kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная программа по биологии для учащихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Адаптированная программа по биологии

для учащихся с задержкой психического развития.

по программе КПК для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

       Мною сформулированы цель и задачи в представленной работе:

       Цель –  спроектировать  адаптированную программу по биологии  учащимся с задержкой психического развития для последующей социализации их в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.

  Задачи

  • уточнить теоретические основы разработки адаптированной программы по биологии у детей  с задержкой психического развития
  • разработать  образовательную программу по биологии  адаптированную для  детей с различными формами отклонения в развитии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по биологии для учащихся с задержкой психического развития »


Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Галицина Диана Витальевна

(МОУ СОШ № 84, Волгоград)





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Адаптированная программа по биологии

для учащихся с задержкой психического развития.



по программе КПК для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»





2014 год



Введение.

Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача по формированию условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Принимаются и реализуются ряд долгосрочных целевых программ, решаются проблемы повышения доступности людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры и формирования доступной среды жизнедеятельности, создания условий для эффективной реабилитации и интеграции их в общество.

Актуальность данной работы состоит в том, что в современных условиях социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание, технологии обучения и воспитания детей, дающие возможность на полноценную реализацию прав детей на получение доступного образования. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению.

В связи с этим мною сформулированы цель и задачи в представленной работе:

Цель – спроектировать адаптированную программу по биологии учащимся с задержкой психического развития для последующей социализации их в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Задачи:

  • уточнить теоретические основы разработки адаптированной программы по биологии у детей с задержкой психического развития

  • разработать образовательную программу по биологии адаптированную для детей с различными формами отклонения в развитии

Глава I.

Рассмотрим теоретические основы изучаемой проблемы.

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.

В настоящее время наиболее востребованной в практике остается классификация задержек психического развития, в которой выделены четыре основных варианта задержек психического развития:

  • конституционального;

  • соматогенного;

  • психогенного;

  • церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской).

Для задержки психического развития конституционального происхождения характерна гармоничная незрелость одновременно психики и телосложения, что позволяет обозначить этот вариант как гармонический инфантилизм.

Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.

При данном варианте задержки, как правило, наблюдается отставание и в физическом развитии ребенка по сравнению с нормой на 1,5 - 2 года.

В формировании задержки психического развития соматогенного происхождения большую роль играет длительная соматическая недостаточность различного генеза.

У этих детей часто возникают школьные неврозы.

Дети с этим вариантом задержки психического развития нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.

В развитии задержки психического развития психогенного происхождения большую роль играют неблагоприятные условия воспитания.

В условиях гиперопеки у ребенка формируются эгоцентрические установки, недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности. Адаптация в детском коллективе учащихся затруднена из-за присущих им негативных черт характера.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза занимает основное место в данной группе нарушений развития; встречается чаще других вариантов, обычно обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности.

На этапе начала систематического обучения у детей с задержкой психического развития выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые.

У детей с задержкой психического развития выявлены затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала.

Недостатки тактильно-двигательного восприятия приводят к затруднениям при узнавании предметов на ощупь.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины.

Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте

Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей сохранности непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.

В связи с недостаточностью процесса восприятия у детей с задержкой психического развития накапливается небольшой запас неполных представлений, то и воображение детей с задержкой психического развития также недостаточно развито. В большинстве случаев у детей с задержкой психического развития преобладает воссоздающее воображение над творческим.

Особенности мышления детей с задержкой психического развития проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности. Мышление подростков с задержкой психического развития остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается.

При проведении операции классификации дети с задержкой психического развития не могут мысленно совместить два и более признака предмета или явления. Но такая деятельность оказывается успешной при возможности практических действий с объектами классификации.

Еще одна особенность мышления детей с задержкой психического развития – снижение познавательной активности.

У детей с задержкой психического развития отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

У детей с задержкой психического развития наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной лабильности; легкой пресыщаемости; поверхностности переживаний; непосредственности.

Некоторых детей беспокоят страхи, наблюдается боязливость, пониженный фон настроения, эмоциональные срывы при выполнении учебных заданий, повышенная чувствительность к замечаниям. У других детей напротив, преобладает эйфоричный фон настроения, повышенная аффективная возбудимость, агрессивность в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Эти особенности эмоционально-волевой сферы затрудняют процесс адаптации ребенка к школе.

У детей с задержкой психического развития выявлена сниженная потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности.

У большинства детей наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.

В тоже время для детей характерны недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничание, фамильярность по отношению к взрослому.

При формировании межличностных отношений для дошкольников с задержкой психического развития наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные черты сверстника.

Учебная мотивация детей с задержкой психического развития резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса.

Если ребенок с задержкой психического развития обучается в массовой школе и ему не оказывается специализированная помощь, то под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у него, как правило, формируется заниженная самооценка, ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность.

Без специального педагогического воздействия дети с задержкой психического развития в основном имеют низкий уровень притязаний.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания педагога и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. Полное истощение наступает после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.

Частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний в сочетании с пониженной познавательной активностью приводит к тому, что получаемые на занятиях обрывочные знания, недостаточно закрепленные и не связанные в системы, очень быстро угасают; порой создается впечатление, будто материал вовсе не изучался.

Дети с задержкой психического развития обычно активны во внеклассной обстановке.

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с задержкой психического развития имеют разный уровень психического и общего развития, который зависит от степени выраженности отставания в развитии, своевременности квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье.

Педагогу, начинающему работу с учащимися, имеющими задержку психического развития, следует помнить об особенностях их познавательного и личностного развития с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса.

  1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.

Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.

  1. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы.

Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.).

Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.

Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся.

Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

При выполнении упражнений как наиболее распространенного практического метода школьнику с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем.

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала. В том случае, если необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать различные приемы активизации деятельности детей

Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости от конкретного содержания и задач занятий. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет детям с задержкой психического развития полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.

  1. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с задержкой психического развития

В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с задержкой психического развития в инклюзивном пространстве, прогнозирования и пропедевтики возможных трудностей необходимо учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению дидактических средств и ресурсов.

  • Выстраивая обучение, учитывайте уровень способностей школьника с задержкой психического развития

  • Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений

  • Предлагая задание, учитывайте, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету.

  • Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети мог­ли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.

  • Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся.

  • Для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для детей с задержкой психического развития, целесообразно переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

  • При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял.

  • Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока.

  • Используйте для каждого ребенка с задержкой психического развития необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает).

  • Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.

  • Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и внутреннюю обратную связь в учении.

  • Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.

  • Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов учебной деятельности

  • Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

  • Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали.

  • Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися.

  • Для детей с задержкой психического развития оценивание учебных действий, выполненных заданий чрезвычайно важно

  1. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с задержкой психического развития

Основная цель их использования – «компенсировать» за счет техники и технологий недостатки развития человека, что позволит ему успешно адаптироваться в обществе.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать информацию доступной и интересной для ребенка с задержкой психического развития, помочь ему увидеть за формулами, таблицами и т.п. настоящие живые явления природы.

Технические средства обучения условно можно разделить на следующие виды: пассивные, активные и интерактивные. В процессе обучения детей с задержкой психического развития возможно и рекомендуется использование всех технических средств с учетом специфических особенностей данной категории учащихся.

  1. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с задержкой психического развития

Использование средств обучения индивидуального пользования в работе с детьми с задержкой психического развития позволяет организовать работу с конкретным ребенком, максимально реализуя возможности педагогического воздействия.

В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с задержкой психического развития. Рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с задержкой психического развития в процессе обучения был в поле зрения педагога.

  1. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития

Для эффективной организации обучения детей с задержкой психического развития можно организовывать учебную работу в мини-коллективах, группах.

Эффективность проведения групповых занятий определяется соблюдением условий организации взаимодействия в учебном процессе

При постановке задачи, проведении инструктажа и объяснений учитель должен убедиться в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание. По окончании работы необходимо проверять результаты не только группы в целом, но и отдельно ученика с задержкой психического развития. Такая проверка может осуществляться в индивидуальном порядке.

Наличие достаточно высокой оценки ребенком своих возможностей – условие и одновременно средство обучения и воспитания.

Однако у части детей с задержкой психического развития самооценка завышена, что является следствием незрелости их эмоционально-волевых качеств личности, либо защитной реакцией на негативное отношение к нему взрослого.

Особое внимание на занятиях должно уделяться формированию всех видов и функций речи (особенно контекстной, планирующей и обобщающей функций).

Во время устных высказываний по поводу понятных, легко воспринимаемых жизненных явлений дети овладевают различными формами речи..

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно).

Большие возможности для работы в этом направлении представляют действия по наглядно-предметному образцу. Например, при изготовлении поделки ученик должен подробно и точно описать образец, рассказать о том, что и как он будет делать.

Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодолению нерешительности, укрепляет веру в собственные возможности. Постепенно деятельность учащихся становится все более целенаправленной.

Важно научить детей удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать стремление найти объяснение непонятному, научить спрашивать взрослых и сверстников – все это коррекционная работа, направленная на компенсацию дефектов их психического развития.

Внимание необходимо уделять формированию у учащихся навыков самостоятельного использования имеющихся знаний и умений.

Такая обратная связь содействует выявлению усвоенного и неусвоенного материала, а также помогает обнаружить индивидуальные трудности ребенка; это способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников.

Эффективность обучения детей с задержкой психического развития обеспечивается систематическим повторением пройденного материала, что необходимо как для закрепления и обобщения ранее изученного, так и для полноценного усвоения нового.

Неотъемлемой частью педагогической работы с детьми этой категории является нормализация деятельности, осуществляемая на всех уроках и во внеурочное время.

  1. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития

Важнейшим принципом работы с детьми с задержкой психического развития в образовательном процессе является индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, отобранных с учетом данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника.

Индивидуальные коррекционные занятия со школьниками с задержкой психического развития проводят дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с учителем выявляют причины затруднений в овладении школьной программой у каждого конкретного ребенка, помогают ему подобрать комплекс коррекционных мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

  1. Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с задержкой психического развития в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Для обеспечения доступа детей с задержкой психического развития в здание школы, детского сада и других образовательных организации и последующего их включения в образовательный процесс необходимо задействовать определенные материально-технические ресурсы. К ним в первую очередь относится архитектурная среда учреждения (организация информационного пространства; создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий).

При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с задержкой психического развития является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:

  • удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;

  • табло с «бегущей строкой» на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;

  • доступный интернет и телефон, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.


Глава II.

Представляю спроектированную мною адаптированную программу по биологии для учащихся 8 класса с задержкой психического развития.

Адаптированная общеобразовательная программа

по биологии для детей с ЗПР ( 8 класс)

Пояснительная записка

Данный предмет входит в образовательную область естествознание.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы по биологии И.Н.Пономаревой, 2007г; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией Бгажноковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: - М.: Просвещение, 2010» г. допущенной Министерством образования Российской Федерации, приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 уч. год», СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26., методических рекомендаций Министерства Образования и Науки Волгоградской области «Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ на территории Волгоградской области (приказ от 30 июня 2014 г. № 930), с учетом индивидуальных нагрузок и состоянием здоровья ребенка.

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию. Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: дети могут находиться на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени могут быть сформированы пространственно-временные представления, они по-разному обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи учителя. Главным направлением адаптивной программы обучения является разработка содержания коррекционной работы, формирующая развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии.

Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий и с учетом интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, на основании психолого - медико - педагогических рекомендаций. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления об организме человека и охране его здоровья.

Основной целью курса является:

  • повыше­ние социальной адаптации детей с ЗПР, через применение биологических знаний на практике.

Содержание программы ориен­тировано на реализацию следующих задач:

  • Расширять и систематизировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы;

  • Формировать у детей знания об организме человека и его роли в обществе;

  • Формировать умения обращаться с простейшими измерительными приборами и оборудованием;

  • Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая системы организма по строению и выполняемым функциям, делать элементарные выводы и обобщения;

  • Воспитывать экологическую культуру, навыки здорового образа жизни и применять их в практической и трудовой деятельности.

Программа рассчитана на учащихся имеющих смешенное специфическое расстройство, психического развития, с легкой степенью умственной отсталостью, поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно - развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как объяснение, рассказ, наблюдение, зарисовка, измерение, описание, эксперимент, моделирование, экскурсии.

Предложенный курс практико - ориентирован: все понятия и материалы даются в плане их практического значения, безопасного использования и применения в повседневной жизни. С целью получения и закрепления основных навыков работы с измерительными приборами и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ.

Методы обучения: беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ, эксперимент, наблюдение, демонстрации, опыт

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя), работа в парах, урок, экскурсия, лабораторные и практические работы, домашнее задание. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

•оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах

Содержание программы направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков.

При подготовке и проведении занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность работы по адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации программы, как активного субъекта совместной деятельности и индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Тематический план ( I триместр)


п/п


Раздел, тема


Кол.часов



Введение ( 1 ч.)



1.

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

1

Общее знакомство с организмом человека (2 ч)

2.

Краткие сведения о клетке и тканях человека

1

3.

Основные системы органов человека. Расположение внутренних органов в теле человека.

1

Опора и движение (12 ч.)

4.

Значение опорных систем в жизни живых организмов : растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей.

1

5.

Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп.

1

6.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

1

7.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение.

1

8.

Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

1

9.

Практическая работа «Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног)».

1

10.

Практическая работа «Наложение шин, повязок»

1

11.

Мышцы. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

1

12.

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

1

13.

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

1

14.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

1

15.

Наблюдения и практическая работа «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.»

1

Кровообращение (11ч.)

16.

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение.

1

17.

Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке.

1

18.

Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.

1

19.

Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

1

20.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

1

21.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно- сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно

1

22.

Практическая работа «Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.»

1

Необходимо в конце каждого триместра оценивать эффективность учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы

Электронные образовательные ресурсы.

  • http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;

  • http://www.auditorium.ru - Российское образование – сеть порталов

  • http://www.teacher-edu.ru – научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ

  • http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования и науки РФ

  • http://www.apkro.ru – сайт модернизации общего образования РФ

  • http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ

  • http://school.edu.ru – российский образовательный портал

  • http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов

  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

  • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты

  • http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

Документы, определяющие нормативно-правовую
и информационную основу преподавания учебного предмета

  1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и изменения к нему.

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html,

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  1. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

4. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m2885.html

5. Методические письма ФИПИ.

http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs

Заключение.

Целью выпускной квалификационной работы было разработать адаптированную программу по биологии, которая имеет практическую направленность и может быть полезна в определении условий успешной социализации детей с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения.

Список используемой литературы

  1. «Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с.

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией Бгажноковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: - М.: Просвещение, 2010»

  3. Методические рекомендации Министерства Образования и Науки Волгоградской области «Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ на территории Волгоградской области ( приказ от 30 июня 2014 г. № 930)

  4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  5. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях /Серия Инклюзивное образование. – М.: МГППУ, 2012.

  6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр ≪Школьная книга≫, 2010. – 272 с.

  8. Головатенко Н.В. « Методика обучения биологии и химии в коррекционной школе» (дистанционный образовательный портал www.prodlenka.org )





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптированная программа по биологии для учащихся с задержкой психического развития

Автор: Галицина Диана Витальевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Адаптированная основная общеобразовательная программа по биологии 9 класс основного общего образования для учащихся с ОВЗ 2020-2021 уч. год"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_osnovnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_po_biologii_9_klass_o"
    ["file_id"] => string(6) "571487"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611663288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства