – расторможенность, потеря контроля, что может приводить к агрессии и преступлениям. Одновременно появляется эмоциональная неустойчивость – слезы, раздражительность, тоска или повышенное настроение, преувеличенное представление о своих возможностях. У пьяного человека нарушается мышечная координация и снижется скорость реакции. При больших дозах выпитого спиртного  могут появиться  расстройства сознания с  развитием тяжелого состояния и гибели человека. Признаками тяжелой алкогольной интоксикации является тошнота, рвота, частое сердцебиение, дрожь в руках, головная боль.
 
Со временем алкоголь вызывает тяжелые  физические и психологические проблемы в организме. Прежде всего, становятся заметны результаты токсического повреждения мозга. Прием алкоголя приводит к  нарушению концентрации внимания и скорости рефлексов, в результате чего снижаются успехи подростка в школе. Алкоголь губительно действует на печень человека, с годами приводя к их смерти, а сам орган – к необратимой потере своих функций - кроветворных и  очищающих организм от токсинов и ненужных веществ. Алкогольное опьянение стоит первым в ряду  причин смертельных случаев при автоавариях: опьяневший человек теряет контроль над собой, преувеличивает свои возможности, имеет сниженную скорость мозговых и мышечных реакций.

Эта же причина, отсутствие  контроля за своим поведением, приводит к случайным половым связям и заражениям венерическими заболеваниями, СПИДом и развитию нежелательной беременности. Хуже всего, что подросток начинает решать свои психологические проблемы – страхи, тревогу, неуверенность в себе, принимая алкоголь и быстро к нему привыкая, вместо того чтобы  психологически расти, решая свои  социальные проблемы. Алкоголь тормозит и даже останавливает личностный рост человека.

Привычка и зависимость к алкоголю развивается вследствие того, что он активирует структуры мозга, вызывающие удовольствие, и делает это очень быстро. Со временем мозг начинает требовать повторения этих ощущений. 
Чаще всего среди факторов  риска развития алкоголизма у подростков является отсутствие сердечных доверительных отношений с родителями и трудности в воспитании ребенка с возбудимым, темпераментным характером. Нужно   быть особенно внимательными и осторожными с детьми, из семей, где злоупотребляют алкоголем, детьми и подростками с депрессий, боязливыми, стеснительными, с тревожно - мнительным характером, со сниженной самооценкой и с проблемами общения со своими ровесниками или наоборот - с темпераментными и легко возбудимыми. Эти дети чаще всего начинают употреблять алкоголь, табак, наркотики, чтобы помочь себе адаптироваться к травмирующей их окружающей социальной среде.

Родители должны быть внимательны к поведению подростка!


ОБРАЩЕНИЕ К ПОДРОСТКАМ:

Следуйте этим правилам и уберегите себя и своих близких от этой пагубной привычки
  1. Необходимо знать всю правду про алкоголь и наш проект поможет в этом.

  2. Попробуй отстрочить употребление алкоголя, включая пиво, до наступления физической зрелости. Считается, что человек достигает физической зрелости тогда, когда он становится совершеннолетним, т.е. в возрасте 18 лет.

  3. Займись физическими упражнениями или любимым видом спорта, или спортивными танцами. От этого тройная польза: польза для здоровья; прекрасно проведешь свободное время; ты найдешь друзей, с которыми у тебя будут общие интересы, например, спорт.

  4. Если мучает жажда, выпей что-нибудь безалкогольное, даже если это будет стоить дороже, чем пиво. Помни: алкоголь выводит воду из организма, поэтому не может утолить жажду.Не пить алкогольные напитки — означает сделать выбор в пользу здоровья. Настоящие друзья должны это понимать и уважать твой выбор.

  5. Не трать деньги на пиво или другие алкогольные напитки. Лучше сохрани их и потрать на что-нибудь интересное, например, на модную одежду, новую компьютерную игру или на очередной поход в интернет-клуб, или на дискотеку.

  6. Не думай, что ты единственный, кто не хочет употреблять алкоголь. Таких людей много.

    Всегда делай выбор в пользу здоровья!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ПОДРОСТОК И АЛКОГОЛЬ

Автор: Филатов Ярослав. Руководитель: Карташова Н.Н.

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка родительского собрания "Подросток в мире вредных привычек" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-roditiel-skogho-sobraniia-podrostok-v-mirie-vriednykh-privychiek"
    ["file_id"] => string(6) "169336"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423398823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Беседа с подростком о вреде алкоголя"
    ["seo_title"] => string(37) "beseda_s_podrostkom_o_vrede_alkogolia"
    ["file_id"] => string(6) "570481"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610961290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Алкоголь и подросток" "
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiia-alkoghol-i-podrostok"
    ["file_id"] => string(6) "142621"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418320343"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Влияние алкоголя на человека "
    ["seo_title"] => string(35) "vliianiie-alkogholia-na-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "215789"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432797253"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Подросток в обществе риска"
    ["seo_title"] => string(31) "podrostok_v_obshchiestvie_riska"
    ["file_id"] => string(6) "343724"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473836250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства