Открытый урок «Размножение и развитие птиц»
Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний о размножении и развитии птиц.
Задачи:
Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение особенностей размножения и развития птиц.
Развивающая: создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, дополнительной литературы, лабораторным оборудованием и натуральными объектами.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умения работать индивидуально и в парах, чувство ответственности за результат своего труда, воспитание бережного отношения и любви к природе.
Предполагаемые результаты:
Предметные: учащиеся знакомятся с органами размножения птиц, строением яйца, развитием зародыша, типами птенцов.
Личностные: учащиеся развивают культуру общения, осознание ответственности за общее дело, умение адекватно оценивать успешный/неуспешный результат своей работы.
Метапредметные:
Познавательные: развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, таблицами, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, таблицу), проводить лабораторное исследование.
Коммуникативные: развитие умения воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них, выполнять работу в паре, умение договариваться с партнером.
Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать результат своего труда и исправлять ошибки самостоятельно.
Оборудование: медиапроектор, экран, раздаточный дидактический материал, презентация, яйцо, чашка Петри, препаровальная игла, лупа, пинцет, салфетка, стакан с водой, вареное яйцо.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и гости! (Это надо говорить?)
Меня зовут Лариса Анатольевна. Сегодняшний урок мы проведем вместе с вами.
Перо жар-птицы кто найдет,
К тому успех в делах придет.
Обратите внимание: на ваших столах лежат перья райской птицы, они двух цветов: красный цвет означает тревожность, зеленый – спокойствие. Выберите перо, которое соответствует вашему настроению.
(спросить, почему тревожатся. Сказать, что и я, как они, тоже нахожусь под прицелом множества глаз и также испытываю тревожность)
Актуализация знаний.
Внутреннее строение птицы Слайд № 2
У птиц 7 основных систем органов. Давайте их повторим. Работа со слайдом.
К какой систем органов относится кости и мышцы? (1. Опорно-двигательная)
Какой цифрой обозначено сердце? К какой системе органов относятся сердце и сосуды? (2. Кровеносная)
Какой цифрой обозначены легкие? Трахея? К какой системе органов они относятся? (3. Дыхательная)
Какой цифрой обозначен мускулистый желудок? Поджелудочная железа? К какой системе органов они относятся? (4. Пищеварительная)
К какой системе органов относится мозг и нервы? (5. Нервная)
Какими цифрами обозначены почки? Мочеточники? К какой системе органов они относятся? (6. Органы выделения)
Какая система органов осталась неназванной? (7. Органы размножения)
Что будем изучать сегодня? Размножение птиц.
Мне кажется, что получилось однообразно и опять затянуто. Подскажите, пожалуйста, как ускорить и разнообразить
Какой процесс изображен на слайде? (развитие бабочки, рыбы, лягушки, курицы)
Слайд №3
Что ещё мы должны изучить сегодня на уроке? Развитие птиц.
Так какая тема урока на сегодня? Слайд №4
Тема: «Размножение и развитие птиц» (записать в тетрадь)
Какую поставим перед собой цель? Изучить размножение и развитие птиц Слайд №5
Для достижения этой цели какие поставим задачи?
Вы знаете, как устроена система органов размножения? (Нет) Значит, первая задача:
Изучить органы размножения птиц
Знаете какое строение имеет яйцо? (Отчасти). А подробное строение знаете? (нет). Значит, вторая задача:
Изучить строение яйца
Знаете как развивается зародыш внутри яйца? (нет), значит, третья задача:
Изучить развитие зародыша
А вы знаете, какие птенцы вылупляются из яйца, все ли они одинаковые? (нет) значит, четвертая цель:
Изучить типы птенцов
У меня получается около двух минут, и то если в темпе
Объяснение нового материала
Чем представлены органы размножения раздельнополых животных? (семенники у самцов и яичники у самок)
Нужна картинка на слайде с изображением половой системы птиц?
Пользуясь рис. 165 на стр. 217, ответьте на вопрос: как можно объяснить асимметрию строения половой системы самок? (приспособление к полету)
Как называются женские гаметы? (яйцеклетки)
Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. (его может и не произойти, тогда птица снесет неоплодотворенное яйцо, из которого цыпленок не появится)
Стенки яйцевода сокращаются и проталкивают яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается яйцевыми оболочками, которые формируются из выделений желёз стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой оболочкой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочкой. Формирование яйца занимает от 12 до 48 часов.
Я предлагаю вам совершить небольшое биологическое исследование: изучить строение куриного яйца. Слайд №6
Но сначала ознакомимся с правилами техники безопасности. (Прочитать правила ТБ со слайда (ученик))
Требования безопасности во время лабораторной работы: Слайд №7
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте на соседа по парте.
Препаровальную иглу класть на парту острием от себя.
Соблюдать порядок и дисциплину.
Далее выполнение работы (работа в паре) под контролем учителя.
Лабораторная работа « Строение яйца птицы»
Выполните лабораторную работу, подпишите части яйца
Цель: исследуя яйцо курицы, получить информацию о строение яйца.
Ход работы.
Исследуйте строение птичьего яйца.
1. Рассмотрите куриное яйцо. Какую форму оно имеет?_____________________________
Яйцо имеет два конца: тупой и заостренный (найдите их). Осторожно разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.
2. Желток – источник питательных веществ. Где он расположен?______________________
Белок является источником воды для зародыша (он содержит 85-90% воды).
Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). Какое значение они имеют?
_____________________________________________________________________________
3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Определите его расположение._________________________________________________________________Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.
_____________________________________________________________________________4. Проведите по желтку острием препаровальной иглы. Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
_____________________________________________________________________________
5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Что обнаружили?________________
Обоснуйте функции пор_________________________________________________________
Каково значение скорлупы?_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.
Каково ее значение?
_____________________________________________________________________________
Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся?
_____________________________________________________________________________
7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.
_____________________________________________________________________________
8. На рисунке обозначьте части яйца.
Желток – 1
Зародышевый диск – 2
Белок – 3
Воздушная камера – 4
Скорлупа – 5
Подскорлуповые оболочки – 6
Канатики (халазы) – 7
(на доске выложить ту «конструкцию»: изображение схемы строения яйца, а сбоку от него перечень его составляющих на магнитах)
Как только первый ученик закончит подписывать рисунок, вызвать кого-нибудь к доске для оформления «слепого» рисунка.
Все проверяют правильность выполнения у себя (самоконтроль)
9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.
Вывод:
Возможные дополнительные вопросы:
Подумайте, если яйцо покрасить, сможет ли там жить птенец?
Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Почему?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Орнитологическая Слайд №8
«Да-нет»ка. Да – присели, руки вытянули вперед, нет – наклоны туловища вправо-влево. Исходное положение руки на поясе
1. Все птицы теплокровные животные. П
2. Все птицы летают. Н
3. У птиц четырехкамерное сердце и два круга кровообращения. П
4 . Воздушные мешки – часть опорно-двигательной системы. Н
5. У большинства птиц только одна железа – копчиковая. П
6. Самые крупные контурные перья – это маховые и рулевые. П
7. Клюв птиц покрыт костными щитками. Н (роговыми)
Развитие зародыша Слайд №9
Ребята, а хотелось бы вам заглянуть внутрь яйца и увидеть, как там день за днем, медленно, развивается цыпленок? Слайд №10
Видеофрагмент. (учитель комментирует изменения, происходящие с зародышем)
У птиц развитие яйца возможно только при температуре 37-38°С, должна быть и определенная влажность. Наседка регулярно переворачивает яйца, периодически поднимается, охлаждая кладку. (равномерное прогревание, избежание перегрева)
На 2-3 сутки – закладывается кровеносная и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри. Передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели – предки птиц имели жабры, похожи на рыб)
На 5-6 сутки приобретает птичьи черты.
Постепенно зародыш заполняет всю внутреннюю полость яйца. Желток постепенно расходуется, питая развивающийся зародыш. Продукты жизнедеятельности складываются прямо в яйце в особом «мусорном» мешочке, аллантоисе
При вылуплении птенец прорывает подскорлуповую оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать.
При помощи яйцевого зуба – бугорка на клюве, разламывает скорлупу и выбирается из нее.
(После просмотра видеофрагмента):
Как вы думаете, почему известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся птенцом? (расходуется на построение скелета)
А теперь давайте выясним, все ли птенцы рожаются одинаковыми? Слайд №11
Где можно найти информацию для ответа на этот вопрос? (учебник, энциклопедия, справочная литература, Internet)
Я предлагаю вам разбиться на группы: средний ряд будет группой экспертов, они будут работать с энциклопедией и справочной литературой, а крайние ряды будут работать с текстом учебника стр. 220-221.
Результатом вашей работы будут ответы на вопросы:
На какие группы делят птенцов в момент вылупления?
Чем отличаются эти группы?
Как родители заботятся о представителях каждой группы?
Как долго протекает процесс развития у представителей групп? Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?
Обсуждение вслух друг с другом не только разрешается, но и приветствуется. На работу вам 3 минуты.
Отчет о проделанной работе Слайд №12
Возможные дополнительные вопросы: Почему большинство гнездовых птиц откладывает меньше яиц, чем выводковые?
Вы большие молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Самостоятельная работа (2 минуты!) с проверкой по эталону Слайд №13
Самостоятельная работа
Ф.И. _____________________________________
Выберите один правильный ответ.
Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез:
а) яичника;
б) семенника;
в) яйцевода
От заражения зародыша бактериями защищает:
а) белок
б) надскорлуповая оболочка
в) скорлупа
г) подскорлуповая оболочка
Яйца птиц насиживаются при температуре:
а) 32 – 35о б) 37 – 38о в) 36 – 37о
Птенцы появляются на свет слепые, глухие, слабоопушенные или голые:
а) выводковые б) птенцовые.
Какие птицы относятся к выводковым?
а) голуби б) скворцы в) соловьи г) гуси
Проверка Слайд №14
Критерии оценивания: 3 правильных ответа – «3»
4 – «4»
5 – «5»
Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 б; 4 б; 5 г.
Включение в систему знаний и повторение
Итак, ребята, что же мы узнали сегодня на уроке? Давайте подведем итог.
Слайд с задачами. Достигли или нет? Слайд №15
Возможные вопросы:
Ребята, а вы знаете, как определить свежесть яйца? Слайд №16 – 17
Нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой. Если яйцо тонет, то оно очень свежее, если оно окажется немного под наклоном, то ему примерно неделя; если яйцо плавает вертикально, то оно явно несвежее. (Демонстрация опыта кем-то из детей)
Слайд №18
В суете праздничных приготовлений случается, что вареные и сырые яйца лежат в холодильнике вместе. Решить эту задачу не составит труда. Популярный способ вычисления вареного яйца – его раскручивание. Сырое яйцо не может полноценно раскрутиться, ПОЧЕМУ? т.к. его будет тормозить жидкое содержимое. Вареное яйцо, напротив, станет вращаться долго и равномерно. А как вы думаете, можно отличить яйцо, сваренное всмятку, от яйца, сваренного вкрутую? Яйца всмятку крутятся гораздо медленнее, чем сваренные вкрутую. (Демонстрация опыта кем-то из детей)
Рефлексия учебной деятельности.
В заключении нашего занятия хотелось бы узнать, каким оно было.
Что нового вы сегодня узнали?
Что удивило?
Что понравилось или не понравилось?
Какое теперь ваше настроение?
Д/з § 47 Слайд №19
Попробуйте сравнить яйцо птицы и космический корабль по плану: проблема – решение (защита, пища, вода, воздух для дыхания, отходы: а)углекислый газ, б) продукты обмена веществ))
Проблема | Решение |
Космонавт | Эмбрион |
Защита | Метал обшивка корабля | Скорлупа яйца |
Пища | Запас или доставка с Земли | Желток |
Вода | Аппарат для выработки или запас | Белок |
Воздух для дыхания | Аппарат для выработки или живые растения | Воздушная камера и поры |
Отходы А) углекислый газ | Утилизация | Поры |
Б) продукты обмена веществ | Контейнеры-мусоросборники | Аллантоис |