Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий для формирования ключевых компетенций школьников"»
Муниципальный этап регионального конкурса «Учитель года-2014»
Представлениеобобщения опыта работы
Учителя биологии
и химии
МБОУ МО Плавский район
«Горбачёвская СОШ»
Царёвой
Людмилы Георгиевны, участника
муниципального этапа
конкурса
«Учитель года - 2014»
Демонстрация слайда №2
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой.
Демонстрация слайда №3
Тема моего опыта: Формирование ключевых компетенций школьников в процессе изучения биологии как одно из условий дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Идея опыта: Формирование у школьников ключевых компетенций, обеспечивающих успешную жизнедеятельность человека в социуме.
Демонстрация слайда №4
Условия формирования опыта.
1. Участие в работе районного методического объединения учителей биологии и химии, выступления на круглых столах, конференциях, педсоветах. Посещение открытых уроков, мастер класса победителя конкурса «Учитель года-2010» Гарифзянова А.Р., обмен опыта с коллегами.
Прохождение целевой курсовой подготовки в ИПК и ППРО ТО: - по программе «Теория и практика преподавания биологии и химии» 2012г.,
НОУ ДПО «Институт информационных технологий «Ай Ти»:
-по программе: «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии» (2012 г.)
3. Руководство объединением дополнительного образования «Школьный экологический мониторинг», внеклассным объединением в 5 классах «Юнис».
Демонстрация слайда №5. Актуальность и перспективность опыта
В последнее время в обществе все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства, связанные со становлением нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций учащихся.
Перед школьным учителем биологии остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным российским и международным требованиям.
Под компетенцией понимают комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности.
Соответственно, ключевая компетенция – комплекс знаний, умений,
ценностных ориентаций и опыта практической деятельности,
необходимых человеку для успешного решения проблем в различных
сферах жизни или профессиональной деятельности.
Демонстрация слайда №6
Под компетентностью понимают индивидуальное интегрированное качество личности, основанное на совокупности имеющихся знаний, умений и ценностных ориентаций, а также богатом опыте деятельности в заданной сфере бытия.
В идеале перед образованием стоит задача формирования у
учащихся компетентностей в различных сферах деятельности, но из-
за недостатка опыта, приобретаемого учениками в процессе обучения
в школе, у них можно формировать лишь набор компетенций как
основу будущей социальной компетентности.
Демонстрация слайда №7
К ключевым компетенциям на мой взгляд, относятся:
информационно-методологическая (знания различных источников информации и их особенностей, методов и цикла познания; умения обрабатывать информацию различного вида, владение методами познания; осознание значимости новой информации, стремление к познанию нового)
деятельностно-творческая (знания структуры деятельности, принципов организации рациональной деятельности, этапов планирования и осуществления рациональной творческой деятельности);
эколого-валеологическая (знания биологических законов, экологических факторов окружающей среды и их влияния на человека, физиологических характеристик и возможностей человеческого организма, методов оценки состояния и защиты окружающей среды; умение оценивать экологическую ситуацию, определять анатомические характеристики своего организма; бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающей среды)
Для успешной работы в любой сфере деятельности человеку необходимо осуществлять поиск нужной информации, используя для этого различные методы познания (то есть владеть информационно- методологической компетенцией), знать структуру деятельности и способы ее рациональной организации (деятельностно-творческой), предвидеть влияние своей работы на окружающую среду и на самого человека (эколого-валеологической).
Именно в процессе приобретения и накопления опыта применения знаний и умений в практической деятельности, при выполнении различных видов деятельности компетенция человека развивается до уровня компетентности. Например, при изучении биологии я предлагаю учащимся разнообразные виды деятельности: составление блок-схем изучаемого материала, подготовка докладов, сообщений, ведение дневника здоровья, выполнение комплексных проектов, проведение домашних опытов и наблюдений и др.
Технология формирования информационно- коммуникативной компетенции. Демонстрация слайда №8
Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности у учащихся внедряются в образовательный процесс информационные технологии. В век информатизации владение учителем информационными технологиями становится необходимостью. Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению биологии, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность.
В чем преимущества использования компьютерных технологий? Прежде всего, они удобны в следующем:
многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
детализирование изучаемых объектов и их частей;
восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
Учебники и пособия использую на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации для урока.
Во внеурочное время создаю условия для самостоятельной подготовки к экзаменам, для использования при работе над проектами и в ходе исследовательской работы.
Демонстрация слайда №9
Построение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Использую компьютер как наглядное электронное пособия, что позволяет мне дополнить урок красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка через эмоционально-чувственное восприятие, а, следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации. 2. Осуществляю автоматический контроль Демонстрация слайда №10
: использую готовые тесты, создаю собственные тесты. Например, зачеты в 9-10-11 классах по темам:
«Строение клетки», «Законы генетики», «Эволюционное учение» и «Движущие силы эволюции»
Тестовые задания применяю для промежуточного контроля усвоения знаний, при проведении зачётов в средних и старших классах.
Демонстрацияслайда№11 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
5.Использование Интернет-ресурсов. С моими разработками вы можете познакомится на сайтах: wwwprochkolu.ru wwwdnevnik.ru
Технология формирования деятельностно- творческой компетенции. Формирование в школе ключевых компетенций невозможно без использования технологии проектной исследовательской деятельности
Демонстрация слайда №13
– совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
При работе над исследовательским проектом выделяю следующие этапы:
определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования;
анализ успехов и ошибок.
Формы организации занятий, позволяющие наиболее успешно формировать ключевые компетенции учащихся.
Для наиболее успешного формирования ключевых компетенций школьников в процессе обучения биологии, я использую различные виды учебно-познавательной деятельности:
Демонстрация слайда №14
учебный семинар, домашние опыты и наблюдения, метод проектов, эколого-туристический слёт, задачи с практическим содержанием.
Семинар. Проведение с учащимися семинаров позволяет развивать у них навыки самостоятельного приобретения знаний, воспитывать их волю, трудолюбие, интерес к предмету. Готовясь к семинару, школьники учатся работать с литературой, планировать свое выступление, лаконично выражать свои мысли.
Экскурсия. Экскурсии способствуют развитию любознательности школьников.
Например экскурсии: 5- 6 класс «Осенние явления в жизни растений» по изучению сезонных изменений у растений(созревание плодов,листопад) , 7 класс «Осенние явления в жизни животных». Во время этой экскурсии обучающиеся наблюдают за тем, как различные животные готовятся к зиме, подмечают изменение в окраске животных, как перелётные птицы собираются в стаи для перелетов. Во время экскурсии в 10 классе «Вегетативный способ размножения растений» обучающиеся на конкретных растениях изучают вегетативные способы размножения. Заочная экскурсия в 11 классе на Мироновский институт селекции организуется для углубления знаний учащихся о селекции животных, знакомит с особенностями создания пород различного направления.
Метод проектов. В процессе работы надпроектом учащиеся самостоятельно ставят цель, составляют план, принимают решения на всех его этапах, оценивают и контролируют качество конечного продукта. Они самостоятельно находят информацию и используют ее в практических целях.
Демонстрация слайда №15, 16
Приведу примеры проектов -исследования, сделанных моими учениками: «Пропаганда здорового образа жизни в молодёжной среде», «Достижения современной селекции», «Экологические проблемы Плавского района», «Братья наши меньшие», «Вирусные заболевания»
Эколого-туристический слёт. Во время эколого- туристического слёта учащиеся на практике применяют знания, полученные во время изучения биологии на уроках; изучают новые методики исследования лесного биоценоза, описания лесной площадки, луга, исследования створа реки методом биоиндикации и т.д. Результаты своих исследований представляют в виде проектов.
Демонстрация слайда №17
Педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций.
В современной школе широко применяются следующие педагогические технологии:
- здоровьесбережения;
- развития исследовательских навыков;
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированное обучение;
- дифференцированного подхода в обучении;
- проблемного обучения.
Демонстрация слайда №18
Адресная направленность
Где же может быть использован мой опыт?:
- при планировании уроков и внеурочной деятельности учителями биологии и химии, педагогами дополнительного образования;
студентами педагогических ВУЗов во время производственной педагогической практики;
при планировании воспитательной работы классными руководителями по направлениям «Нравственность» и «Интеллект»;
исследователями, занимающимися изучением проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся.
Результативность
Демонстрация слайда №19
Предметом обобщения моего опыта являлся процесс формирования ключевых компетенций школьников обеспечивающих успешную жизнедеятельность человека в социуме в процессе обучения биологии.
Уточнено понятие «ключевая компетенция» как комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыт практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности.
Обоснована возможность и целесообразность формирования в процессе обучении биологии следующих ключевых компетенций учащихся: информационно коммуникативной, деятельностно-творческой и эколого-валеологической.
Демонстрация слайда №120
Разработана методика формирования у школьников информационно-коммуникативной, деятельностно-творческой и эколого-валеологической ключевых компетенций в процессе обучения биологии при реализации вариативной части базисного учебного плана
на основе принципов:
1 фундаментальности биологических знаний,
2 индивидуально – социальной значимости,
3 практической направленности образования,
4 ориентации
Демонстрация слайда №21
Предложена модель деятельности учителя по формированию ключевых компетенций учащихся, основными компонентами которой являются:
- проведение комплексной педагогической диагностики,
- формулирование целей обучения биологии,
- отбор содержания учебного материала,
- выбор форм учебно-познавательной деятельности учащихся,
- корректирование и дальнейшее проектирование учебного процесса.
Направлением дальнейших исследований может стать рассмотрение реализации принципа дополнительности во внеклассной работе и учреждениях дополнительного образования.