kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование дождевых червей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа " Экология дожевых червей" направлена на разитие навыков исследование среди школьников 5-7 классов, активизирует позновательную деятельность для изучения предмета биологии ( зоологии)

Исследовательскую работу можно использовать как методику при проведении практических, лабораторных работ, особенно при переходе на ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование дождевых червей »

13



Исследовательская работа на тему: « Экология дождевых червей»

Введение

Ранней весной, когда мы с мамой и папой вышли копать огород, я увидела дождевых червей. Я конечно их и раньше видела, когда папа собирался на рыбалку, когда мы с мамой высаживали цветы, но в этот раз мне стало интересно, а как они живут в почве, какую роль играют какое у них строение? В школе я подошла к нашему учителю биологии. Она мне объяснила, что дождевые черви типичные представители кольчатых червей, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный , роющий образ жизни и в природе оказывают влияние на почвообразовательный процесс. А чтобы более подробно узнать про них провели исследовательскую работу. Я с восторгом приняла предложение. Объектом нашего исследования стали дождевые черви обитающие на разных участках, с различными типами почв. Я часто замечала, что в каких-то местах их бывает достаточно много, а в других наоборот – мало. Например, мой папа всегда при необходимости набирает их в навозно- перегнойной кучке, возникает вопрос- почему? Часто замечала, что наши куры, особенно во главе с петухом любят вылетать через забор в огород и рыться там, при этом находя дождевых червей, жадно проглатывают их.

Почва, для дождевых червей – дом, как они приспособились там жить? Неужели такие маленькие существа влияют на почвообразовательный процесс? Вопросов много, поэтому мы выдвинули основные проблемы: какие приспособления определяют их важную роль в экосистемах, какие функции выполняют в природе дождевые черви ? А также поставили перед собой следующие

цели и задачи:

  1. Ознакомиться с строением кольчатых червей;

  2. Выяснить в каких местах они обитают;

  3. Проследить роль дождевых червей в процессе почвообразования;

  4. Установить их взаимоотношение с внешней средой;

  5. Наметить пути решения эффективного использования дождевых червей в природе, в жизни человека, а также защиты дождевых черви.

  6. Основная часть .

Глава 1. Методика исследования.

Использованная методика:

Исследовательскую работу начали с выбора участков с различным составом и типом почв. Использовали методы наблюдения, восприятия, измерения, эксперимента.

  1. Выбрали 4 участка с различным составом:

  1. В огороде – чернозем, с перегноем.

  2. Около посадки в Северном микрорайоне города – подзолистая

  3. На улице 200 Лет Тетюши ( около новой Татарской школы) -привезенный грунт, дерново – подзолистая почва;

  4. Вдоль оврага, в сторону Волги– суглинистая почва.2 . Во всех 4 участках выкопали землю размером 50:50:50 ( ширина 50 см., длина 50 см., глубина 50 см., для обнаружения дождевых червей и ведения подсчета.

  1. Найденных дождевых червей считали, измеряли линейкой длину их тела, визуальное исследование и складывали в заранее приготовленные посуды: 30 штук в контейнер с почвой, 5 штук в 700 мл. стеклянную банку для ведения наблюдений; Регулярно их кормили и увлажняли почву.

  2. Одного червя положили на стекло размером 15 см на 8 см. и лупой, а также визуально рассмотрели и изучили внешнее строение,.

  3. Капнув Лимонной кислотой на дождевого червя выяснили реакцию дождевого червя.;

  4. Через 2 недели с контейнера 10 дождевых червей взяли и поместили в цветочные горшки с комнатными растениями для выяснения как влияют на растения дождевые черви.

  5. 3 дождевых червей взяли с контейнера и разрезав их пополам поместили в посуду с почвой , для выявления регенерационных способностей червей.

  6. Через месяц с момента размещения в контейнер , почву в контейнере стали поливать только с правой стороны для ведения наблюдений.

  7. В октябре выкопали 2 участка для обнаружения дождевых червей.

Выше описанные методики использовали ссылаясь на учебник по биологии « От амебы до человека» 7 класса А.А.Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана, страница 92- 93, а также материалы интернет ресурса.

Глава 2. Результаты исследований.

Ход работы:

1.Подсчет дождевых червей на разных типах почв.

Пункт

Тип почв

Количество дождевых червей

1

В огороде


Чернозем, с перегноем

19

2

Около посадки в Северном микрорайоне города

Подзолситая

9

3

На улице 200 Лет Тетюши ( около новой Татарской школы)

Привезенный грунт, дерново - подзористая

2

4

Вдоль оврага, в сторону Волги

Суглинистая почва.

5

Значит на разных участках, с различными типами почв, разное количиство дождевых червей. Чем плодороднее почва, тем больше их количество. ( приложение, фото № )



2 -3 Визуальное исследование дождевых червей, измерение длины тела.

Длина тела ( в см.)

Визуальное определение внешнего строения

1

5-6

Вытянутое тело, членистое. Пахнет сыростью.

2

7

Тело червеобразное, хорошо заметно кольцевое строение. Пахнет почвой.

3

4-5

Тело сегментирована, имеет розоватый оттенок.

4

8

На теле хорошо заметен «поясок» или муфта для размножения.

5

10

Тоже имеется муфта, тело намного толще других, диаметр 5-6 мм.

6

5

Кольчатое строение, тело розово- красное.

7

4,5

Темно- красного цвета тело, очень активный.

8

3,8

Тело вытянутое, сегментировано.

9

6

Червеобразное, вытянутое тело.

10

9

Хорошо заметны кольцевое строение, пахнет перегноем, навозом.

11

3

Тело слизистое, сегментировано, мало активный.

12

5

Активность тоже понижена.

13

7

Имеет муфту, готова к размножению.

14

3,3

Слизистое вытянутое тело.

15

4

Розовое, слизистое тело.

16

3

Мало активный

17

5,5

Активный, слизистое тело.

18

5 -6

Тело сегментировано, хорошо заметы кровеносные сосуды.

19

4,5

Пахнет землей

20

5,3

Своеобразный запах, похожее на перегной.

21

4

Тело кольчатое, с красноватым оттенком.

22

3,5

Не активный.

23

3

Не активный, имеет специфический запах

24

4

Средней степени активности, тело слизистое , холодное.

25

7

Средней степени активности, тело слизистое , холодное. Тело сегментировано.

26

9

Кольцевое строение, имеет муфту размножения.

27

6

Активный, со специфическим запахом

28

7

Мало активный, хорошее кольчатое строение.

29

5-6

Активный розовато- красного цвета.

30

6

Активный , с запахом почвы.

31

4

Тело прижатое, мало активный.

32

5

Тело кольчатое, с красноватым оттенком.

33

7

Вытянутое тело, членистое. Пахнет сыростью.

34

3

Средней степени активности, тело слизистое , холодное.

35

8

Тело сегментировано, хорошо заметы кровеносные сосуды

Значит дождевые черви имеют в среднем размер тело от 5 до 7 см. Тело вытянутое, кольцевое или сегментированное. Сегменты похожи друг на друга, формированы один за другим . Некоторые особи имеют муфту размножения, дождевые черви – гермафродиты. На ощупь слизистые, с красным или розовато- красным оттенком, так как имеют хорошо развитые кровеносные сосуды- спинной и брюшной ( см. приложение, фото № )



3 Помещение в контейнер с землей. Введение наблюдений. Кормление .( Общие выводы)

С момента пуска дождевых червей в контейнер, мы заметили, что дождевые черви в начале мало активные, а затем становятся более активными, они не любят освящение и в течении 30- 40 минут зарываются в почву. В течении всего исследовательского периода почву увлажняли, в качестве пищи давали использованную заварку от чая, капустные листья, опавшие листья, картофельную кожуру. Мы заметили , что примерно через 2 недели остатков пищевых отходов на поверхности земли почти не оставалось, т.е. черви действовали. Для эксперимента дали кусочки полиэтиленового пакета, они так и остались не тронутыми, значит они способны выбирать себе пищу .Значит у них развито обоняние, осязание.

Дождевые черви которые были отпущены в 700 мл. банку кормились также, сверху мы еще наложили песок, регулярно увлажняли и через 3 недели заметили песок перемешался с почвой и заметны были ходы. Значит способны перемешивать и разрыхлять почву!

4 Визуальное исследование внешнего строения дождевого червя с помощью лупы, на стекле. Наблюдение за движением.

Дождевые черви – сегментированные животные, но не все их сегменты абсолютно одинаковы. Попеременно то сжимаясь, то удлиняясь , расширяясь и укорачиваясь за счет кольцевых мышц движется в головном направлении. Волнообразные сокращения тела позволяют не только ползти , но и раздвигать почву., расширяя ходы. ( это и заметно в наблюдении в 700 мл. банке) . Хорошо заметна кровеносная система, она замкнутая, имеется брюшная и спинная кровеносные сосуды. Под лупой очень трудно заметили выросты по бокам, а на брюшной стороне щетинки с помощью которых они двигаются. Значит с помощью щетинок и выростов, а также кольцевых мышц червь передвигается в почве.







5 Выяснение реакции на раздражение.

Капнули лимонной кислотой и увидели, что дождевой червь реагирует, начала активно извиваться. Значит развит рефлекс. Имеется нервная система ,а у них она брюшной нервной цепочки и окологлоточных нервных узлов.



6 Через 2 недели с контейнера 10 дождевых червей взяли и поместили в цветочные горшки с комнатными растениями для выяснения как влияют на растения дождевые черви.

Количество червей

Результаты наблюдений

1

5

Заметны улучшения роста, листья стали более крупнее.

2

5

Начался активный рост, листья стали более темно- зеленого цвета



7 Опыт на регенерацию. 3 дождевых червей взяли с контейнера и разрезав их пополам поместили в посуду с почвой , для выявления регенерационных способностей червей.

Через месяц обратно ловили из почвы, заметили , что их стало 4 штук, значит 2 погибли, а все же дождевые черви способны регенерироваться, только 33%, а 66 % погибли.



8 Через месяц с момента размещения в контейнер , почву в контейнере стали поливать только с правой стороны для ведения наблюдений.

Стали поливать только правую сторону контейнера. Через месяц выкопали и увидели, что дождевые черви собрались в одну кучку, с правой стороны, значит любят влажность. Также мы их посчитали, их стало больше ( в начале исследования пустили 30 червей, оттуда 10 пустили в цветочные горшки, 3 на регенерацию, 30-10-3= 17) , мы подсчитали 25.Значит они размножаются.



№ 9 В октябре выкопали 2 участка для обнаружения дождевых червей.

Дождевых червей не обнаружили. Они ушли в глубину. Значит с наступлением холодов дождевые черви уходят в глубину почвы и прибывают там до наступления теплых, весенних дней.



№ 10 В декабре выкопали 3 дождевых червей из контейнера, они были мало активными, почти не двигались. Значит зимой они находятся в состоянии анабиоза( спячки).

























Заключение (Выводы) :

По результатам исследования сделали следующие выводы:

Дождевые черви – сегментированные, кольчатые черви, длиной от 3 до 10 см. в длину. Имеют вытянутое, червеобразное тело с розовым, красным цветом. В поперечном сечении круглое. У них хорошо развита кольчатая мускулатура, по бокам выросты, а на брюшной стороне щетинки, за счет чего передвигаются. Хорошо развиты кровеносная и нервная системы. Волнообразные сокращения тела позволяют не только ползти , но и раздвигать почву., расширяя ходы. Живут скрытно, любят влажную, богатую перегноем почву. Ведут подвижный, роющий образ жизни. В теплое время держатся на поверхности почвы, при похолодании уходят в глубину и становятся малоактивными. Дождевые черви могут питаться любой пищей, содержащий органическое вещества, но все же способны выбирать то, что им нужно, т.е. развито осязание и обоняние. Переваривая пищу ( органику) они преобразуют ее в маленькие почвенные комочки, смешивают почву дождевые черви могут заглатывать Землю и пропускать ее через кишечник, как бы проделывая себе ходы и разрыхляют почву. Дождевой червь действительно в природе большое значение имеют в почвообразовательном процессе .Почва для них – родной дом. Солнце и ее ультрафиолетовые лучи для них губителен. Не любят они дневной свет, более активными становятся ночью. Они положительно влияют и на растительность, на их рост и развитие , предположение о том, что дождевые черви губительны для комнатных растений обманчиво. Чем больше в почве дождевых червей, тем плодороднее почва и рыхлее. Не все черви регенерируются, большинство погибают. Также убивает их и недостаток влаги, или наоборот ее избыток. Но при благоприятных условиях: влажность, тепло, достаток пищи , они размножаются.













Пути решения эффективного использования дождевых червей в природе, в жизни человека, а также защиты дождевых червей.

Учитывая наши исследования мы предлагаем :

  1. Специально размножать дождевых червей и использовать их в промышленных масштабах с целью переработки отходов сельского и городского хозяйства и бытовых отбросов в ценное удобрение ;

  2. Удобрения используемые человеком в с/х приводят к омертвению почвы, убивают червей, поэтому нужно использовать органические удобрения.

  3. Пашня, где уже нет дождевых червей, состоит из плотных глыб, а дождевые черви разрыхляют почву!

  4. Множество червей погибают после дождя, особенно в городах, если дождь идет днем, страх перед светом, как правило оказывается сильнее и черви не вылезают на открытые пространства. Но ночью черви покидают залитые жилища, в панике выползая на асфальт, где, застигнутые рассветом, не могут найти убежище и гибнут под колесами и ногами людей.

















Использованная литература.

  1. Авт.-сост. П.И. Алтынов, П,А, Андреев, А.Б. Балжи и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. _811, (5) с.: ил.

  2. О. Лежек, В.А.Боровин. Природа// Свет. -2003.- №5 – С.40; №6. – С. 30.

  3. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан От амёбы до человека. Учебник по биологии для 7 класса. – М.: Баласс, 2005.- 32- с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

  4. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/ Художники Г.Ю. Горшков, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2003.- 256 с., ил. – (Это мы не проходили).

  5. Журнал «Биология в школе» 2003 год. №8



























Содержание:

  1. Введение – 3 стр;

  2. Основная часть:

Глава 1 – 4 стр;

Глава 2 – 5 -9 стр;

  1. Заключение ( Выводы)-10 стр.-11стр.;

  2. Список литературы- 12 стр;

  3. Приложение


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследование дождевых червей

Автор: Хуснутдинова Гульфия Мазитовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация по биологии Неутомимые труженики почвы- дождевые черви"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_biologhii_nieutomimyie_truzhieniki_pochvy_dozhdievyie_chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "396301"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488216516"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок-исследование. Приспособления дождевого червя к подземному образу жизни."
    ["seo_title"] => string(78) "urokissliedovaniieprisposoblieniiadozhdievoghochierviakpodziemnomuobrazuzhizni"
    ["file_id"] => string(6) "268052"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450532724"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Дождевые черви - неутомимые "агротехники" природы"
    ["seo_title"] => string(55) "dozhdievyie_chiervi_nieutomimyie_aghrotiekhniki_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "396293"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488216133"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Природное богатство - почва "
    ["seo_title"] => string(28) "prirodnoie-boghatstvo-pochva"
    ["file_id"] => string(6) "165145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422778100"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства