kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лес и человек" Программа факультатива для 5 класса Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативных занятий с обучающимися 5 класса, расчитанная на 34 часа, одно занятие в неделю. Занятия можно объединять при проведении экскурсий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лес и человек" Программа факультатива для 5 класса Биология»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области





РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2015г


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2015г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Относовской СОШ

от 31.08.2015 г. № 110/01-12








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

факультативного курса

«Экологическое краеведение: лес и человек»

(эколого-краеведческое просвещение)

5 класс

на 2015-2016 учебный год



учитель Сюрина Галина Анатольевна









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Осознание первопричины катастрофического состояния окружающей среды

подводит к заключению о том, что культура, породившая технократическую

цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество

превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и

решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области

культуры

природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей

средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к

лучшему.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие

ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее страны,

Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему

ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставить ее господствующей

ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличии

от ХХ века - «столетия экономики». А это означает, что экологическому воспитанию

принадлежит заглавная роль.

Предполагаемая программа факультатива призвана в какой – то мере восполнить

дефицит экологических знаний у учащихся 5 класса, которые только – только начинают

более глубокое знакомство с живой природой.

Программа предполагает ступени роста или критерии освоения учащимися

экологической культуры.

Прогнозирование личности роста определяется несколькими ступенями.

Первая ступень– младший школьный возраст. На этой ступени

формируется опыт взаимодействия с окружающей средой, появление потребности в

приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их.

Вторая ступень – средний школьный возраст. Учащиеся этой ступени имеют

потребность самовыражения в творческой деятельности, в решении экологических

проблем ближайшего окружения.

Третья ступень – старший школьный возраст – реальная деятельность по

недопущению действий, наносящих ущерб природной среде; посильный вклад в

преодолении негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об

охране природы.


Цели :


- формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность

экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер

личности;


-воспитание позитивного отношения к природной среде на основе активности и

заинтересованности в вопросах решения природоохранных проблем;


-углубление научных знаний о современных проблемах экологии, развитие

экологического мышления в комплексном подходе к окружающей среде;


-пробуждать «души прекрасные порывы» на бережное отношение к природной

среде своего края.

Задачи:


-научить учащихся грамотному поведению в природе, систематизировать их знания

по охране окружающей среды;


- учить видеть красоту природы, понимать ее ценности;


- вырабатывать потребность оказания практической помощи природе, оказывать

помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;


- учить контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда

окружающей среде;


- на всех занятиях школьного обучения раскрывать взаимоотношения в системе

природа - человек - общество».


Общая характеристика курса



К концу учебного года учащиеся пятого класса должны хорошо понимать значение леса для жизни человека. Лес называют зелеными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится, ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева – своеобразный фильтр, она задерживает пыль, копоть, грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии – фитонциды. Доказано, что зеленые насаждения леса уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма – в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра.

Человек многим обязан лесу: чистым воздухом, ягодами, грибами, лекарственными растениями. Но сейчас экологи бьют тревогу: леса на Земле исчезают. В результате мелеют реки, ухудшается климат.

Лес – верный и надежный помощник земледельцев в борьбе за урожай. Он преграждает путь разрушительным паводкам, препятствует пыльным бурям, эрозиям почвы, создает благоприятный микроклимат, сохраняет полноводность рек.

Он – неиссякаемый источник творчества, здоровья, бодрости человека. Говоря словами доктора Астрова из пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» «леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение».

Именно они помогли Шишкину в его работе над бессмертными полотнами «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», вдохновили И. Левитана на создание картин «Золотая осень», «Зеленая роща». Любовью к лесу проникнута поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Бунина, Пастернака.

В решении задач экологического образования вообще и экологического краеведения в частности важно, чтобы школьники не только накапливали соответствующие знания, но и умели оперировать ими, применять в реальных жизненных ситуациях. Это делает необходимым использовать обучающие ситуации в воспитании у ребят ответственного отношения к окружающей среде. Одной из таких реальных обучающих ситуаций с экологическим краеведческим содержанием является подготовка и проведение общешкольного мероприятия, посвященного Всемирному дню охраны окружающей среды. И хотя он отмечается 5 июня, мы его проводим в середине мая как итоговую отчетную конференцию по экологическому краеведению.

В ходе подготовки и проведения этого мероприятия учащиеся пополняют и углубляют свои знания по отдельным аспектам охраны природной среды своего края. Они в различной форме готовят свои отчеты по тем направлениям, которые рассматривали в течение года, готовят выставки, художественные номера, рисунки, отчеты. Они знают, что оценивать результаты их труда и полученных знаний будут не только учителя, но и старшеклассники, и родители, которых мы приглашаем на итоговое мероприятие. Выступление каждого класса имеет свою тематику, свой девиз, свою выставку, свои выступления и предложения.

Наверное, каждый согласится с тем, что живое общение с природой, наблюдения в природе, выводы, сделанные непосредственно учеником в результате прямого контакта с природой о значении тех или иных живых организмов в жизни человека, оценке их состояния непосредственно на обследуемых территориях, все это и порождает желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить свой дворик, улицу, школьный парк, принять участие в учете природных богатств родного края и укрепить их. И, конечно же, у детей обязательно будет формироваться гражданская ответственность и социальная активность в пропаганде идей охраны природной среды своего родного края и России в целом.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.


1. ОСЕНЬ.

а/. Первые шаги осени.

б/. Лесные барометры – осенние приметы.

в/. Листопад в лесу. Зачем?

г/. Грибы – обманщики.

д/. Почки – невидимки.

е/. Осенний ветвепад.

ж/. Последние цветы.

з/. Предзимье.

и/. Первый снег.


  1. ЗИМА

а/. Пора зимняя.

б/. Как зимуют деревья.

в/. Как зимуют насекомые леса.

г/. Что с вами, пернатые?

д/. Зеленые пленники.

е/. Кто мороза не боится.

ж/. Скоро опять весна.

  1. ВЕСНА.

а/. Первые приметы весны.

б/. Кто раньше.

в/. Драгоценные соки.

г/. Сиреневые опушки

д/. Как цветет осина и береза.

е/. Ранние грибы.

ж/. Красавица – черемуха.

з/. Около скворечника.









ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ.


Осенние:

  1. «Знакомство с нашим лесом» - сентябрь;

  2. «Осенний лес так ярок и богат» - сентябрь;

  3. «Кто в лесу живет» - октябрь.

Зимние:

  1. «Зимняя сказка» - январь;

  2. «Птичья столовая» - февраль.

Весенние:

  1. «Весенние явления в жизни леса» - апрель;

  2. «Азбука леса» - литературно-экологический праздник.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:


Предполагается изучение с учащимися одной из экологических сред человека – леса.

Познание природы, выявление взаимосвязей с нею, поиск практической реализации

доступных для учащихся путей их решения. Главная задача—познание и

преобразование родного края.

За основу берется изучение местных экологических систем и изучение деятельности

человека в этих средах:

5 класс - «Лес и человек»

Экологическая среда изучается весь учебный год и имеет одно основное мероприятие в месяц. Предлагаются следующие мероприятия:


Сентябрь – экскурсия «Осенний лес так ярок и богат».


Октябрь – экскурсия «Кто в лесу живет».


Ноябрь – устный журнал «Наш русский лес».


Декабрь – выставка «Превращения дерева».


Январь - экскурсия «Зимняя сказка».

Февраль – зеленая страничка «О деревьях».


Март - праздник встречи прилетных птиц- «Мы ждем тебя, товарищ птица!»


Апрель – беседа «Драгоценные соки растений».


Май – литературно – экологический праздник « Азбука леса».


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Предметные

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Метапредметные

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.



Место курса в учебном плане


На факультативный курс отводится 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. Из 34 учебных часа 24 часа – теоретические занятия, 10 часов – экскурсии.

Материал рассматривается по сезонам, которые хорошо прослеживаются в нашем смешанном лесу.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Название темы

Количество часов

1

Тема «Осень»

12, из них 5 часов экскурсии

2

Тема «Зима»

8, из них 2 часа экскурсии

3

Тема «Весна»

14, из них 3 часа экскурсии






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема занятия

Сроки.

1 -2

Введение. Экскурсия «Знакомство с нашим лесом»

сентябрь, 2 часа

3-4

Экскурсия «Осенний лес так ярок и богат»

сентябрь, 2 часа

5.

Первые шаги осени Первые приметы осени в природе

сентябрь 1 час

6.

Лесные барометры – осенние приметы

сентябрь

7 -8.

Экскурсия «Кто в лесу живет. Листопад в лесу Зачем?» Грибы - обманщики

октябрь, 2 часа

9.

Почки - невидимки

октябрь

10.

Осенний ветвепад. Почему веточки опадают на землю.

октябрь

11.

Последние цветы

октябрь

12.

Предзимье. Устный журнал «Наш русский лес»

ноябрь

13.

Первый снег, его роль в жизни леса.

ноябрь

14.

Пора зимняя, все ли к ней готовы?

декабрь.

15.

Как зимуют деревья. Выставка «Превращения дерева»

декабрь

16.

Как зимуют насекомые леса

декабрь

17.

Что с вами, пернатые? Практикум: подкормка птиц

декабрь

18 -19.

Экскурсия «Как зимует лес. Зимняя сказка Читаем следы на снегу»

январь 2 часа

20.

Зеленые пленники зимы

январь

21 -22.

Экскурсия «Кто мороза не боится? Это ты, товарищ птица?» Птичья столовая – подкормка птиц

февраль

2 часа

23.

Скоро опять весна. Зеленая страничка «О деревьях»

февраль

24.

Первые приметы весны

март

25.

Кто раньше. Первые подснежники

март

26.

Драгоценные соки. Правила сбора березового сока

март

27.

Сиреневые опушки

март

28.

Как цветет осина и береза

апрель

29.

Ранние грибы леса: сморчки и строчки

апрель

30 -31.

Экскурсия « Весенние явления в жизни леса»

апрель 2 часа

32.

Красавица - черемуха

май

33.

Около скворечника

май

34.

«Азбука леса» - праздник

май



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Верзилин Н. Растения в жизни человека. Детгиз 1962

  2. Литинецкий И. Барометры природы. Детгиз 1982

  3. Строков В. Пернатые друзья лесов. Просвещение. 1975.

  4. Суворова П. Друзья и враги нашего леса. Просвещение. 1972.

  5. Соколов Н. Любите и охраняйте птиц. Просвещение. 1998.

  6. Петров В. Из жизни зеленого мира. Просвещение. 1985.

  7. Плавильщиков Н. Юным любителям природы. Детская литература. 1987.

  8. «Юный натуралист» - журналы.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Лес и человек" Программа факультатива для 5 класса Биология

Автор: Сюрина Галина Анатольевна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-fakul-tativa-po-biologhii-zhizn-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153792"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421070482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Программа по экологии "Лес и человек""
    ["seo_title"] => string(41) "proghramma-po-ekologhii-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "302465"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457188100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства