Организация исследования. Мы с вами познакомились в общих чертах с дождевым червем и теперь можем приступить к исследованию, а что нам надо сформулировать для того, чтобы начать исследование? (проблему, гипотезу, цель исследования) Правильно! Итак, приступим! У вас на столе есть влажный препарат дождевого червя, аккуратно потрогайте его. Какой он на ощупь? (мягкий) - А напомните мне, пожалуйста, где обитает этот червь? (плотных слоях почвы) Какой у вас возник вопрос по этому поводу? (как «мягкий» червь может жить в почве?) Хорошо! Кто попробует сформулировать проблему нашего исследования? Молодцы! Проблема исследования: Почему «мягкий» дождевой червь может вести подземный образ жизни в плотных слоях почвы? А теперь сформулируем гипотезу. Если червь чувствует себя комфортно под землей, несмотря, на то, что он «мягкий», значит…….(у него есть приспособления к подземному образу жизни) Правильно! Гипотеза: У дождевого червя имеются приспособления к подземному образу жизни. А теперь самостоятельно сформулируйте цель нашего исследования Цель: выявить приспособления дождевого червяк подземному образу жизни. Вот теперь мы можем приступить к исследованию. На столе у каждого лежит инструкционная карта и карточка с заданием для каждой группы. Все выполняют работу по инструкционным картам, а затем 1 ряд (эксперты № 1)назовет морфологические приспособления, 2 ряд (эксперты № 2) поведенческие приспособления к подземному образу жизни ,3 ряд (эксперты № 3) пояснит каково значение дождевых червей в процессе почвообразования. Этот опыт мы с вами заложили заранее и сегодня посмотрим на результаты опыта. Также на столах дана дополнительная литература по вашему заданию. Время выполнения 20 минут. Групповые исследования. Лабораторная работа осуществляется в парах, а дополнительное задание в группах по 4 ученика. Итоговое заседание экспертов. После выполнения задания каждая группа делает отчет о проделанной работе перед классом. Эксперты № 1. Морфологические приспособления к подземному образу жизни. Продолговатая форма, которая позволяет без труда продвигаться под землей. Кожа увлажнена слизью, благодаря которой легче происходит газообмен, облегчается продвижение в почве, также слизь обладает небольшими бактерицидными свойствами. На теле находятся щетинки, при помощи которых червь цепляется за землю. Эксперты № 2. Поведенческие приспособления к подземному образу жизни (способы передвижения под землей) Движения тела червя волнообразные. Отдельные участки тела могут менять толщину и длину. В плотной почве «проедает» себе путь. Эксперты № 3. Каково значение дождевых червей в почвообразовании. Схема опыта: Взяли стеклянную банку с влажной землей и несколькими дождевыми червями. Насыпали сверху слой песка (1 см), при этом кормили червей растительными остатками. Через несколько недель песок и земля перемешались. Значение дождевых червей в почвообразовании. 1.Способствуют проникновению в почву воды, воздуха, который необходим растениям. 2.Пропуская землю через кишечник, измельчают, перемешивают и обогащают ее перегноем. Вывод. На основе проделанной работы делаем выводы. Итак, теперь давайте вернемся к нашей гипотезе. Что вы можете о ней сказать (она подтвердилась - у дождевого червя есть приспособления к подземному образу жизни). Оформление проекта. Домашнее задание: подготовить проект по приспособлению дождевого червя к подземному образу жизни. |