| В условиях ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России и возникновения угрозы для выживания нации: распространения среди подростков и молодежи социально опасных заболеваний - наркомании и ВИЧ-инфекции, половой распущенности и, в целом, падения нравственности и общей культуры, формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность. В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни. На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Одна из причин подобного состояния заключается в том, что в современных учебных планах общеобразовательных учебных заведений проблема здоровья и формирования здорового образа жизни человека не является ведущей. В содержании разных общеобразовательных предметов - биологии, ОБЖ, экологии, физической культуры - компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены полностью, отдельные аспекты экологии и валеологии, предметом исследования которых является здоровье человека и образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и формирование здоровья человека, раскрыты без учета принципа преемственности. В программах преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный. В связи с этим, содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения знаний о здоровом образе жизни и, в целом, ответственного отношения к здоровью. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования учащихся 9- 11-х классов нашей школы.Многие подростки и выпускники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни. Так, под понятием "здоровье" понимают "физическое совершенство" - 50 % опрошенных. Немногие из учащихся отмечают психическое здоровье человека (18 %), лишь отдельные ученики - нравственное благополучие (8 %). Большинство из опрошенных не имеют правильного представления о главных факторах здоровья человека. Лишь 30 % отмечают образ жизни человека. Невысокими показателями характеризуются знания старших подростков о слагаемых здорового образа жизни человека. Большинство (54 %) ЗОЖ связывают с двигательной активностью, на второе место ставят - рациональное питание и отказ от вредных привычек. Только 15 % старшеклассников в состав здорового образа жизни человека включают культуру общения и лишь 7% - творческую и социальную активность. Одной из причин несовершенства содержания современных общеобразовательных программ и учебно-методических пособий по проблемам формирования здорового образа жизни человека и как следствие - невысокого уровня культуры отношения подростков к здоровью, умения вести здоровый образ жизни, является недостаточная разработанность самого понятия здоровый образ жизни в специальной, психолого-педагогической и методической науке, а также в концепциях экологического и валеологического образования. В последние годы в исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое, медико-гигиеническое, социальное и психолого-педагогическое. Наиболее разработано медико-гигиеническое. Так, по мнению А.П. Лаптева, "ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия". Важным показателем здоровья является работоспособность человека. ЗОЖ включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим. В философско-социологическом направлении "здоровый образ жизни - это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях", это ориентированность деятельности личности на сохранение, укрепление и формирование здоровья. ЗОЖ - это часть образа жизни человека. Образ жизни с одной стороны обусловлен социально-экономическими условиями и в то же время во многом зависит от особенностей психики конкретного человека, от мотивов его деятельности, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории-характеристики: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни - это степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт поведения. Проблеме формирования знаний о здоровье и факторах здоровья, о здоровом образе жизни человека посвящен ряд исследований: выделены ведущие понятия экологии человека и показана необходимость целостного подхода к формированию знаний о здоровье на основе теоретико-экологической проблемы защиты человека от неблагоприятных воздействий последствий научно-технического прогресса (Суравегина И. Т., 1986,1987). Исследована проблема взаимосвязи гигиенического и экологического содержания в курсе "Человек и его здоровье" (биология - 1Х) (Лернер Е.И.). Раскрыта взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания в системе всестороннего развития личности, отмечено значение личностного аспекта отношения к здоровью(Мухина Е.В.,1987). В ряде работ предприняты попытки решения проблемы формирования знаний о здоровье и окружающей среде через расширение и углубление содержания курса "Человек и его здоровье" (Е.П.Бруновт, И.Д.Зверев, Е.И.Кальченко, Д.В.Колесов, А.Г.Хрипкова). Проблеме формирования фундаментальных понятий по экологии человека, которые содержательно определяют характер отношений к здоровью и окружающей среде и оказывают влияние на изменение образа жизни учащихся, посвящено специальное исследование О.А.Шкляровой (1991). Разработано учебное содержание и структура фундаментальных понятий, определено место и последовательность их развития в рамках специального факультативного курса "Здоровье и окружающая среда", определены планируемые результаты обучения, методы и приемы формирования системы понятий. Методика изучения глобальной проблемы здоровья человека - федерального и регионального компонентов - разработана в исследовании С.Е.Мансуровой (1998). Однако в приведенных исследованиях недостаточно разработано учебное содержание понятия "здоровый образ жизни", особенно социально-психологический и социально-экономический аспекты. Не определены планируемые результаты его изучения в общеобразовательной школе. Не разработан механизм формирования интегративного по содержанию понятия через естественнонаучные и общественногуманитарные дисциплины общеобразовательной школы. Проблема формирования знаний о здоровом образе жизни на интегративной основе полностью не решена и через содержание программ по валеологии, созданных в ряде регионов страны (ЛГ.Татарникова, 1993-1998, Г.К.Зайцев, 1997-1998, М.Б.Шилов, 1995), через программы курса экологии и специальные программы культурологического характера (например, П.С.Гуревича "Человек») Технология развития критического мышления на уроках биологии Непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые учтены при принятии решения. При всём разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт учащихся. Цели и задачи технологии Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология РКМЧП позволяет решать задачи: • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. 1. Вызов (EVOCATION) Функции стадии: • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; • пробуждение интереса к изучаемой теме; • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; • побуждение ученика к активной деятельности. Значение стадии вызова: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. 2. Осмысление (REALIZATION OF MEANING) Функции стадии: • активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания. Значение стадии осмысления: 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. 2) Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез. 3. Рефлексия (REFLECTION) Функции стадии: • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • выработка собственного отношения к изучаемому материалу; • выявление еще непознанного; • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). Значение стадии рефлексии: 1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Идет рефлексия своего процесса учения. 3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Стадия | Деятельность | Деятельность | Возможные приемы и методы | (фаза) | учителя | учащихся | 1. Вызов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изу- чаемому вопросу (дела- ет предположения), сис- тематизирует информа- цию до изучения нового материала, задает во- просы, на которые хочет получить ответы | Составление списка «известной ин- формации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графиче- ская): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; пе- репутанные логические цепочки и Т.д. | Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | 2. Осмыс- ление содержания | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредствен-ной работе с новой информацией, постenенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя пред- ложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двой- ных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в пер- вой части урока вопросы | На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах | 3. Рефлек- сия | Учителю следует: вер- нуть учащихся к первоначальным записям-предполо- жениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных кpуглых столов. Организация различных видов дискус- сий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и Т.д. | На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |