kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс двудольные. Семейство Пасленовые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с общей характеристикой Пасленовых и их значением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс двудольные. Семейство Пасленовые.»


Тема: Класс двудольные растения. Семейство Пасленовые. (Слайд 1)

Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Пасленовые.

Развивающие:

продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растений;

умение обобщать, анализировать, сравнивать;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

показать значение растений данного семейства для человека;

воспитывать бережное отношение человека к природе и прослеживать неразрывную связь человека и природы.

Словарь: паслёновые, томат, баклажан, перец, декоративные паслёновые, дурман, белена.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, наглядные пособия.

Ход урока

I.Организационный момент (Слайд 2)

Психологический настрой учащихся на работу: 1)Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

  1. -Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.



II. Проверка знаний (Слайд 3)

Ребята, мы с вами продолжаем изучать отдел покрытосеменные (цветковые) растения.

1. - Скажите, на какие два класса делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные).

- Вспомните, каковы отличительные признаки класса однодольных от двудольных растений

Задания разно уровненного характера (Приложение 1)

Группа 1

А) Нужно выйти к доске и распределить признаки по классам.

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик самостоятельно распределяет карточки с признаками по классам растений.

Однодольные Двудольные

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

жилкование - дуговое, параллельное жилкование -сетчатое лист-простой лист- простой, сложный

цветок-лепестков 6 цветок -лепестков 4 или 5


Б) остальные выполняют на карточках, заполняют таблицу- признаки характерные для обоих классов.

Группа 3 (слабые ученики работают в паре)

ОДНОДОЛЬНЫЕ

ДВУДОЛЬНЫЕ

  • 1 семядоля;

  • мочковатая корневая система;

  • лист-простой

  • дуговое или параллельное жилкование листьев;

  • цветок кратен 6;

  • 2 семядоли;

  • стержневая корневая система;

  • лист-простой или сложный

  • сетчатое жилкование листьев;

  • цветок кратен 4 или 5.

Проверка выполненного задания.

2. - Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных)

- С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство злаки, лилейных)

Группа 1,2 (Приложение 2)

А) У вас в конвертах под №1 ,лежат названия растений, разложите их по семейству.

Группа 3 (слабые ученики выполняет это же задание по картинкам)

Проверка выполненного задания

- Назовите злаковые растения (пшеница, овес, кукуруза, рожь, ячмень-хлебные злаки).

- Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

- Приведите примеры овощных лилейных растений (лук, чеснок.) - Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш) - Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан).

- По каким признакам вы определили семейства злаковых и лилейных?

(растения объединяют в одно семейство по сходству строения растения: корневая система, строение цветка, жилкование листьев, плод).

Итог выполненных заданий.

III. Актуализация опорных знаний (Слайд 4)

- Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)

2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)

3. У родственницы ёлки

Длинные иголки. (сосна)

4. Что без печали

Приводит в слёзы?(лук)

5. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям. 

Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки(овёс)

6. В землю-зубочек

Из земли-клубочек (чеснок)

7. Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле (рожь)

8. Сестрица сосен, ёлок

Зимует без иголок (лиственница)

9. Он родился в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит. (Ландыш)

10. Красу колючую, как ёж,

Зимой зелёную найдёшь (ель)


- Скажите, почему в кроссворде слово ландыш написано буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу) - Прочитайте слово по вертикали, так с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с классом двудольных растений семейством Паслёновые, узнаем особенности строения данного семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые и их значение для человека.

IV. Изучение нового материала (Слайд 5)

1) Тема урока: Класс двудольные растения. Семейство Пасленовые.

- Запишите дату, тему урока в тетрадь.

- Прежде чем начать изучать семейство паслёновых, я вам предлагаю послушать немного истории о данном семействе от путешественника.

А) Путешественник
Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития.
Мы долгое время путешествовали и заметили, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.


(Слайд 6)
Б) - Действительно, родина пасленовых тропические леса Южной Америки, растения расселились по земному шару, ученые распределили их группы.


(Слайд 7)
- В семействе пасленовые насчитывается от 2500 до 3000 видов растений.
- Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья.


(Слайд 8)

- Своё название семейство паслёновые получило от дикорастущего травянистого сорного растения- паслён черный. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека.

- Кроме паслёна к этому семейству относятся овощные культурные растения:

Томат (Слайд 9)

Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение.

Перец (Слайд 10)

Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Осенью в 16в. испанцы вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу.

Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 17в. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий.

Баклажан (Слайд 11)

Родиной паслена принято считать Юго-Восточную Азию, тропические районы Индии. Так как Древняя Индия вела торговлю со всем миром, эта культура проникла с товарами индийских купцов в Китай, Японию и Северную Африку. В древности дикий баклажан называли яблоками бешенства, полагая, что их употребление приводит к сумасшествию.

Картофель (Слайд 12)

"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют клубеньки".

- С этим растением мы будем, более подробно знакомится на следующем уроке.

В) - Почему же все эти растения относят к одному семейству? По какому признаку их объединяют?

Работа с тестом учебника на стр.120 , прочитать первый абзац самостоятельно (строение цветка, плода).

- Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, ключевым признаком при определении семейства.

2) Знакомство со строением цветка (Слайд 13, 14)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) Л(5) Т(5) П (1)

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия - кисть (томат, картофель, чёрный паслен) (Слайд15)

- Не редкость и крупные, одиночные цветки (перец, баклажан) (Слайд 16)

- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка; перец-пустотелая ягода) (Слайд 17)

Внимание! Ягоды некоторых паслёновых ядовиты! (картофель)

(Слайд 18)

- Семя состоит из двух семядолей

- Какая корневая система у паслёновых? (стержневая)

- Стебель у паслёновых …(прямостоячий)

- Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)


- Почему же эти растения объединили в семейство паслёновые?

Выводизучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки строения.

(Приложение 3)

Задание разно уровненного характера (1,2,3группы)

V. Первичное закрепление знаний.

Заполните на таблицу, Признаки паслёновых

Корневая система

стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

(Слайд 19) - Проверяем

VI. Физминутка

VII. Продолжение темы

(Слайд 20)

- Какие растения изображены на слайде? (томат, перец, баклажан)

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощи)


- Ребята, среди растений этого семейства встречаются цветочно - декоративные растения (петуния, душистый табак, физалис) (Слайд 21)

- В настоящее время селекционеры вывели огромное количество этих цветов, которые украшают городские клумбы, а также клумбы нашего пришкольного участка. Цветки табака распускаются в сумерках и наполняют воздух приятным запахом.

-А как вы думаете все ли «пасленовые», полезны, и безобидны для человека!
Да, верно ребята среди них затаились опасные для жизни человека растения!

(Слайд 22)

- Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение, причём ядовиты все части растения, особенно семена.

- Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах (коробочки) и семенах.

Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

- Ядовитым растением является табак. (Слайд 23)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

VIII. Закрепление

1) Соотнесите название растений и их изображения. (Слайд 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)

(Приложени 4)

2) Работа по карточкам.

Отметить номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.

  1. В цветке 5 чашелистиков.

  2. В цветке 4 чашелистика.

  3. В цветке 6 лепестков венчика.

  4. В цветке 5 лепестков венчика.

  5. В цветке много тычинок.

  6. В цветке 5 тычинок.

  7. Плод-орех.

  8. Плод-ягода или коробочка


IX. Итогурока:

- Какое значение растения семейства паслёновые имеют для человека? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).


Оценивание детей.

Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки Паслёновых», ответить на вопросы.

(Слайд 25)

Урок окончен


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Класс двудольные. Семейство Пасленовые.

Автор: Гришунина Жанна Владимировна

Дата: 15.08.2021

Номер свидетельства: 585281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Класс однодольные.Семейство лилейные. "
    ["seo_title"] => string(41) "klass-odnodol-nyie-siemieistvo-lilieinyie"
    ["file_id"] => string(6) "215262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432631088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация на тему: "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-na-tiemu-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-paslionovyie"
    ["file_id"] => string(6) "141627"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418144217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Класс двудольные. Семейство Пасленовые."
    ["seo_title"] => string(36) "klass_dvudolnye_semeistvo_paslenovye"
    ["file_id"] => string(6) "585278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1629035449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "презентация на тему "Класс двудольные растения" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-na-tiemu-klass-dvudol-nyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "114604"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411576656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства