Казахстанская школа сегодня и завтра: взгляд изнутри
Казахстанская школа сегодня и завтра: взгляд изнутри
КГУ»Банновская средняя школа» ОО акимата ФР
Казахстанская школа сегодня и завтра: взгляд изнутри
Ничто не дальше вчерашнего дня,
Ничто не ближе завтрашнего.
Казахская народная пословица
Нельзя сказать, что с детства я мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила географию, химию и, конечно, биологию. Именно по этой причине поступала туда, где нужно было сдавать эти предметы. Так я оказалась в СХИ на факультете агрономии. По окончании работала в техникуме, но судьба сложилась так, что, выйдя замуж пришлось переехать в село Банновка, где, как оказалось, меня ждал самый важный поворот в моей жизни – школа. Работаю в местной школе уже двадцать пять лет, успела заочно получить второе образование учителя биологии, но спустя четверть века остаюсь твердо уверенной, что учителем становятся не после окончания вуза, а в результате многолетнего общения с учениками, родителями, коллегами, когда накапливается личный педагогический опыт и совершенствуется мастерство.
Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые требования. «Инновации в образовании», «реформирование казахстанской школы», «модернизация» – пестрят заголовки газет, интернет-статей, рубрики форумов. В последние десятилетия изменения затронули не только систему образования, проводятся институциональные реформы в экономической, политической, социальной сферах. Наряду с позитивными результатами реформ следует отметить, что в стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества.
Сейчас введена новая форма календарного планирования. Выпущены пособия, созданные учеными, опытными педагогами. Это, несомненно, большой шаг в совершенствовании педагогической деятельности. Дается ее полная, насыщенная картина, предусмотрено не только содержание, но и типы уроков, цели, задачи, результаты деятельности, даже домашние задания, то есть сделано все, чтобы учитель мог системно и целенаправленно выполнить работу по обучению учащихся. Такое подробное, конкретное планирование существенно помогает выстроить образовательный процесс так, чтобы получить хорошие результаты.
Но никогда нельзя забывать, что педагогическая деятельность – это не догма, не только исполнение планов и инструкций, а творчество, постоянное, неконтролируемое. Элементы творчества самые разнообразные и неожиданные: от научных, когда варьируешь методику, формы, методы, работы, используешь инновационные технологии, до доморощенных, даже примитивных, но зато являющихся, несомненно, истинным творчеством самого учителя.
Как обеспечить высокие результаты в условиях модернизации системы казахстанского образования? Несколько лет назад профильное образование, как вариант личностно-ориентированного обучения, было новшеством. И я стала учить детей в новых условиях, когда больше приходилось учиться самой. Несмотря на качественные изменения, происходящие в современном образовании, ведущее место в организации учебного процесса по любой технологии по-прежнему занимает урок. Только там, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Я работала по разным учебникам, с разными методиками, изучала работы учителей-новаторов, но свой урок всегда строила самостоятельно, интуитивно беря все ценное. Планирование этапов урока, подготовка, его проведение, рефлексия остается одним из главных направлений в моей педагогической деятельности.
За годы работы я поняла, что великая ценность образования - это не знания, а действия ученика! Что останется в их голове, когда забыты все определения, законы, правила биологии? Конечно, творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученикам вооружить себя полезными знаниями, нужными на уроках, и что немаловажно, в обыденной жизни.
Именно школа отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Социальный заказ определяет образовательные стандарты, которые школа реализует на практике. Мы, учителя, стараемся улучшить образовательный процесс: изучаем авторские программы, педагогические концепции и технологии, экспериментируем, анализируем, снова экспериментируем… Но почему наши дети нередко безразличны, бессердечны? Почему растет подростковая преступность? Почему ежедневно мы сталкиваемся с детской жестокостью?
Будущее... Какое оно? Какой будет школа завтра? Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - писал Теодор Рузвельт.
Интеллект или воспитанность? Что важнее - воспитание или обучение? До сих пор не утихают споры ученых, педагогов, родителей. Поэтому в своей работе на первое место я ставлю воспитательные задачи. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Я хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, из которого складывается наша жизнь, взаимопонимания. Моя цель – найти тот «золотой ключик», который откроет внутренний мир ребенка, позволит увидеть лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию. Моя задача – научить детей верить в себя, делать правильный выбор, увлечь их процессом познания, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Я стараюсь сделать свои уроки интересными, увлекательными и познавательными. Но уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - понять, что ребёнок - Человек, у которого собственное представление о мире и свои чувства. Мы часто снисходительно относимся к детским проблемам, считая их незначительными, забываем, что ребенок острее чувствует одиночество, непонимание. Доброе слово, ласковый взгляд, улыбка – этого бывает достаточно, чтобы появилась уверенность, желание познавать и творить. На это не нужно много времени, которого у учителя катастрофически не хватает. Сегодня и у родителей нет или желания поговорить с сыном или дочерью, обсудить прошедший день, события. Родителей волнуют материальные составляющие, что немаловажно в нашей жизни, а ребенку остается раздражение, усталость. На собраниях спрашиваю родителей: «Знаете, чем живет Ваш ребенок? Какие книги читает?» Родители стыдливо опускают головы.
Содружество и сотрудничество учителя и учащихся, совместное творчество, а главное - любовь к детям. Вот три кита, на которых строится моя педагогическая деятельность.
Я, как человек давно находящийся в системе и знающий ее изнутри, могу сказать, что профессия учителя предоставляет огромные возможности творчества, это профессия, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников. И как учитель я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути. Ведь только так и никак иначе в будущем из них получаться полноценные граждане Казахстана, за которых страна будет бесконечно горда.
Исполнитель:Волковская Л.П.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахстанская школа сегодня и завтра: взгляд изнутри »
КГУ»Банновская средняя школа» ОО акимата ФР
Казахстанская школа сегодня и завтра: взгляд изнутри
Ничто не дальше вчерашнего дня,
Ничто не ближе завтрашнего.
Казахская народная пословица
Нельзя сказать, что с детства я мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила географию, химию и, конечно, биологию. Именно по этой причине поступала туда, где нужно было сдавать эти предметы. Так я оказалась в СХИ на факультете агрономии. По окончании работала в техникуме, но судьба сложилась так, что, выйдя замуж пришлось переехать в село Банновка, где, как оказалось, меня ждал самый важный поворот в моей жизни – школа. Работаю в местной школе уже двадцать пять лет, успела заочно получить второе образование учителя биологии, но спустя четверть века остаюсь твердо уверенной, что учителем становятся не после окончания вуза, а в результате многолетнего общения с учениками, родителями, коллегами, когда накапливается личный педагогический опыт и совершенствуется мастерство.
Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые требования. «Инновации в образовании», «реформирование казахстанской школы», «модернизация» – пестрят заголовки газет, интернет-статей, рубрики форумов. В последние десятилетия изменения затронули не только систему образования, проводятся институциональные реформы в экономической, политической, социальной сферах. Наряду с позитивными результатами реформ следует отметить, что в стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества.
Сейчас введена новая форма календарного планирования. Выпущены пособия, созданные учеными, опытными педагогами. Это, несомненно, большой шаг в совершенствовании педагогической деятельности. Дается ее полная, насыщенная картина, предусмотрено не только содержание, но и типы уроков, цели, задачи, результаты деятельности, даже домашние задания, то есть сделано все, чтобы учитель мог системно и целенаправленно выполнить работу по обучению учащихся. Такое подробное, конкретное планирование существенно помогает выстроить образовательный процесс так, чтобы получить хорошие результаты.
Но никогда нельзя забывать, что педагогическая деятельность – это не догма, не только исполнение планов и инструкций, а творчество, постоянное, неконтролируемое. Элементы творчества самые разнообразные и неожиданные: от научных, когда варьируешь методику, формы, методы, работы, используешь инновационные технологии, до доморощенных, даже примитивных, но зато являющихся, несомненно, истинным творчеством самого учителя.
Как обеспечить высокие результаты в условиях модернизации системы казахстанского образования? Несколько лет назад профильное образование, как вариант личностно-ориентированного обучения, было новшеством. И я стала учить детей в новых условиях, когда больше приходилось учиться самой. Несмотря на качественные изменения, происходящие в современном образовании, ведущее место в организации учебного процесса по любой технологии по-прежнему занимает урок. Только там, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Я работала по разным учебникам, с разными методиками, изучала работы учителей-новаторов, но свой урок всегда строила самостоятельно, интуитивно беря все ценное. Планирование этапов урока, подготовка, его проведение, рефлексия остается одним из главных направлений в моей педагогической деятельности.
За годы работы я поняла, что великая ценность образования - это не знания, а действия ученика! Что останется в их голове, когда забыты все определения, законы, правила биологии? Конечно, творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученикам вооружить себя полезными знаниями, нужными на уроках, и что немаловажно, в обыденной жизни.
Именно школа отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Социальный заказ определяет образовательные стандарты, которые школа реализует на практике. Мы, учителя, стараемся улучшить образовательный процесс: изучаем авторские программы, педагогические концепции и технологии, экспериментируем, анализируем, снова экспериментируем… Но почему наши дети нередко безразличны, бессердечны? Почему растет подростковая преступность? Почему ежедневно мы сталкиваемся с детской жестокостью?
Будущее... Какое оно? Какой будет школа завтра? Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - писал Теодор Рузвельт.
Интеллект или воспитанность? Что важнее - воспитание или обучение? До сих пор не утихают споры ученых, педагогов, родителей. Поэтому в своей работе на первое место я ставлю воспитательные задачи. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Я хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, из которого складывается наша жизнь, взаимопонимания. Моя цель – найти тот «золотой ключик», который откроет внутренний мир ребенка, позволит увидеть лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию. Моя задача – научить детей верить в себя, делать правильный выбор, увлечь их процессом познания, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Я стараюсь сделать свои уроки интересными, увлекательными и познавательными. Но уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - понять, что ребёнок - Человек, у которого собственное представление о мире и свои чувства. Мы часто снисходительно относимся к детским проблемам, считая их незначительными, забываем, что ребенок острее чувствует одиночество, непонимание. Доброе слово, ласковый взгляд, улыбка – этого бывает достаточно, чтобы появилась уверенность, желание познавать и творить. На это не нужно много времени, которого у учителя катастрофически не хватает. Сегодня и у родителей нет или желания поговорить с сыном или дочерью, обсудить прошедший день, события. Родителей волнуют материальные составляющие, что немаловажно в нашей жизни, а ребенку остается раздражение, усталость. На собраниях спрашиваю родителей: «Знаете, чем живет Ваш ребенок? Какие книги читает?» Родители стыдливо опускают головы.
Содружество и сотрудничество учителя и учащихся, совместное творчество, а главное - любовь к детям. Вот три кита, на которых строится моя педагогическая деятельность.
Я, как человек давно находящийся в системе и знающий ее изнутри, могу сказать, что профессия учителя предоставляет огромные возможности творчества, это профессия, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников. И как учитель я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути. Ведь только так и никак иначе в будущем из них получаться полноценные граждане Казахстана, за которых страна будет бесконечно горда.