Исследовательская работа " Экология дожевых червей" направлена на разитие навыков исследование среди школьников 5-7 классов, активизирует позновательную деятельность для изучения предмета биологии ( зоологии)
Исследовательскую работу можно использовать как методику при проведении практических, лабораторных работ, особенно при переходе на ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование дождевых червей »
13
Исследовательская работа на тему: « Экология дождевых червей»
Введение
Ранней весной, когда мы с мамой и папой вышли копать огород, я увидела дождевых червей. Я конечно их и раньше видела, когда папа собирался на рыбалку, когда мы с мамой высаживали цветы, но в этот раз мне стало интересно, а как они живут в почве, какую роль играют какое у них строение? В школе я подошла к нашему учителю биологии. Она мне объяснила, что дождевые черви типичные представители кольчатых червей, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный , роющий образ жизни и в природе оказывают влияние на почвообразовательный процесс. А чтобы более подробно узнать про них провели исследовательскую работу. Я с восторгом приняла предложение. Объектом нашего исследования стали дождевые черви обитающие на разных участках, с различными типами почв. Я часто замечала, что в каких-то местах их бывает достаточно много, а в других наоборот – мало. Например, мой папа всегда при необходимости набирает их в навозно- перегнойной кучке, возникает вопрос- почему? Часто замечала, что наши куры, особенно во главе с петухом любят вылетать через забор в огород и рыться там, при этом находя дождевых червей, жадно проглатывают их.
Почва, для дождевых червей – дом, как они приспособились там жить? Неужели такие маленькие существа влияют на почвообразовательный процесс? Вопросов много, поэтому мы выдвинули основные проблемы: какие приспособления определяют их важную роль в экосистемах, какие функции выполняют в природе дождевые черви ? А также поставили перед собой следующие
цели и задачи:
Ознакомиться с строением кольчатых червей;
Выяснить в каких местах они обитают;
Проследить роль дождевых червей в процессе почвообразования;
Установить их взаимоотношение с внешней средой;
Наметить пути решения эффективного использования дождевых червей в природе, в жизни человека, а также защиты дождевых черви.
Основная часть .
Глава 1. Методика исследования.
Использованная методика:
Исследовательскую работу начали с выбора участков с различным составом и типом почв. Использовали методы наблюдения, восприятия, измерения, эксперимента.
Выбрали 4 участка с различным составом:
В огороде – чернозем, с перегноем.
Около посадки в Северном микрорайоне города – подзолистая
На улице 200 Лет Тетюши ( около новой Татарской школы) -привезенный грунт, дерново – подзолистая почва;
Вдоль оврага, в сторону Волги– суглинистая почва.2 . Во всех 4 участках выкопали землю размером 50:50:50 ( ширина 50 см., длина 50 см., глубина 50 см., для обнаружения дождевых червей и ведения подсчета.
Найденных дождевых червей считали, измеряли линейкой длину их тела, визуальное исследование и складывали в заранее приготовленные посуды: 30 штук в контейнер с почвой, 5 штук в 700 мл. стеклянную банку для ведения наблюдений; Регулярно их кормили и увлажняли почву.
Одного червя положили на стекло размером 15 см на 8 см. и лупой, а также визуально рассмотрели и изучили внешнее строение,.
Капнув Лимонной кислотой на дождевого червя выяснили реакцию дождевого червя.;
Через 2 недели с контейнера 10 дождевых червей взяли и поместили в цветочные горшки с комнатными растениями для выяснения как влияют на растения дождевые черви.
3 дождевых червей взяли с контейнера и разрезав их пополам поместили в посуду с почвой , для выявления регенерационных способностей червей.
Через месяц с момента размещения в контейнер , почву в контейнере стали поливать только с правой стороны для ведения наблюдений.
В октябре выкопали 2 участка для обнаружения дождевых червей.
Выше описанные методики использовали ссылаясь на учебник по биологии « От амебы до человека» 7 класса А.А.Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана, страница 92- 93, а также материалы интернет ресурса.
Глава 2. Результаты исследований.
Ход работы:
№1.Подсчет дождевых червей на разных типах почв.
№
Пункт
Тип почв
Количество дождевых червей
1
В огороде
Чернозем, с перегноем
19
2
Около посадки в Северном микрорайоне города
Подзолситая
9
3
На улице 200 Лет Тетюши ( около новой Татарской школы)
Привезенный грунт, дерново - подзористая
2
4
Вдоль оврага, в сторону Волги
Суглинистая почва.
5
Значит на разных участках, с различными типами почв, разное количиство дождевых червей. Чем плодороднее почва, тем больше их количество. ( приложение, фото № )
№2 -3 Визуальное исследование дождевых червей, измерение длины тела.
№
Длина тела ( в см.)
Визуальное определение внешнего строения
1
5-6
Вытянутое тело, членистое. Пахнет сыростью.
2
7
Тело червеобразное, хорошо заметно кольцевое строение. Пахнет почвой.
3
4-5
Тело сегментирована, имеет розоватый оттенок.
4
8
На теле хорошо заметен «поясок» или муфта для размножения.
5
10
Тоже имеется муфта, тело намного толще других, диаметр 5-6 мм.
6
5
Кольчатое строение, тело розово- красное.
7
4,5
Темно- красного цвета тело, очень активный.
8
3,8
Тело вытянутое, сегментировано.
9
6
Червеобразное, вытянутое тело.
10
9
Хорошо заметны кольцевое строение, пахнет перегноем, навозом.
11
3
Тело слизистое, сегментировано, мало активный.
12
5
Активность тоже понижена.
13
7
Имеет муфту, готова к размножению.
14
3,3
Слизистое вытянутое тело.
15
4
Розовое, слизистое тело.
16
3
Мало активный
17
5,5
Активный, слизистое тело.
18
5 -6
Тело сегментировано, хорошо заметы кровеносные сосуды.
19
4,5
Пахнет землей
20
5,3
Своеобразный запах, похожее на перегной.
21
4
Тело кольчатое, с красноватым оттенком.
22
3,5
Не активный.
23
3
Не активный, имеет специфический запах
24
4
Средней степени активности, тело слизистое , холодное.
25
7
Средней степени активности, тело слизистое , холодное. Тело сегментировано.
26
9
Кольцевое строение, имеет муфту размножения.
27
6
Активный, со специфическим запахом
28
7
Мало активный, хорошее кольчатое строение.
29
5-6
Активный розовато- красного цвета.
30
6
Активный , с запахом почвы.
31
4
Тело прижатое, мало активный.
32
5
Тело кольчатое, с красноватым оттенком.
33
7
Вытянутое тело, членистое. Пахнет сыростью.
34
3
Средней степени активности, тело слизистое , холодное.
35
8
Тело сегментировано, хорошо заметы кровеносные сосуды
Значит дождевые черви имеют в среднем размер тело от 5 до 7 см. Тело вытянутое, кольцевое или сегментированное. Сегменты похожи друг на друга, формированы один за другим . Некоторые особи имеют муфту размножения, дождевые черви – гермафродиты. На ощупь слизистые, с красным или розовато- красным оттенком, так как имеют хорошо развитые кровеносные сосуды- спинной и брюшной ( см. приложение, фото № )
№3 Помещение в контейнер с землей. Введение наблюдений. Кормление .( Общие выводы)
С момента пуска дождевых червей в контейнер, мы заметили, что дождевые черви в начале мало активные, а затем становятся более активными, они не любят освящение и в течении 30- 40 минутзарываются в почву. В течении всего исследовательского периода почву увлажняли, в качестве пищи давали использованную заварку от чая, капустные листья, опавшие листья, картофельную кожуру. Мы заметили , что примерно через 2 недели остатков пищевых отходов на поверхности земли почти не оставалось, т.е. черви действовали. Для эксперимента дали кусочки полиэтиленового пакета, они так и остались не тронутыми, значит они способнывыбирать себе пищу .Значит у них развито обоняние, осязание.
Дождевые черви которые были отпущены в 700 мл. банку кормились также, сверху мы еще наложили песок, регулярно увлажняли и через 3 недели заметили песок перемешался с почвой и заметны были ходы. Значит способны перемешивать и разрыхлять почву!
№4 Визуальное исследование внешнего строения дождевого червя с помощью лупы, на стекле. Наблюдение за движением.
Дождевые черви – сегментированные животные, но не все их сегменты абсолютно одинаковы. Попеременно то сжимаясь, то удлиняясь , расширяясь и укорачиваясь за счет кольцевых мышц движется в головном направлении. Волнообразные сокращения тела позволяют не только ползти , но и раздвигать почву., расширяя ходы. ( это и заметно в наблюдении в 700 мл. банке) . Хорошо заметна кровеносная система, она замкнутая, имеется брюшная и спинная кровеносные сосуды. Под лупой очень трудно заметили выросты по бокам, а на брюшной стороне щетинки с помощью которых они двигаются. Значит с помощью щетинок и выростов, а также кольцевых мышц червь передвигается в почве.
№5 Выяснение реакции на раздражение.
Капнули лимонной кислотой и увидели, что дождевой червь реагирует, начала активно извиваться. Значит развит рефлекс. Имеется нервнаясистема ,а у них она брюшной нервной цепочки и окологлоточных нервных узлов.
№ 6 Через 2 недели с контейнера 10 дождевых червей взяли и поместили в цветочные горшки с комнатными растениями для выяснения как влияют на растения дождевые черви.
№
Количество червей
Результаты наблюдений
1
5
Заметны улучшения роста, листья стали более крупнее.
2
5
Начался активный рост, листья стали более темно- зеленого цвета
№7 Опыт на регенерацию. 3 дождевых червей взяли с контейнера и разрезав их пополам поместили в посуду с почвой , для выявления регенерационных способностей червей.
Через месяц обратно ловили из почвы, заметили , что их стало 4 штук, значит 2 погибли, а все же дождевые черви способны регенерироваться, только 33%, а 66 % погибли.
№8 Через месяц с момента размещения в контейнер , почву в контейнере стали поливать только с правой стороны для ведения наблюдений.
Стали поливать только правую сторону контейнера. Через месяц выкопали и увидели, что дождевые черви собрались в одну кучку, с правой стороны, значит любят влажность. Также мы их посчитали, их стало больше ( в начале исследования пустили 30 червей, оттуда 10 пустили в цветочные горшки, 3 на регенерацию, 30-10-3= 17) , мы подсчитали 25.Значит они размножаются.
№ 9 В октябре выкопали 2 участка для обнаружения дождевых червей.
Дождевых червей не обнаружили. Они ушли в глубину. Значит с наступлением холодов дождевые черви уходят в глубину почвы и прибывают там до наступления теплых, весенних дней.
№ 10 В декабре выкопали 3 дождевых червей из контейнера, они были мало активными, почти не двигались. Значит зимой они находятся в состоянии анабиоза( спячки).
Заключение (Выводы) :
По результатам исследования сделали следующие выводы:
Дождевые черви – сегментированные, кольчатые черви, длиной от 3 до 10 см. в длину. Имеют вытянутое, червеобразное тело с розовым, красным цветом. В поперечном сечении круглое. У них хорошо развита кольчатая мускулатура, по бокам выросты, а на брюшной стороне щетинки, за счет чего передвигаются. Хорошо развиты кровеносная и нервная системы.Волнообразныесокращения тела позволяют не только ползти , но и раздвигать почву., расширяя ходы. Живут скрытно, любят влажную, богатуюперегноем почву. Ведут подвижный, роющий образ жизни. В теплое время держатся на поверхности почвы, при похолодании уходят в глубину и становятся малоактивными. Дождевые черви могут питаться любой пищей,содержащий органическое вещества, но все же способны выбирать то, что им нужно, т.е. развито осязание и обоняние. Переваривая пищу ( органику) они преобразуют ее в маленькие почвенные комочки, смешивают почву дождевые черви могут заглатывать Землю и пропускать ее через кишечник, как бы проделывая себе ходы и разрыхляют почву. Дождевой червь действительно в природе большое значение имеют в почвообразовательном процессе .Почва для них – родной дом. Солнце и ее ультрафиолетовые лучи для них губителен. Не любят они дневной свет, более активными становятся ночью. Они положительно влияют и на растительность, на их рост и развитие , предположение о том, что дождевые черви губительны для комнатных растений обманчиво. Чем больше в почве дождевых червей, темплодороднее почва и рыхлее. Не все черви регенерируются, большинство погибают. Также убивает их и недостаток влаги, или наоборот ее избыток. Но при благоприятных условиях: влажность, тепло, достаток пищи , они размножаются.
Пути решения эффективного использования дождевых червей в природе, в жизни человека, а также защиты дождевых червей.
Учитывая наши исследования мы предлагаем :
Специально размножать дождевых червей и использовать их в промышленных масштабах с целью переработки отходов сельского и городского хозяйства и бытовых отбросов в ценное удобрение ;
Удобрения используемые человеком в с/х приводят к омертвению почвы, убивают червей, поэтому нужно использовать органические удобрения.
Пашня, где уже нет дождевых червей, состоит из плотных глыб, а дождевые черви разрыхляют почву!
Множество червей погибают после дождя, особенно в городах, если дождь идет днем, страх перед светом, как правило оказывается сильнее и черви не вылезают на открытые пространства. Но ночью черви покидают залитые жилища, в панике выползая на асфальт, где, застигнутые рассветом, не могут найти убежище и гибнут под колесами и ногами людей.
Использованная литература.
Авт.-сост. П.И. Алтынов, П,А, Андреев, А.Б. Балжи и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. _811, (5) с.: ил.
О. Лежек, В.А.Боровин. Природа// Свет. -2003.- №5 – С.40; №6. – С. 30.
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан От амёбы до человека. Учебник по биологии для 7 класса. – М.: Баласс, 2005.- 32- с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/ Художники Г.Ю. Горшков, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2003.- 256 с., ил. – (Это мы не проходили).