kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование. Приспособления дождевого червя к подземному образу жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 7 класс. Учебник Латюшина В.В. Шапкина В.А. Цель урока: дать общее представление о кольчатых червях, познакомить со строением представителей класса Олигохет на примере дождевого червя; исследовать его приспособления к подземному образу жизни.

Урок- исследование. Учащиеся исследуют приспособления дождевого червя к подземному образу жизни. Как итог учащиеся оформляют свои исследования в проект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование. Приспособления дождевого червя к подземному образу жизни.»

Внешнее строение, поведение дождевых червей. Роль в почвообразовании

Цель урока: дать общее представление о кольчатых червях, познакомить со строением представителей класса Олигохет на примере дождевого червя; исследовать его приспособления к подземному образу жизни.

Задачи:

1) Образовательные: познакомить учащихся с внешним строение класса Олигохеты на примере дождевого червя, провести наблюдение за поведением и рефлексами.

2) Развивающие: развивать умения анализировать ответы, развивать познавательный интерес к предмету, навыков работы с живыми материалами, развивать умения выделять главное; развивать умения и навыки, необходимые для работы в паре.

3)Воспитательные: воспитание сознательной дисциплины на уроке, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.


Оборудование: мультимедийный проектор; к лабораторной работе: банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки, инструктивная карта

Тип и вид урока: нетрадиционный, урок-исследование.


Ход урока.


1.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию.

Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок- исследование посвященный классу Олигохеты и представителем этого класса является дождевой червь. Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте, вспомним те классы червей, которые мы изучили ранее.

    • Назовите основные отличия Кольчатых червей от Плоских и Круглых.

    • На какие известные вам классы делится Тип Кольчатые черви? ( Полихеты и Олигохеты)

    • Назовите представителей класса Полихет. (Нереиды, Афродита (или морская мышь), Серпула)

    • Какова среда обитания этих червей, и каковы приспособления к этой среде? (водная, жабры, параподии)

    • Можно использовать эти приспособления на суше? Почему?

Каково строение, и какие приспособления к обитанию на суше другого класса - Олигохет – узнаем в ходе урока на примере знакомого нам дождевого червя.


2.

Изучение нового материала.

Итак, для начала составим общую характеристику представителя класса Олигохет дождевого червя.

1. Систематическое положение:

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые

Семейство Настоящие черви, или Люмбрициды

Род Дождевой червь

Вид Обыкновенный дождевой червь

2. Образ жизни.

-Как вы думаете, где можно встретить дождевых червей?

Дождевые черви всю жизнь проводят в норках, роя их в земле. Они лишь изредка появляются на поверхности, да и то в ночное время или после дождя. Наиболее многочисленны они в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем.

2. Строение. (на экране – слайды)

1.Членистое тело состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней лопасти, где расположены зона роста и анальное отверстие. У некоторых имеются мелкие глаза.

2.Тип Кольчатых червей отличается от плоских и круглых сегментированностью строения. В каждом сегменте червя повторяются многие органы. Кожа у кольчатых червей представлена однослойным эпителием с железистыми клетками.

3.Головная лопасть. Небольшая подвижная лопасть впереди рта, расположенного на брюшной стороне тела. У дождевого червя она не имеет ни глаз, ни щупалец.

4.Сегменты. На каждом сегменте имеется по 4 пары жестких щетинок – производных кожи, которые образуют на теле продольные ряды – сбоку и снизу. Хорошо развиты кольцевые и продольные мышцы.

5.Поясок. Железистое утолщение покровов. Во время размножения поясок выделяет вещества кокона.

6.Есть тончайшая кутикула, которая выделяется кожным эпителием.

3.

Выборочный контроль.

- Дайте общую характеристику типу Кольчатые черви (коротко)

4



























5.




6.






















7.





8.



Организация исследования.

Мы с вами познакомились в общих чертах с дождевым червем и теперь можем приступить к исследованию, а что нам надо сформулировать для того, чтобы начать исследование? (проблему, гипотезу, цель исследования)

Правильно! Итак, приступим! У вас на столе есть влажный препарат дождевого червя, аккуратно потрогайте его. Какой он на ощупь? (мягкий)

- А напомните мне, пожалуйста, где обитает этот червь? (плотных слоях почвы)

Какой у вас возник вопрос по этому поводу? (как «мягкий» червь может жить в почве?)

Хорошо! Кто попробует сформулировать проблему нашего исследования?

Молодцы! Проблема исследования: Почему «мягкий» дождевой червь может вести подземный образ жизни в плотных слоях почвы?

А теперь сформулируем гипотезу. Если червь чувствует себя комфортно под землей, несмотря, на то, что он «мягкий», значит…….(у него есть приспособления к подземному образу жизни)

Правильно! Гипотеза: У дождевого червя имеются приспособления к подземному образу жизни.

А теперь самостоятельно сформулируйте цель нашего исследования

Цель: выявить приспособления дождевого червяк подземному образу жизни.

Вот теперь мы можем приступить к исследованию. На столе у каждого лежит инструкционная карта и карточка с заданием для каждой группы. Все выполняют работу по инструкционным картам, а затем 1 ряд (эксперты № 1)назовет морфологические приспособления, 2 ряд (эксперты № 2) поведенческие приспособления к подземному образу жизни ,3 ряд (эксперты № 3) пояснит каково значение дождевых червей в процессе почвообразования. Этот опыт мы с вами заложили заранее и сегодня посмотрим на результаты опыта. Также на столах дана дополнительная литература по вашему заданию. Время выполнения 20 минут.

Групповые исследования.

Лабораторная работа осуществляется в парах, а дополнительное задание в группах по 4 ученика.


Итоговое заседание экспертов.

После выполнения задания каждая группа делает отчет о проделанной работе перед классом.

Эксперты № 1. Морфологические приспособления к подземному образу жизни.

  1. Продолговатая форма, которая позволяет без труда продвигаться под землей.

  2. Кожа увлажнена слизью, благодаря которой легче происходит газообмен, облегчается продвижение в почве, также слизь обладает небольшими бактерицидными свойствами.

  3. На теле находятся щетинки, при помощи которых червь цепляется за землю.


Эксперты № 2. Поведенческие приспособления к подземному образу жизни (способы передвижения под землей)

  1. Движения тела червя волнообразные.

  2. Отдельные участки тела могут менять толщину и длину.

  3. В плотной почве «проедает» себе путь.


Эксперты № 3. Каково значение дождевых червей в почвообразовании.

Схема опыта: Взяли стеклянную банку с влажной землей и несколькими дождевыми червями. Насыпали сверху слой песка (1 см), при этом кормили червей растительными остатками. Через несколько недель песок и земля перемешались.

Значение дождевых червей в почвообразовании.

1.Способствуют проникновению в почву воды, воздуха, который необходим растениям.

2.Пропуская землю через кишечник, измельчают, перемешивают и обогащают ее перегноем.

Вывод.

На основе проделанной работы делаем выводы.

Итак, теперь давайте вернемся к нашей гипотезе. Что вы можете о ней сказать (она подтвердилась - у дождевого червя есть приспособления к подземному образу жизни).

Оформление проекта.

Домашнее задание: подготовить проект по приспособлению дождевого червя к подземному образу жизни.

Дополнительное задание.

Задание 1 группе.

  1. Выполните лабораторную работу по инструкционной карте.

  2. Проанализируйте дополнительную литературу и лабораторную работу, затем перечислите морфологические приспособления дождевого червя к подземному образу жизни и поясните в чем их значение.

Задание 2 группе.

  1. Выполните лабораторную работу по инструкционной карте.

  2. Проанализируйте дополнительную литературу и лабораторную работу, затем перечислите поведенческие приспособления дождевого червя к подземному образу жизни и поясните в чем их значение.


Задание 3 группе.

  1. Выполните лабораторную работу по инструкционной карте.

  2. Проанализируйте дополнительную литературу и опыт, поставленный ранее, ответьте на вопрос « Каково значение дождевого червя в почвообразовании?». Расскажите, в чем состоял ваш опыт.


Инструкционная карта.


Лабораторная работа ««Изучение внешнего строения и наблюдение за поведением дождевого червя»

Цель: знакомство со строением и особенностями поведения кольчатых червей на примере дождевого червя.

Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта.

Ход работы.

1.Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в кювету или миску с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру. Зарисуйте.

2. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она —сухая или влажная?

3.Положите дождевого червя на стекло и рассмотрите его сверху и снизу. Обратите внимание на вздутый головной конец со ртом на нижней стороне тела и на задний уплощенный конец тела с анальным отверстием на последнем членике. Через ручную лупу рассмотрите парные щетинки на каждом сегменте тела на боковых и брюшных валиках (4 пары щетинок на каждом сегменте: 2 – по бокам, 2 – снизу). Зарисуйте. Рассмотрите окраску спинной и брюшной сторон тела. Определите стадию развития червя: неполовозрелый червь без вздутого пояска в передней трети тела, а половозрелый – с пояском. На нижней стороне тела найдите парные половые отверстия на бугорках: женские на 14-м сегменте, мужские – на 15-м. Запишите.

4.Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание?

5.Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом – резкими изгибами тела червя, который остро реагирует на химическое воздействие.

6.Выпустите червя в банку с почвой. Регулярно в течение нескольких недель увлажняйте почву, кормите червей растительными остатками. (Опыт заложен заранее).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование. Приспособления дождевого червя к подземному образу жизни.

Автор: Крупеня Ирина Сергеевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства