Экологическое образование и воспитание: новое качество в условиях реализации ФГОС
Экологическое образование и воспитание: новое качество в условиях реализации ФГОС
Экологические проблемы очень серьёзны и по значимости сравнимы с опасностью. Работа по формированию экологической культуры будет значима тогда, когда будет правильная и четкая её организация.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе сложилась своя система. Экологическая работа охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа с классом, и учебная работа на уроках, и дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к экологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и воспитание: новое качество в условиях реализации ФГОС »
Экологическое образование и воспитание: новое качество в условиях реализации ФГОС
М.Ю. Лихачева,
учитель биологии МКОУ «СОШ №7»
села Олха Шелеховского района
Экологические проблемы очень серьёзны и по значимости сравнимы с опасностью. Работа по формированию экологической культуры будет значима тогда, когда будет правильная и четкая её организация.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе сложилась своя система. Экологическая работа охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа с классом, и учебная работа на уроках, и дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к экологии.
Реализуемые в нашей школе образовательные программы, охватывают все ступени школьного образования и в той или иной степени являются средством получения экологических представлений и знаний, способствуют междисциплинарной интеграции информации об изучаемых объектах, что позволяет формировать у обучающихся более целостное представление об окружающем их мире.
В связи с введением ФГОС в начальной школе, в 1-4 классах, ведутся занятия по внеурочной деятельности, направленные на воспитание экологической культуры школьников: «Мир вокруг нас», «Азбука содержания животных», «Наше село», «Цветик- семицветик», в 5(6)-6(7) классах – спецкурс «Байкаловедение», в 9-11 классах -элективный курс «Первые шаги».
Учебная деятельность основывается на основе деятельностного подхода. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, активизирующих детское действие. По новым стандартам вводится новое понятие – учебная ситуация (проектная задача) - это особая структура учебного процесса, в которой дети при помощи педагога открывают предмет своего действия, исследуют его, совершая многочисленные и разнообразные учебные действия, преобразуют его.
Считаю, что внеклассная форма работы является наилучшим способом формирования экологической культуры у учащихся. Но какую бы форму не выбрал учитель, главное, чтобы каждое мероприятие было запоминающимся для каждого из учеников.
Формы и методы формирования экологической культуры по ФГОС ООО в современной школе достаточно разнообразны.
Одна из форм – интерактивные экологические мероприятия - внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли, фестивали. Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной.
Следующая форма экологического воспитания - экологическая тропа. Данная форма создает условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Поддержка интересующихся экологией и одаренных детей на уровне района осуществляется посредством системы интеллектуальных экологических мероприятий «Экологический марафон», «Экологический экспресс», конкурсов «В союзе с природой», олимпиад по байкаловедению, научно-практической конференции для школьников «Шаг в будущее, ЮНИОР!».
Обучающиеся школы принимают активное участие в экологических акциях (Марш парков, день Земли, «Поможем реке», «День птиц», «Посади дерево»); в реализации мини-проектов «Зеленый наряд школы» (озеленение классных комнат, территории школы), «Школа – территория здоровья» (пропаганда здорового образа жизни).
С 2013 года школа входит в региональное общественное экологическое движение школьников Иркутской области «Чистый мир», организованное благотворительным фондом социально - образовательных инициатив Байкальский свет.
Большую информационную поддержку в пропагандистской деятельности оказывают СМИ: газета «Олхинские вести», школьная газета «Большая перемена», на страницах которых освещаются проблемы экологии и пути их решения.
Школа тесно сотрудничает с администрацией сельского поселения. Много благодарственных откликов мы слышим в наш адрес от местного населения.
1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 г. Приказ № 271.