Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения биологии в условиях реализации ФГОС общего образования»
Выступление
на районном методическом объединении
учителей биологии
Инновационные технологии обучения биологии
в условиях реализации ФГОС общего образования
Любая наука постоянно развивается. Поэтому хорошо, кода учитель следит за всеми этими изменениями и что-то привносит в учебный процесс. Однако и образование не стоит на месте, появляются и активно внедряются новые технологии. Учителям нужно их осваивать, чтобы оставаться эффективными. Овладев этими нововведениями, можно вывести обучение на качественно новый уровень, откорректировать изжившие себя методы, упростить затруднительные моменты в образовательном процессе.
«Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками презентаций по темам и разделам учебных курсов; контроль обученности средствами интерактивного тестирования» [1].
«Преимущество компьютерных технологий позволяет использовать материал на различных этапах урока многократно, приостановить в нужный момент, детализировано изучить объекты и их части. Уроки, которые я провожу, с использованием электронных изданий вызывают, большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
Использование мультимедиа ресурсов позволяет включить вучебный курс одновременно видео и звуковое сопровождение, а также фотографии, рисунки, картины, схемы, текст. Разные источники информации создают ситуацию новизны и разнообразия, и воспринимается учащимися с интересом» [2].
Я широко использую такие формы представления материала по биологии как мультимедийные презентации. На школьном уроке целью презентации может быть: актуализация знаний, сопровождение объяснения учителем нового материала, первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.
Важный творческий элемент обучения – привлечение учащихся к созданию собственных презентаций к уроку. Так ученики создают собственные презентации по темам «Охраняемые растения», «Многообразие растений», «Удивительные животные», Способы размножения организмов» и др.
На практических занятиях по биологии ученики с удовольствием работают в виртуальных лабораториях. Мультимедийные лабораторные практикумы позволяют облегчить и упростить процесс практического изучения биологического материала, т.к. меньше времени тратится на организационные вопросы. Благодаря использованию мультимедиа-ресурсов я могу предложить учащимся виртуальные экскурсии в природу, в музей.
Очень большие возможности открываются с использованием виртуальных лабораторий. «Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Данные технологии дают возможность рассмотреть, изучить и продемонстрировать учащимся разнообразные организмы.
Важным пунктом использования ИКТ становится подготовка к ОГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты, которые я использую на уроке, представлены в электронном виде и используются в интерактивном режиме» [3].
С каждым годом возрастает интерес у учащихся к исследовательской деятельности. Во внеурочное время организованы занятия по программе «Проектная деятельность по биологии». Отличительной особенностью данной программы является использование платформы ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru/), позволяющей создавать и размещать проекты учащихся, участвовать в мероприятиях, проводимых сообществом и отслеживать результативность созданных проектов.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека.
-дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, интерес к изучению предмета.
-учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки.
- технология проблемного подхода.
Успешное использование учителем современных образовательных технологий подтверждается позитивной динамикой учебных достижений учащихся, позитивными результатами учащихся во внеурочной деятельности (результаты олимпиад), учащиеся избирают свой жизненный путь с предметом биология.
Таким образом, используя современные образовательные технологии, я формирую ключевые компетенции школьника, прививаю устойчивый интерес к данной науке. Задачей своей дальнейшей деятельности считаю углубление и совершенствование этих форм работы с учащимися.
Библиографический список:
Эффективное использование образовательных технологий http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/11/effektivnoe-ispolzovanie-obrazovatelnykh-tekhnologiy
Использование современных образовательных технологий в обучении биологии. http://m.nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/03/20/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-obuchenii
Актуальность и перспективность опытаhttp://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2010/09/22/iz-opyta-raboty