Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Использование нестандартных форм обучения как средство повышения интереса учащихся к биологии».»
Доклад на тему:
«Использование нестандартных форм обучения как средство повышения интереса учащихся к биологии».
Учитель биологии МБОУ СОШ№4 ст. Зольской Куранова Н.И.
Использование нестандартных форм обучения как средство повышения интереса учащихся к биологии.
Как с помощью биологии развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать, делать выводы и иметь на все собственную точку зрения? Ответы на эти разноплановые вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания предмета. Основной целью, которых является повышение качества обучения, эффективности урока.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. Новые социальные запросы определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования «научить учиться».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самостоятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей личности, возникшей в ходе урока.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью биологии развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать, делать выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Ответы на эти разноплановые вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания предмета. Основной целью, которых является повышение качества обучения, эффективности урока.
Нестандартный урок – это импровизация учебного материала, где учитель сценарист, режиссер. А дети, будущие талантливые актеры жизни.
Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, по сути, они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой». А главное это то, что обучающиеся ищут самостоятельные пути и варианты поставленной учебной задачи, активно проявляют полученных знаний в незнакомых условиях. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, проектов, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Вот почему, я использую нестандартные формы обобщающих уроков, в которых применяю современные педагогические технологии.
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а так же обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. На таких уроках важно предусмотреть смену форм учебной работы, разнообразные методические приемы, самостоятельные работы, направленные на повышение активности учащихся и обеспечивающие возможность управления их деятельностью со стороны учителя.
Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы биологии, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок. Мне кажется, что все эти задачи успешно решают нестандартные уроки.
В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков по биологии
Урок – игра «Биатлон» (Обобщающие уроки по темам «Млекопитающие», «Птицы»)
Организационный момент урока.
Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер, т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол, где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.Данная форма урока – форма закрепления и обобщения знаний, обусловленная развитием научной организации учебного труда школьников на уроке. Такая игра может проводиться после изучения любой темы. Своими целями она ставит активизацию мыслительной деятельности и самостоятельности применения учебного материала.
Урок – игра «Алфавит»обобщающий урок по теме: «Классификация цветковых растений». Урок проводится по сценарию телевизионной игры «Алфавит». В игре принимают участие 3 команды (желтые, зеленые, красные) по 7-8 человек. Команда выбирает участника, который будет отвечать на вопросы игры, но если он не справится с ответом, то игрок может попросить помощи у команды. В ходе игры команды могут заработать жетон, который позволит, получить дополнительную оценку. За две недели до игры участники команд получают домашнее задание: подобрать по теме урока пословицы, загадки, стихотворения, поговорки, рецепты о лечебной силе растений, составить вопросы, которыми команды будут обмениваться в ходе игры.
Урок – викторина«Прощание с БОТАНИКОЙ» (Обобщающий урок проводится после изучения раздела «Растения») В уроке я предусмотрела смену форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся
Урок – лекция. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность. Пример: лекция -рассуждение:«Моя родословная».Материал данной лекции знакомит учащихся не только с генеалогическим методом, изучения родословных, раскрывает ход построения самой родословной, но и воспитывает у учащихся уважение и интерес к своим предкам, чувство ответственности за потомков. Необходимо донести до сознания ребенка ценность своей и чужой жизни и здоровья, а особенно жизни старых, тяжело - и неизлечимо больных, а, главное, детей, которые еще не родились! Подвигнуть учащихся на составление своей родословной.
Русский философ о. П.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать»
Урок – конференция.Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 5-7 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Задача учителя – помочь учащемуся подготовить сообщение в соответствии с темой, убедиться, что он излагает хорошим языком, в рамках регламента времени. Слушатели не могут воспринять подряд более 4-5 сообщений. Можно провести оживленную дискуссию по докладам. Если подготовленных докладов много, они делятся на две категории: устные и стендовые сообщения. Класс можно украсить соответствующими плакатами. Итог конференции подводит учитель. Научно-практическая конференция – одна из наиболее сложных и трудоемких форм работы. Ее подготовка требует от учителя значительных усилий и затрат времени. Но все это окупается тем глубоким впечатлением, которое оставляет у школьников удачно проведенная конференция. Пример:конференция на тему: «Бионика» в ходе, которой обучающиеся закрепляют представление о естественном отборе как главном факторе эволюции – приспособленности организмов к среде обитания. Получают знания об оригинальных технических системах и технологических процессах (системах), созданных человеком на основе идей, найденных и заимствованных у природы,
которые можно использовать для развития техники, архитектуры, приборостроения и др.
Наиболее совершенным методом обучения, с точки зрения исследовательской деятельности учащихся, является работа над проектами. Проектное обучение как тип развивающего обучения базируется на последовательном выполнении комплексных знаний (проектов).
Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умений школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки школьного проекта. Для учащихся старших классов наиболее интересны и актуальны исследовательские (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез) и практико-ориентированные (действия направлены на решение реальных проблем) виды проектов.
Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.
Пример урок-проект«Наше поколение выбирает здоровье» или «Культура здоровья». Основная цель дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщении к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека и в развитии общества.
Урок – марафон. «Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем» До урока формируются три команды юных орнитологов по 6 человек. Они собирают сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах, изучают птиц родного края. Остальные ученики – болельщики. В жюри приглашаются учащиеся 9-го класса, хорошо знающие биологию. На столах учеников – конверты с заданиями; карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.), ребусы и схема – опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока.
Устный журнал« Ваше здоровье в ваших руках»
Необходимо вести пропаганду идей здорового образа жизни, формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Это урок яркий пример тому. Устный журнал дает представление о методе Су-Джок. Он может прийти на помощь в экстренной ситуации, когда речь идет о жизни и смерти. Его берут на вооружение профессиональные врачи самых разных специальностей.
План устного журнала.
Первая страница. "По образу и подобию" (историческая справка).
Вторая страница. "Возьми себя в руки" (механизм действия).
Третья страница. "Помоги себе сам или советы Су-Джука" (практические советы).
Знакомясь с каждой страницей устного журнала, учащиеся задают себе вопрос: "Почему при механическом воздействии на некоторые точки на теле человека улучшается состояние самочувствия? Выясняют, как можно себе помочь, если заболело горло, болит голова, из носа пошла кровь, при ранениях туловища, при обмороках используя этот метод. Знакомятся с очень простыми приемами Су -Джука, которые помогают за 5-10 минут справиться с различными проявлениями недомогания.
Внеклассное мероприятие «Ток-шоу «Жить здорово!»
Внеклассное мероприятие проводится по принципу телепередачи «Жить здорово!» с главной ведущей Еленой Малышевой.
Ток-шоу «Жить здорово!» содержит – четыре раздела: «Про жизнь», «Про еду», «Про медицину» и «Про дом». Ведущие программы рассказывают не только о том, как бороться с болезнями, но и о том, как улучшить качество жизни вообще и сохранить отличную физическую форму и красоту на долгие годы.
В разделе "Про жизнь" учащиеся расскажут про узкие джинсы с заниженной талией, назовут основные критерии выбора одежды, а также про правильную обувь и т.д.
В разделе "Про еду" учащиеся будут рассказывать про шоколад, полезен он или вреден, а также молоко – это напиток или еда, про то как правильно приготовить продукты питания, как их хранить и употреблять.
В разделе "Про медицину" расскажут про то, о чем могут рассказать ногти как избежать различных заболеваний.
В разделе "Про дом" учащиеся дают бытовые советы.
Подготовка к мероприятию: учащиеся старших классов за две недели до проведения мероприятия получают задания, определяют область исследований цели и задачи проекта. Нестандартные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты современного нестандартного урока, а также усвоить особенности их использования в средней школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.
Урок – экскурсия, Видеоурок
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного урока.