Эффективность использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе.
Эффективность использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе.
Сложные взаимосвязи между учителем и учащимися в процессе обучения определяются такими компонентами как содержание учебного предмета, методы и средства обучения. Эти компоненты обуславливают основные системообразующие связи между обучающей деятельностью учителя и учебной деятельностью учащихся, и вместе с тем, взаимодействуют между собой, образуя сложную сеть прямых и обратных внутренних взаимосвязей в учебном процессе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе.»
Эффективность использования дидактических карточек при изучении биологии в 6классе.
Оразгалиева Гульсагат Сиязбековна
учитель биологии
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть- Каменогорска
Сложные взаимосвязи между учителем и учащимися в процессе обучения определяются такими компонентами как содержание учебного предмета, методы и средства обучения. Эти компоненты обуславливают основные системообразующие связи между обучающей деятельностью учителя и учебной деятельностью учащихся, и вместе с тем, взаимодействуют между собой, образуя сложную сеть прямых и обратных внутренних взаимосвязей в учебном процессе
В зависимости от целей учебно-воспитательный процесс приобретает различные организационные формы (урок, лабораторное занятие, экскурсия и др.), но основные взаимоотношения компонентов сохраняются. Цели и организационные формы также являются структурными компонентами учебно- воспитательного процесса. Особое место в этой системе занимают различные средства обучения, к которым относят и дидактические материалы.
История использования материальных средств обучения начинается еще с античных времен. «И тогда, и на протяжении последующих столетий связь с обучаемым осуществлялась, главным образом, в устной форме, а упор делался на индивидуальное мастерство учителя, использующего в своей работе счеты, лоток с песком, грифельную доску, настенную карту, глобус и классную доску. В течение последних трехсот лет в школах большое значение уделялось книге - основному путеводителю и главному помощнику в обучении в эпоху «мела и разговора». В первой половине XX столетия перечень средств обучения, используемых в школах, значительно расширился, что было обусловлено не только прогрессом в области науки и техники, но и распространением ряда новых течений в педагогике
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств целостного педагогического процесса достаточно много.
Познавательная нагрузка и функции наглядности:
в наглядных образах отражается многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;
организует восприятие и наблюдения учеником реальной действительности;
оказывает значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивает его наблюдательность, мышление, воображение;
стимулирует познавательную и творческую активность, способствует развитию интереса к учению;
создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью;
с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием;
способствует обобщениям (аллегории или образы литературных героев, выраженные словом либо средствами театрального, изобразительного искусства, носители обобщенных идей);
повышает качество усвоения, способствует оснащенности знаний, их ясному и сознательному пониманию.
Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования.
Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педагогической практике широко используются технические средства, функциональные возможности и ценность которых подробно будут представлены далее.
При работе с наглядными пособиями учителю следует:
организовывать восприятие таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в пособии информацию;
создавать условия для перехода мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, умело управлять мыслительной деятельностью учащихся;
связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи.
Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования:
1) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;
эстетическое оформление наглядного средства;
4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
мера в использовании на одном уроке (занятии);
при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного момента;
наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
учет возраста и уровня развития и обученности учащихся.
Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете.
Можно долго объяснять в начальной школе разницу между елью и сосной, принесенные же на урок ветки и шишки этих деревьев разрешат проблему в несколько минут.
Впечатляющий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительными средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления.
Живое и образное описание событий с зарисовкой деталей обстановки, применение «словесного рисования», отрывков из художественных произведений с ярким и красочным описанием образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, использование крылатых выражений, метких эпитетов — все это наглядные средства, имеющие своим назначением создание представлений, эмоциональных впечатлений, ярких образов.
Дидактические материалы — достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т. п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.
Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В. Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таблиц.
Многие методисты отмечают, что для более успешного формирования биологических и экологических понятий необходимо использовать дидактические карточки
Учащийся может работать с дидактическим материалом двумя способами:
v Под руководством учителя
v Без руководства учителя
При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности.