Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.
Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.
Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в
ходе урока.
Многообразие типов нетрадиционных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ интерактивными досками, проекторами – позволяет придумывать новые нетрадиционные уроки. Но несомненно за всем этим стоит очень серьёзная и кропотливая работа учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.»
Дудина А.Г., учитель биологии I категории, СОШ №16, г. Уральска, ЗКО.
Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.
Профессор, доктор психологических и медицинских наук К.К. Платонов говорил: «Очень важно уметь разобраться в том, что хочет делать и делает человек. Но еще важнее уметь разобраться в том, по каким мотивам он так поступает».
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Чтобы успешно использовать обучение ребенка для его развития, надо вызвать у него желание учиться. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Что является основной причиной, пробуждающей к действию? В психологии их называют мотивами.
Коротко остановимся на определении понятия мотив.
Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности;
Мотив – это побуждение к действию;
Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность;
Какие же существуют мотивы, побуждающие школьника учиться?
Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребенка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!».
Непосредственно побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием).
Именно мотив является источником деятельности и выполняет функции побуждения и самообразования.
Каждый из нас задается вопросами: «Почему один ребенок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным?» Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Что же представляет собой формирование мотивации?
Это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирования мотивов учения – это:
создание условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению;
осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Учитель стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Следует заметить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для этого необходимо выявить состояние познавательной сферы ребенка (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы:
Таблица 1.Классификация мотивов.
Познавательные мотивы
Социальные мотивы
направленность на изучение материала по предмету
процесс познания
приемы приобретения знаний
организация учебного труда
самообразование
направленность на общение с людьми
отношения с другими людьми
стремление занять определенное место среди сверстников
заслужить авторитет
осознавать, анализировать способы своего сотрудничества к взаимодействию
Средний школьный возраст, где начинается преподавание предмета биологии, характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, во время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Учебная мотивация среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное, на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной деятельности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится сложнообразующим в жизни.
Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению. В то же время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.
Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов в социально-значимых видах деятельности.
Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
В качестве средства повышения мотивации учащихся можно применять нетрадиционные уроки. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность нетрадиционных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (не установленную структуру).
Существуют несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков.
Таблица 2.Классификация нетрадиционных уроков.
Типы уроков
Варианты нетрадиционных уроков
Уроки формирования новых знаний
Интегрированные (интегрированные) уроки Учебные конференции Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия) Уроки исследования
Уроки обучения умениям и навыкам
Практикумы Уроки-диалоги Уроки с ролевой, деловой игрой
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Уроки-консультации Зачетные уроки Уроки-викторины Смотр знаний Защита творческих работ, проектов
Классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, добиваясь поставленных целей.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.
Очень значимы периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. Подготовительный.
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2. Собственно урок. (Выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ урока.
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность методики заключается в том, что эти уроки:
Делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
Способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
Благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
Развивают логическое мышление, творческие способности учащихся;
Проявляют интерес к предмету, любознательность;
Организуют связь с различными видами искусства.
Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект - субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся можно использовать различные типы нестандартных уроков. Всё это способствует повышению эффективности преподавания биологии, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.
Каждому творчески работающему учителю необходимо знать и помнить цитату из высказываний величайшей гуманистки ХХ века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой для каждого учителя в решении вопросов мотивации учения школьников, воспитания интереса и любви к получению знаний?
Литература.
Богуславская Н. Е., Купина Н. А. «Азбука сочинительства», Москва, Флинта, Наука, 2009 г.
Ветряк Л.А. «Я иду на урок», Уральск, 2002 г.
Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы»., СПб.: Питер, 2000 г.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. «Проблемы модернизации биологического образования», Биология в школе, 2003. № 5
Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. «Диагностика учебной мотивации», Биология в школе, 2005, № 4.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК», Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001.
Лукьянова М. «Учебная мотивация как показатель качества образования», Народное образование, 2001, № 8.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, 2008 г.
Скворцов П. М. «Биологическое образование: современные проблемы», Биология в школе, 2002, № 1.
Подласый И.П. «Педагогика: Новый курс», Учебник. 1-2 ч Москва, 2006 г.