Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов. Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет свои специфические особенности. Отметим некоторые из них.
Невозможность отбора особей и проведения направленного скрещивания.
Малочисленность потомства.
Позднее половое созревание и редкая (25 – 30 лет) смена поколений.
Невозможность обеспечения одинаковых и контролируемых условий развития потомства.
На фенотип человека серьёзно влияют не только биологические, но и социальные условия среды.
Формулируется вывод: изучение наследственности человека требует использования специальных методов исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Генетика и медицина"»
«Генетика и медицина».
Урок – конференция.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Мне необходимо разобраться самому,
а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.
БОРИС ВАСИЛЬЕВ.
Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов. Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет свои специфические особенности. Отметим некоторые из них.
Невозможность отбора особей и проведения направленного скрещивания.
Малочисленность потомства.
Позднее половое созревание и редкая (25 – 30 лет) смена поколений.
Невозможность обеспечения одинаковых и контролируемых условий развития потомства.
На фенотип человека серьёзно влияют не только биологические, но и социальные условия среды.
Формулируется вывод: изучение наследственности человека требует использования специальных методов исследования.
В генетике человека используются свои, отражающие специфику этой науки, методы – генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный, иммуногенетический.
Учащиеся выступают с докладами по теме, над которой работала группа. Доклады сопровождаются демонстрацией схем, таблиц, иллюстраций, фотографий по теме.
По ходу урока учащиеся заполняют в тетради таблицу.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Название метода
Сущность метода
Примеры использования
Генеалогический
Изучение родословной семьи в большом числе поколений. Позволяет установить характер наследования признаков, а именно доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом.
Установлено наследование таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм.
Близнецовый
Изучение наследования признаков у однояйцевых близнецов и влияния среды на фенотипическое проявление признаков.
Этот метод демонстрирует, что формирование фенотипа организма человека есть результат действия генов и условий среды, в которой развивается человек.
Цитогенетический
Исследование под микроскопом хромосомного набора клеток человека.
Выявлены изменения в структуре хромосом, их числе и размерах. Доказана хромосомная природа синдромов Дауна, Клайнфельтера, Тернера и других наследственных аномалий.
Биохимический
Изучение наследственных нарушений обмена веществ.
Выявлены фенилкетонурия и другие формы наследственных заболеваний (сахарный диабет, серповидноклеточная анемия).
III. ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ.
Население Земли составляет более 6 млрд человек, но невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку число хромосом у человека равно 46. т.е. 23 пары, то число возможных комбинаций равно 223. Но на самом деле количество комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности распространяется и на человека.
Человек не только биологическое, но и социальное существо. Томас Морган, американский генетик, луреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У человека, т.о. два процесса наследственности: один – вследствие материальной непрерывности (половые клетки) и другой – путём передачи опыта одного поколения следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека общаться с себе подобными и воспитывать своё потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции человека».
Далее происходит оценка работы учащихся с использованием оценочного листа.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учащимся в письменной форме предлагается ответить на следующие вопросы:
Что дала вам работа над учебным проектом?
Что у вас не получилось и почему?
Что бы вам хотелось изменить при проведении следующего проекта?