Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, наглядные пособия.
Ход урока
I.Организационный момент (Слайд 2)
Психологический настрой учащихся на работу: 1)Добрый день, ребята. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись и тихонько сели.
-Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.
II. Проверка знаний (Слайд 3)
Ребята, мы с вами продолжаем изучать отдел покрытосеменные (цветковые) растения.
1. - Скажите, на какие два класса делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные).
- Вспомните, каковы отличительные признаки класса однодольных от двудольных растений
Задания разно уровненного характера (Приложение 1)
Группа 1
А) Нужно выйти к доске и распределить признаки по классам.
На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик самостоятельно распределяет карточки с признаками по классам растений.
Однодольные Двудольные
в семени 1 семядоля в семени две семядоли
мочковатая корневая система стержневая корневая система
- Приведите примеры овощных лилейных растений (лук, чеснок.) - Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш) - Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан).
- По каким признакам вы определили семейства злаковых и лилейных?
(растения объединяют в одно семейство по сходству строения растения: корневая система, строение цветка, жилкование листьев, плод).
Итог выполненных заданий.
III. Актуализация опорных знаний (Слайд 4)
- Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.
1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)
2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)
3. У родственницы ёлки
Длинные иголки. (сосна)
4. Что без печали
Приводит в слёзы?(лук)
5. Стебель рос без волос, А серёжками оброс. Потом сняли серьги эти, Наварили каши детям.
Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки(овёс)
6. В землю-зубочек
Из земли-клубочек (чеснок)
7. Он злак, он в поле колосится,
Он не ячмень и не пшеница,
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле (рожь)
8. Сестрица сосен, ёлок
Зимует без иголок (лиственница)
9. Он родился в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвенит. (Ландыш)
10. Красу колючую, как ёж,
Зимой зелёную найдёшь (ель)
- Скажите, почему в кроссворде слово ландыш написано буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу) - Прочитайте слово по вертикали, так с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)
- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с классом двудольных растений семейством Паслёновые, узнаем особенности строения данного семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые и их значение для человека.
IV. Изучение нового материала (Слайд 5)
1) Тема урока: Класс двудольные растения. Семейство Пасленовые.
- Запишите дату, тему урока в тетрадь.
- Прежде чем начать изучать семейство паслёновых, я вам предлагаю послушать немного истории о данном семействе от путешественника.
А) Путешественник Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития. Мы долгое время путешествовали и заметили, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
(Слайд 6) Б) - Действительно, родина пасленовых тропические леса Южной Америки, растения расселились по земному шару, ученые распределили их группы.
(Слайд 7) - В семействе пасленовые насчитывается от 2500 до 3000 видов растений. - Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья.
(Слайд 8)
- Своё название семейство паслёновые получило от дикорастущего травянистого сорного растения- паслён черный. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека.
- Кроме паслёна к этому семейству относятся овощные культурные растения:
Томат(Слайд 9)
Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение.
Перец(Слайд 10)
Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Осенью в 16в. испанцы вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу.
Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 17в. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий.
Баклажан(Слайд 11)
Родиной паслена принято считать Юго-Восточную Азию, тропические районы Индии. Так как Древняя Индия вела торговлю со всем миром, эта культура проникла с товарами индийских купцов в Китай, Японию и Северную Африку. В древности дикий баклажан называли яблоками бешенства, полагая, что их употребление приводит к сумасшествию.
Картофель(Слайд 12)
"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют клубеньки".
- С этим растением мы будем, более подробно знакомится на следующем уроке.
В) - Почему же все эти растения относят к одному семейству? По какому признаку их объединяют?
Работа с тестом учебника на стр.120 , прочитать первый абзац самостоятельно (строение цветка, плода).
- Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, ключевым признаком при определении семейства.
2) Знакомство со строением цветка (Слайд 13, 14)
a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.
б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) Л(5) Т(5) П (1)
- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия - кисть (томат, картофель, чёрный паслен) (Слайд15)
- Не редкость и крупные, одиночные цветки (перец, баклажан) (Слайд 16)
- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка; перец-пустотелая ягода) (Слайд 17)
Внимание! Ягоды некоторых паслёновых ядовиты! (картофель)
(Слайд 18)
- Семя состоит из двух семядолей
- Какая корневая система у паслёновых? (стержневая)
- Стебель у паслёновых …(прямостоячий)
- Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)
- Почему же эти растения объединили в семейство паслёновые?
Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки строения.
(Приложение 3)
Задание разно уровненного характера (1,2,3группы)
V. Первичное закрепление знаний.
Заполните на таблицу, Признаки паслёновых
Корневая система
стержневая
Стебель
Прямостоячий
Листья
Простые, с сетчатым жилкованием
Соцветие
Одиночные цветки, кисть
Цветок
5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик
Плод
Коробочка или ягода
Семя
две семядоли
(Слайд 19) - Проверяем
VI. Физминутка
VII. Продолжение темы
(Слайд 20)
- Какие растения изображены на слайде? (томат, перец, баклажан)
- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)
- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощи)
- Ребята, среди растений этого семейства встречаются цветочно - декоративные растения (петуния, душистый табак, физалис) (Слайд 21)
- В настоящее время селекционеры вывели огромное количество этих цветов, которые украшают городские клумбы, а также клумбы нашего пришкольного участка. Цветки табака распускаются в сумерках и наполняют воздух приятным запахом.
-А как вы думаете все ли «пасленовые», полезны, и безобидны для человека! Да, верно ребята среди них затаились опасные для жизни человека растения!
(Слайд 22)
- Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение, причём ядовиты все части растения, особенно семена.
- Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах (коробочки) и семенах.
Растения используются в медицине.
Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.
- Ядовитым растением является табак. (Слайд 23)
- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)
- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)
У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.
VIII. Закрепление
1) Соотнесите название растений и их изображения. (Слайд 24)
У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.
- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)
- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)
(Приложени 4)
2) Работа по карточкам.
Отметить номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.
В цветке 5 чашелистиков.
В цветке 4 чашелистика.
В цветке 6 лепестков венчика.
В цветке 5 лепестков венчика.
В цветке много тычинок.
В цветке 5 тычинок.
Плод-орех.
Плод-ягода или коробочка
IX. Итогурока:
- Какое значение растения семейства паслёновые имеют для человека? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).
Оценивание детей.
Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки Паслёновых», ответить на вопросы.