Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательной программы по биологии
Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательной программы по биологии
В работе представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательной программы по биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательной программы по биологии»
Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательных программ
Васильева Г.Е., учитель биологии
г. Великий Новгород
Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации образовательных программ обусловлены различными факторами:
потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
работа с часто болеющими детьми;
работа с обучающимися во время карантина;
работа с одаренными детьми;
участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
подготовка к ВПР и экзаменам.
Для организации работы ДО я изучила нормативно-правовые документы и приняла участие в вебинарах «Моя школа в on-line – новый инструмент для дистанционного обучения», «Платформа Google Classroom – современный подход к организации дистанционного обучения», «Реализация дистанционного обучения в образовательных учреждениях». В результате обучения и самообразования я обладаю следующими технологическими умениями, которые требуются для организации электронного и дистанционного обучения:
умение организовать собственную работу на компьютере, умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере и периферийное оборудование для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися: владение навыками работы в различных программах (PowerPoint, текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, Adobe Acrobat Pro, Windows Media Player и др.) дает мне возможность организовать достаточную подготовку к урокам и занятиям по программам дополнительного образования;
умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т. п.): ресурсы сети Интернет использую в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса.
В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками: https://videouroki.net/ , https://infoyrok.ru/ На данных сайтах представлены видеоуроки, материалы которых ученик изучает в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок, а затем при необходимости обратиться за консультацией. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена , http://www.fipi.ru/ Федеральный центр тестирования https://www.de-online.ru/ предлагаю учащимся использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде:
в процессе проведения обучения в дистанционном режиме я использую:
- дневник.ру (электронный журнал для выставления отметок, размещения домашних заданий, общения между учителем и учеником, общения с родителями)
электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся);
социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp) - данные ресурсы используются как средство общения как с одним обучающимся, так и с группой, например, для устранения «пробелов» при изучении темы;
Для организации дистанционного образования использую следующие цифровые платформы:
- Российская электронная школа (РЭШ), где зарегистрированы обучающиеся 5-11 классов. Это полный школьный курс уроков по биологии, построенный по модульному типу, что очень удобно для самостоятельного изучения, тренировки и закрепления темы. Кроме того, это информационно-образовательная среда, которая объединяет ученика, учителя, родителя, позволяет отслеживать и оценивать результаты работы обучающихся;
- «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» (ШЦП). Программа направлена на трансформацию современной школы таким образом, чтобы каждый ребенок получил персональное, современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни. Главная задача – превратить немотивированный труд школьника в труд увлекательный и увлекающий; убрать из образования всё, что непродуктивно, и гарантировать развернутую обратную связь между учителем и учеником.
Федеральный институт педагогических измерений с банком заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ использую для тренировки экзаменационных заданий.
использование программ для организации онлайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени): видеоконференций, аудио конференций, чата:
Для получения полноценной обратной связи и онлайн взаимодействия с обучающимися освоила программу для видеоконференций Zoom и платформы Учи.ру, GoogleClassroom с помощью которых провожу при необходимости онлайн-уроки.
В применении элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности я выделяю следующие положительные стороны:
повышение эффективности и качества внеурочной деятельности (создание творческих работ, проектов, результативность участия в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах различного уровня и направленности);
активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
формирование различных УУД;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий обучения.
Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль, особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся, подготовке к конкурсам.
В связи с объявленным по всей стране режимом самоизоляции с апреля 2020 г. началось ДО (дистанционное обучение), для осуществления которого я использовала платформы: РЭШ и ШЦП, онлайн-уроки проводила в форме видео-конференции на платформах Zoom и Учи.ру.
Во время ДО применяла различные формы уроков: видеоурок, видеоконференция, ссылка на урок другого педагога, ссылка на учебник, практическая работа, проект, творческое задание. Каждый проект, творческое задание оценивала прямо в мессенджерах ВКонтакте и WhatsApp, далее заносила оценки в электронный журнал. Домашнее задание выдавала на образовательной платформе РЭШ или из учебника и рабочей тетради.
В процессе организации ДО стало понятно, насколько важно чувствовать некоторые индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка, чтобы создавать и поддерживать положительную мотивацию на уроке. Потребовались дополнительные навыки для контроля темпа работы, умения активизировать деятельность обучающихся.
В целом опыт работы удаленно считаю положительным. Детям и родителям такой опыт учёбы принёс большую пользу т.к. большинство овладели возможностью получать, обрабатывать, находить, использовать, передавать информацию, смогли усовершенствовать способности работать с компьютерной и другой техникой в сети Интернет.