Методические приёмы в проведении контроля и учёта знаний по биологии Основной формой работы в школе является урок. Необходимо так смоделировать эти 45 мин учебного времени, чтобы максимально эффективно использовать каждую. Вполне естественно, что единой модели всех без исключения уроков нет и быть не может. Поэтому при планировании урока огромную роль играет творческий потенциал учителя. Все дети в классе разные: одни из них сильные, другие – слабые. И никому нет дела, откуда взялась эта слабость – от случайного срыва, от многолетней педагогической запущенности, от семейных неурядиц или учительской черствости. Поэтому каждый этап урока ставит этих ребят в сложное положение. Сильным тоже не легче. Они ежедневно работают с «недогрузом», все больше утверждаясь в своей всесильности и привилегированности. Именно поэтому и при объяснении нового материала, и при опросе учащихся необходим личностно-ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого учащегося с обучением на высоком уровне. Чтобы стимулировать интерес к учению, надо создать в учебном процессе ситуацию успеха. Поэтому каждое предлагаемое задание должно состоять из двух частей: а) задание на уровне базовых знаний; б) задание повышенной сложности. Слабым ученикам дополнительно могут быть даны карточки-консультации или планы предстоящего ответа, которые позволят им справиться с заданием. Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности. Контроль выполняет ряд важных функций: 1) диагностическая функция – своевременно обнаружить успешность или неуспешность обучения и в зависимости от этого строить дальнейшее обучение; 2) стимулирующая и мотивирующая функции – контроль для большинства детей не безразличен. Для многих это прежде всего возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание быть всегда преуспевающим в учебе. Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела). Устный контроль предполагает индивидуальный и фронтальный опросы. При индивидуальном опросе можно оценить уровень усвоения учеником учебного материала, владение им терминологией, предложив индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности или вызвав отвечать у доски по таблице. Но на одном уроке можно опросить лишь небольшое количество учащихся. Поэтому эффективнее совмещать индивидуальный опрос с фронтальным. Для этого подбирается серия логически связанных между собой вопросов и для краткого ответа вызываются несколько учеников. Искусство учителя состоит в том, чтобы при фронтальной работе не терять из виду ни одного ученика, а при проведении индивидуального опроса не превращать его в общение учителя только с одним учеником. Чтобы на проверку не уходило слишком много времени, а затраченное время использовалось бы с наибольшей пользой для обучения, я в своей работе часто применяю тестовые задания. Тесты не должны требовать больших затрат времени; должны быть: – однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания; – удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; – краткими, т.е. требующими сжатых ответов; – стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования. В тестах можно предложить учащимся выполнить следующие задания: 1. Выбрать правильный вариант ответа. К плоским костям относят: а) кости предплечья; б) кости таза; в) фаланги пальцев. 2. Выбрать верные утверждения: а) череп человека неподвижно соединен с позвоночником; б) все кости скелета соединены при помощи суставов; в) хрящи образованы соединительной тканью. Знание терминов и понятий по биологии удобно проверять, проводя диктанты и предлагая ученикам решить кроссворды. Кроссворды также можно использовать при изучении тем, связанных с многообразием животных, и при обобщении темы. Можно предложить, например, следующие задания. Впишите в кроссворд слева названия млекопитающих, оканчивающихся на букву «Н», а справа – начинающиеся с этой буквы. Интересной формой контроля знаний являются биологические лабиринты. ЛАБИРИНТ "МОХОВИДНЫЕ" Ребята, отвечая на вопросы положительно или отрицательно, переходят из одного квадрата в другой, последовательно записывая номера соответствующих вопросов. На такой опрос отводится 5–7 минут. Для творческого домашнего задания и для контроля можно использовать рабочие тетради, которые в настоящее время издаются почти для каждого учебника. Содержание их разное. Есть рабочие тетради, задания в которых опираются только на текст учебника, а есть требующие более глубокого знания предмета и творческого подхода. На каждом уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят. Это могут быть, например, такие задания. 1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, хотя в старых их много. Чем можно объяснить это явление? 2. Пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко распространена. Почему? Изучение биологии в обязательном порядке предполагает проведение практических и лабораторных работ, которые также могут являться формами контроля знаний, умений и навыков. Так, после изучения темы «Внешнее строение листа» можно предложить учащимся выполнить практическую работу с использованием гербарного материала. Выберите лист хорошо знакомого вам растения и определите: 1) простой это лист или сложный; 2) черешковый лист или сидячий; 3) форму листовой пластинки; 4) характер края листа; 5) тип жилкования. После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета. В командном зачете класс делится на группы. Каждая группа получает оценочный лист, где фиксируется работа каждого ее члена и ряд заданий, о выполнении которых команда отчитывается перед учителем. Индивидуальный зачет проводится при помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как правило, хорошо знающих предмет), которые вместе с учителем готовят вопросы по разным темам. Это «экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны получить у них зачет. Итоговая оценка выставляется с учетом баллов, полученных за ответы на отдельные вопросы. Четкие, системные знания способствуют дальнейшему стремлению к познанию изучаемого предмета. Возникает цикл взаимосвязанных процессов, приводящих к положительным результатам у учащихся и удовлетворению учителя своей работой. |