kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мнемоническое запоминание

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися. Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.


 

Просмотр содержимого документа
«Мнемоническое запоминание»

Мнемоническое запоминание...

Слесарева Ю.В. ГОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2 им. Д.В. Лазутина»


Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися. Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. ταμνημονιχα – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).

Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.

Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины.

Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).

Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще 12 вспомогательных:

– синестезия,
– движение,
– ассоциация,
сексуальность,
– юмор,
– воображение,
– счет,
– символизм,
– цвет,
– порядок и/или последовательность,
– позитивность образов,
– преувеличение.

Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы.

Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые биологами, так и придуманные мною.

1.Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

2.Животные (7-й класс)

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить  фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Или, если вам больше нравится, такую: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

3.Ткани растений

Помпон

Покровная

Образовательная

Механическая

Проводящая

Основная

4.Ткани животных

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

И

Нервная единое целое

4. рифмизация

Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный

Маша веником Землю мела Юра сидел у норы паука

Строение и функции почек.

Они как два больших боба —
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Почки расположены по обе стороны позвоночника. Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр.
Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов  целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче.

Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже!!!






3. Прием — слово-ассоциация

Основные этапы в эмбриональном развитии предлагаются запомнить в формате слова -ассоциации

Бластула

Бо

Гаструла

Ги

Нейрула

Н

Я родился

Я

БОГИНЯ







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мнемоническое запоминание

Автор: Слесарева Юлия Владимировна

Дата: 21.10.2020

Номер свидетельства: 560845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Методика мнемонического запоминания"
    ["seo_title"] => string(37) "metodika_mnemonicheskogo_zapominaniia"
    ["file_id"] => string(6) "511735"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558471251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Моделирование связной речи детей приёмами мнемотехники "
    ["seo_title"] => string(65) "modielirovaniie-sviaznoi-riechi-dietiei-priiomami-mniemotiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "158014"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421680315"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-tiekhnik-uchieniia-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "168998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423328908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Консультация "Тренируем память у дошкольника""
    ["seo_title"] => string(48) "konsul_tatsiia_trieniruiem_pamiat_u_doshkol_nika"
    ["file_id"] => string(6) "342573"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473185983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Тригонометрия. Формулы суммы" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-trighonomietriia-formuly-summy"
    ["file_id"] => string(6) "176214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424370193"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства