Методы работы с одаренными детьми в рамках предмета биологии.
Методы работы с одаренными детьми в рамках предмета биологии.
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.
Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы работы с одаренными детьми в рамках предмета биологии. »
Методы работы с одаренными детьми в рамках предмета биологии.
Шафигури Людмила Владимировна
учитель биологии
Калиновской средней школы
район имени Габита Мусрепова
Северо – Казахстанская область
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.
Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Это кропотливая работа учителей, психологов, основанная на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в работе с одаренными детьми, учитель должен предъявлять определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Основными направлениями деятельности учителя по работе с одаренными детьми можно определить следующее направления:
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм обучения и воспитания;
- внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;
- использование интерактивных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах;
- включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательных учреждений.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, интерактивные, игровые). Используются, в частности, тематические и проблемные мини-тренинги: мозговые штурмы, ролевые тренинги, круглые столы, дискуссии, дебаты, развитие исследовательских умений в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п. Прежде всего, методы и формы работы разделяются на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно (самостоятельное изучение нового материала, решение проблемных ситуаций, выполнение практической работы, задания повышенной сложности, работа с дополнительной литературой).
Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в различных практикумах и при проведении лабораторных работ в условиях деления класса на подгруппы. Среди форм и методов внеурочной работы по биологии широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, индивидуальные занятия, конкурсы, интеллектуальный марафон, интегрированные прикладные курсы, вовлечение к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской деятельности.
Принципы работы с одаренными детьми: существуют трудности процесса обучения, соотносящиеся с индивидуальностью одарённого ребенка ( ученику предоставляется значительный объем учебного материала повышенной сложности работы, когда у ученика не хватает ни знаний, ни умений, чтобы с ним справиться (нужна специальная, в значительной мере самостоятельная работа, чтобы ее выполнить необходимо возложить ответственность на самого ученика, которая будет сопровождаться помощью учителя. При работе с одарёнными учащимися можно использовать систему нетрадиционных оценок “зачет”, ”незачет” и др., замена внешних оценок внутренними, иногда отсутствием отметки вообще; широкое использование творческих заданий, выход на исследовательские проекты; междисциплинарное обучение, по возможности постановка глобальных проблем; домашние задания в основном творческого задания; внедрение дистанционных форм обучения, требующих владения основами самообразования и самообучения; использование метода развивающего микрокризиса в основе которого предполагается формировать и укреплять у ученика способности и умения перевести ситуацию повышенной сложности (порой даже критической) в ситуацию активного преодоления в первую очередь своего состояния (паники, тревоги, испуга, отчаяния), а затем, для перевода не разрешаемых, на первый взгляд, проблем в решаемые.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам (большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно). Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора (знаний об окружающем мире и самопознание), углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Ежегодно мною ведётся работа с одарёнными детьми по подготовки к школьному и районному туру по биологии; научно-исследовательская работа в рамках школьного и районного конкурса проектов для одаренных детей и молодежи. На протяжении нескольких лет мои ученики занимали призовые места на школьных олимпиадах и являлись участниками районных олимпиад по биологии; были участниками и призёрами конкурса школьных проектов; победителями областного интеллектуального конкурса «Ак – бота»
Участвовали в Областной президентской олимпиаде по биологии, получили сертификат участника.
Положительным в моей работе является увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью; создание и совершенствование системы работы с одаренными детьми; выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Список литературы:
Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав. Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.