Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Успешные практики дистанционного обучения на уроках биологии"»
Успешные практики дистанционного обучения.
В практике дистанционного обучения основными педагогическими понятиями являются понятия успех и успешности, они представляет собой с одной стороны, успех преподавателя, с другой –обучающегося. В обоих случаях это реализация возможностей человека.
Исследователи отмечают, что успех в дистанционном обучении складывается из:
-компьютерной грамотности;
-навигационных умений;
-умения преодолевать изоляцию;
-качественной разработки урока;
-умения преподавателя работать удаленно;
-умения учащихся учиться удаленно.
В настоящее время актуальным будет вопрос, как добиться успешности при дистанционном обучении.
В научной литературе описан целый ряд компетенций, для формирования успешности обучающихся в дистанционном обучении.
Наиболее значимые из них:
1. Умение распределять время
2. Умение организовать рабочее место.
3. Умение работать с учебным материалом. Данная компетенция предполагает умение понимать план урока. План включает необходимую информацию: список основной и дополнительной литературы, вопросы для изучения, сроки выполнения заданий.
4. Сохранение мотивации к учебе. Это самое сложное в дистанционном обучении, при физическом отсутствии преподавателя или одноклассников. Здесь необходимо поощрять обучающихся даже за маленькие достижения в учебе. В дистанционном обучении это крайне важно. Мотивировать интерес к учебе могут желание закончить урок, учебный курс, получение хороших оценок или взаимомотивация учащихся на своевременное выполнение заданий, общение с одноклассниками – виртуальное или живое, обсуждение пройденного материала с заинтересованными в этом людьми или другими участниками, потому что проговаривание материала вслух поможет лучше понять его, в конце урока или дня необходимо проводить конференцию по подведению итогов, рефлексии обучения, фиксирование прогресса (Журнал)– можно составить свою таблицу прогресса в обучении и пользоваться ею. Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это должны уметь все учителя.тестирование,подведение итогов, сбор портфолио, оценки. обратная связь Самопоощрение – также может стать дополнительным и весьма эффективным толчком к успеху в обучении, в виде отдых и удовольствие.
5. Умение определить стиль учебы учащихся.
( конечно воспользоваться этой компетенцией в полной мере мы не смогли, т.к. Д.О. просто ворвалось в нашу привычную жизнь, и чтобы воспользоваться этой компетенцией нужна помощь и поддержка родителей, но на будущее вдруг пригодиться, этим можно воспользоваться. то воспольз. этой компетен. будет необходимо.. Здесь нужен более индивидуальный подход.Масксимального эффекта можно достичь , если ДО войдет в постоянную практику.)
Данная компетенция позволяет учителю понять, каким способом он может легко и эффективно обучить учащихся. Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Мы знаем, что все учащиеся разные, но тем не менее есть несколько типов учащихся. Знание различий сенсорных систем человека чрезвычайно необходимо при организации дистанционного обучения для учителя.
Рассмотрим основные типы учащихся:
Аудиальные-учащиеся запоминают, что говорит учитель. А вот чтение книг представляет для них сложность. Аудиал придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации,с которой слова будут произнесены. В обучении им лучше заслушивать учебный материал например с аудиозаписи ватсап.
(были такие дети , которые просили уроки вести только через ватсап, они прослушивали материал и выполняли д-з.)были и родители…многое узнали
Визуальные учащиеся любят больше читать учебники и делать записи. Устную же ин-
формацию они запоминают с трудом и только тогда, когда ее запишут. Таким учащимся лучше давать больше письменных заданий для самостоятельной работы. Здесь удобнее работать через почту.
Мануальные учащиеся запоминают и понимают пройденный материал только после того, как все проделают сами. Такие учащиеся читать не любят. В работе с такими учащимися самое разумное – показать им возможности практического применения получаемых ими знаний в разных сферах жизни при помощи видеоматериала и практических заданий.
В большинстве случаев наблюдается смешение типов с преобладанием какого-то одного. Методы дистанционного обучения должны «сглаживать» возможные проблемные зоны и быть эффективными для конкретного учащегося.
В практике дистанционного обучения используют методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line. Методика асинхронного обучения -это временные подключения для обмена данными, по модемным линиям, off-line общение.
Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и ученика.
Начнем с самого простого- асинхронного. В его основе — самостоятельная работа учащихся над учебными ресурсами, выполнение заданий с последующей отсылкой работ педагогу.
Педагогам, не имеющим опыта в дистанционном образовании, нужно начинать именно с такого, асинхронного варианта. Главное при этом — создать практику регулярной рассылки текстового документа и сбора выполненных заданий, «обратной связи». При этом нужно добиваться полной ясности заданий, выполнения которых вы ожидаете от обучаемых. В каждый момент времени «дистанционный» школьник должен понимать, что он делает, что от него требуется. К заданиям должен прилагаться выполненный демонстрационный пример. Для реализации модели асинхронного обучения мы используем не только электронную почту, но и многочисленные платформы, как якласс, ватсп.
Крупным недостатком асинхронного обучения является быстрая утрата обучаемыми мотивации к самостоятельному выполнению заданий.
Попыткой преодолеть эту проблему является использование синхронной методики дистанционного обучения в режиме on-line видеоконференции, такого как получившим широкую известность ZOOM, скайп, чаты. Она предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося. На первый план выступает учитель, вовлекающий и «тянущий» за собой своих учащихся.
Поэтому, я в своей практике дистанционного обучения, для более эффективной подачи материала использовала смешанную методику обучения on-line и off-line. Оно позволило мне делать занятия наиболее запоминающимися для учащихся с различными репрезентативными системами, так как чем больше информационных каналов задействовано, тем лучше живая память.
(к стати, расписание скорее всего было составлено на основе этой компетенции, чередование онлай и офлайн уроков).
Можно ли назвать мой опыт ДО успешным?. Точнее я смогу ответить на этот вопрос после получения результатов диагностических работ в сентябре. Если рассматривать по результатам третьего триместра, то % качества по предмету биология во время ДО повысился во всех классах, с 61% на 82% по сравнению со вторым триместром.
Получается, что трудоемкость дистанционного обучения, конечно же намного выше, чем обычного, но а если знать нюансы, можно сознательно подготовить себя и обучающихся к работе в данном формате и впоследствии оценить его достоинства и возможности.