kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационных технологий на уроках биологии для активизации учебной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различ­ных методов и средств обучения. 

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использовние информационных технологий на уроках биологии дл»

Использование информа­ционных технологий

на уроках биологии для активизации учебной деятельности школьников

Составлен учителем биологии

МБОУ СОШ № 45 г. Пензы

Лотоцкой Е. Г.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.

Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различ­ных методов и средств обучения. Согласно классификации педагогических техно­логий (по Селевко Г. К.), информационные технологии относятся к классу техно­логий по ориентации на личностные структуры, целью которых является форми­рование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Кроме того, информационные технологии дают учителю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Использование компьютерных технологий в обучении биологии может осуществляться в нескольких направлениях:

Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программ­ного обеспечения по биологии: элек­тронные учебники («Открытая биология. Версия 2.6» (Автор Д. И. Мамонтов), «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия » (2012г.), «1С: Репетитор «Биоло­гия» и др.). На таких уроках учащиеся получают индивидуальные или групповые задания, которые я состав­ляю в соответствии с текстом электронного учебника. В них обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электрон­ном учебнике и записать их в тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие дан­ные нужно найти. Например, с использованием «1С: Репетитор «Биоло­гия» провожу урок «Экологические факторы. Абиотические экологические факторы» (9 класс); с использованием «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия » (2012г.) провожу урок «Происхождение человека. Этапы его становления» (8 класс); с использованием «Открытая биология. Версия 2.6» (Автор Д. И. Мамонтов) - «Вирусы – неклеточная форма жизни» (10 класс).

Второе направление – разработка уроков сопровождения с использова­нием мультимедийного цифрового проектора,  тщательно подобранного видео­ряда, ко­торый помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Например, мною составлены видеоряды к урокам по темам: «Строение и функции пищеварительной сис­темы. Пищеварение в ротовой полости» (8 класс), «Эукариотическая клетка» (10 класс), «Приспособ­ительные формы организмов» (11 класс) и др.

Третье направление – проведение экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ. Биология – это наука экспериментальная, но проведение экспериментов на уроке в условиях нашей школы возможно далеко не всегда. По­этому достаточно большое значение приобретает моделирование эксперимента с помощью компью­тера, т.е. демонстрация эксперимента в режиме реального вре­мени, выполнение лабораторных работ. Широкие возможности для проведения таких опытов, экспериментов и лабораторных работ дают мультимедийные при­ложения к учебникам биологии. В своей педагогической практике я использую такие приложения, как «Биология. 6 класс» (к учебнику Н. И. Сонина), «Биология. 9 класс» (к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина). В данных приложениях предлагается большое количество различных экспериментов, вирту­альных лабораторных работ. Так на уроках биологии в 6 классе: по теме «Хими­ческий состав клетки» я провожу виртульные лабораторные работы по установ­лению химического состава (неорганические и органические вещества) клеток; по теме «Регуля­ция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой» использую эксперимент – раздражимость дождевого червя. В 9 классе на уроке по теме «Цитология – наука о клетке» провожу виртуальную лабораторную работу.

Четвёртое направление – персональный компьютер позволяет проводить промежуточный и итоговый контроль на уроках в виде различных тестовых зада­ний. Тесты быстро обрабатываются и сразу же видны результаты. Тесты позво­ляют проверить теоре­тические и практические знания, умения и навыки уча­щихся. Интересные тестовые задания содержатся в мультимедийных приложе­ниях к учебникам, которые я ранее называла. Их можно использовать на различ­ных уроках. Например, при промежуточном контроле знаний в 6 классе на уроке по теме «Органы цветковых растений. Побег» мною используются тестовые зада­ния по определению типа листорасположения, а в теме «Органы и системы органов животных» по определению систем органов животных, в теме «Цветок и плод» использую тест для проверки знаний учащихся о строении цветка; в 9 классе на уроке по теме «Со­временные представления о возникновении жизни на Земле» использую следующее тесто­вое задание: распределите в хронологическом порядке этапы эволюции всего живого на планете, на уроке по теме «Моногибридное скрещивание» так же использую тестовое задание – решение генетических задач; в 10 классе на уроке по теме «Анаболизм. Биосинтез белка» использую тест для проверки знаний учащихся об этапах пластического обмена. Так же применяю тестовые задания при итоговом контроле знаний, умений и навыков учащихся. Например, в 6 классе на повторительно-обобщающем уроке по теме «Строение и свойства живых организмов»; в 9 классе на повторительно-обобщающем уроке на тему «Эволюция живого мира на Земле».

ИПК широко используется и во внеурочное время. Учащиеся средних и старших классов используют возможности ИПК при выполнении реферативных заданий, докладов, сообщений, презентаций по различным темам.

При проведении внеклассной работы по предмету тоже не обойтись без ис­пользования информационных технологий: обработка собранной в ходе экс­пери­мента информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм и документов в тек­стовом редакторе.

Недавно в школах появился другой тип компьютерных услуг – дос­туп к ресурсам Интернет. Огромное количество информации по биологии содер­жится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми. Приведу адреса некоторых из них: http://bio.1september.ru, , http://www.filin.vn.ua/index.html, http://biodiversity.ru, http://kop.nnov.ru, http://www.anriintern.com/ecology, http://www.nsu.ru/education/i4biol и другие.

Методическая разработка составленного и проведённого мною урока биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений» с использованием информационных технологий помещена на моем личном сайте http://lotoskay.ucoz.ru.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компью­тером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного ин­тереса учащихся к предмету.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лотоцкая Елена Гелиевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Инновационные уроки"
    ["seo_title"] => string(21) "innovatsionnyie_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "464008"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522242183"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства