kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Транспортные системы организма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация урока по биологии: "Транспортные системы организма". Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о лимфатической системе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кров.сист.»

Тема «Транспортные системы организма»

Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о лимфатической системе.

Задачи:

  1. Образовательная: организовать изучение и закрепление знаний об особенностях строения и функционирования органов кровообращения. Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению предмета и профессиональному выбору, формированию социально-значимых ключевых компетенций.

  2. Развивающая: развивать навыки выполнения индивидуальных заданий, навыки самостоятельной работы с заданиями, литературой. Научить выбирать главное, обобщать, делать выводы, правильно оформлять работы, ставить цели и анализировать степень достижения этих целей. Развивать творческие способности учащихся.

  3. Воспитательная: Формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся. Актуализировать знания о важности сбережения здоровья человека.

Основные понятия: кровообращение, артерии, вены, капилляры, лимфатическая система, лимфатические узлы и протоки, кармановидные клапаны.

Тип урока – изучение нового материала.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Проверка дом.задания (на слайде)+ фронтальный опрос

  1. Что называется внутренней средой организма?

  2. Что представляет собой кровь? ( Кровь - это жидкая соединительная ткань, красного цвета, вязкая по консистенции, в состав которой входит плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).

  3. Какие функции выполняет кровь?( Транспортную, защитную, теплорегуляторную, гуморальную).

  4. Что представляет собой лимфа?( Лимфа - это жидкая соединительная ткань, состоящая из воды, белков и солей, образующейся из тканевой жидкости , переходящей в лимфатические капилляры).

  5. Чем отличается лимфа от крови? (По составу, в лимфе нет эритроцитов, тромбоцитов, кол-во белков ниже, большое кол-во лимфоцитов).

  1. Актуализация знаний

Клетки человека, как и клетки любого организма, нуждаются в поступлении из внешней среды питательных веществ и кислорода и удалении ненужных веществ. Но клетки многоклеточного организма, к которым относится и человек в том числе, удалены от внешней среды, и только клетки кожи и слизистых контактируют с ней.

Вопрос: Так как же человек, как многоклеточный организм, может получить необходимые ему вещества и удалить ненужные?

Ответ уч-ся: Нужны системы доставки.

Учитель: Правильно, также как, например, в городе существует системы различных коммуникаций, так и в человеческом организме есть специализированные системы доставки.

Вопрос: Какие?

Учащиеся вспоминают, что такие системы – кровеносная и дыхательная системы.

Эти системы занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Кровообращение и лимфатическая система занимается транспортом веществ в организме.

  1. Постановка целей и задач урока.

Давайте попробуем сформулировать тему урока, поставить цели нашего урока:

  • познакомиться с понятиями «кровообращение» и «лимфообращение»,

  • выяснить, как изменялась кровеносная система в типе Хордовые,

  • изучить строение органов кровеносной и лимфатической систем в связи с их функцией,

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то:

как изменялось строение кровеносной системы в ряду позвоночных животных: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие, используя знания полученные при изучении раздела «Животные» и иллюстраций «Схемы кровообращения позвоночных животных».

Предполагаемый ответ: появление малого (легочного круга) кровообращения в связи с выходом животных на сушу, у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – совершенствование кровеносной системы за счет преобразования сердца и магистральных сосудов при разделении потоков венозной и артериальной крови.

В чем принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?

Вывод: эволюция позвоночных привела к совершенствованию механизма движения крови по сосудам; разделению артериального и венозного кровотоков, улучшению снабжения органов и тканей кислородом.

  1. Изучение нового материала

1. Каждая клетка нашего организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются через кровь, которая циркулирует в кровеносной системе. Поэтому главной транспортной системой в организме человека является кровеносная система. К транспортным системам также относятся лимфатическая и дыхательная системы.

2. Кровь в нашем организме движется строго в определенном направлении по замкнутой системе сосудов, также как и у всех позвоночных животных (в том числе и у млекопитающих). Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Оно является важнейшим условием для жизнедеятельности организма и зависит от работы сердца, которое служит основным двигателем крови.

Попробуйте сформулировать понятие «Кровообращение»

«Кровообращение» - непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов, за счет нагнетания крови в них сердцем.

Перечислите органы кровеносной системы. (Сердце и кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры)

Факт статистики: Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущими среди причин заболеваемости, инвалидизации и смертности как в нашей стране, так и за рубежом. Одним из наиболее распространенных заболеваний является хроническая сердечная недостаточность. Основным проявлением сердечной недостаточности является уменьшение доставки крови к органам и тканям, а следовательно, кислорода и питательных веществ. Также нарушается отток крови из тканей, что приводит к накоплению токсичных веществ, застойным явлениям.

В последние годы наблюдается возрастание частоты встречаемости хронической сердечной недостаточности. Так, в начале 2000 г. в мире регистрировалось в среднем 2–2,5% пациентов с хронической сердечной недостаточностью среди всех больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, однако прогноз предполагает увеличение их доли до 9–10% к 2025 г..

  1. 1. Самостоятельная работа с учебником и презентацией у учителя

Цель: выяснить особенности строения кровеносной системы в связи с выполняемыми ими функциями.

Прочитать (учебник, с 132-133, § 20) «Строение и функции кровеносных сосудов».

1. Ответьте на вопросы:

? какие кровеносные сосуды вы знаете?

? чем отличаются артерии и вены по строению? (рисунок 62)

? в чем особенности строения капилляров, для каких процессов это имеет значение?

Выполните задания.

Проверка задания.

Сосуды

Строение стенки сосуда

Функции сосуда

Артерии

Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови

Кровь течет от сердца

Вены

Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы

Кровь течет к сердцу

Капилляры

Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия

Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями


«Лимфатическая система»

Цель: выяснить особенности строения и значения второй транспортной системы человека.

Прочитать статью «Лимфатическая система» на странице 131-132.

Рассмотрите рисунок 61 учебника на стр. 131, найдите лимфатические узлы. Ответьте на вопросы:

? Какая основная функция лимфатической системы?

? Каким образом обеспечивается движение лимфы?

  1. Закрепление изученного материала.

Выполните тест (на слайде)

Ответы на тестовые вопросы:

1) Г; 2) Б; 3) В; 4) Г; 5) А.? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

7. Домашнее задание. Итоги урока.


Просмотр содержимого презентации
«Кровеносная система»

Биологический диктант А. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин. Б. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.  В. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека. Г. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел. Д. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин. Е. Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.  Ж. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов. 1. Иммунитет 2. Вакцина 3. Лейкоциты 4. Тромбоциты 5. Плазма 6. Эритроциты  7. Фагоцитоз 1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Е, 5-Ж, 6-А,7- Г

Биологический диктант

А. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин.

Б. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.

В. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека.

Г. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел.

Д. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин.

Е. Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.

Ж. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов.

1. Иммунитет

2. Вакцина

3. Лейкоциты

4. Тромбоциты

5. Плазма

6. Эритроциты

7. Фагоцитоз

1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Е, 5-Ж, 6-А,7- Г

Транспортные системы организма

Транспортные системы организма

Что мы узнаем? Органы кровеносной системы Строение и функции кровеносных сосудов Строение и функции лимфатической системы Чему мы научимся? Характеризовать транспортные системы организма.

Что мы узнаем?

Органы кровеносной системы

Строение и функции кровеносных сосудов

Строение и функции лимфатической системы

Чему мы научимся?

Характеризовать транспортные системы организма.

Транспортные системы

Транспортные системы

Эволюция позвоночных привела к совершенствованию механизма движения крови по сосудам; разделению артериального и венозного кровотоков, улучшению снабжения органов и тканей кислородом.

Эволюция позвоночных привела к совершенствованию механизма движения крови по сосудам; разделению артериального и венозного кровотоков, улучшению снабжения органов и тканей кислородом.

Кровообращение - непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов, за счет нагнетания крови в них сердцем. Кровообращение артерии Малый круг капилляры вены Большой круг  - движение крови по сосудам

Кровообращение - непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов, за счет нагнетания крови в них сердцем.

Кровообращение

артерии

Малый круг

капилляры

вены

Большой круг

- движение крови по сосудам

Все ли живые существа имеют кровь? да нет

Все ли живые существа имеют кровь?

да

нет

Строение и функции кровеносных сосудов. Сосуды Строение стенки сосуда Артерии Функции сосуда Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови Вены Кровь течет от сердца Капилляры Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы Кровь течет к сердцу Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями

Строение и функции кровеносных сосудов.

Сосуды

Строение стенки сосуда

Артерии

Функции сосуда

Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови

Вены

Кровь течет от сердца

Капилляры

Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы

Кровь течет к сердцу

Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия

Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями

Это интересно: Движение крови в теле таракана по единственному сосуду длится 25 минут У дождевого червя 4 сердца Кровь движется по аорте человека со скоростью 0,5 м\сек По составу плазма крови близка к морской воде Медленная прогулка помогает умственной работе

Это интересно:

Движение крови в теле таракана по единственному сосуду длится 25 минут

У дождевого червя 4 сердца

Кровь движется по аорте человека со скоростью 0,5 м\сек

По составу плазма крови близка к морской воде

Медленная прогулка помогает умственной работе

Все запомнили?  1. К транспортным системам в организме человека относятся: а) опорно-двигательная; б) кровеносная; в) дыхательная; г) лимфатическая и кровеносная.  2. Сосуды, несущие кровь к сердцу называются:  а) артерии; б) вены; в) капилляры; г) лимфатические сосуды. 3. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются: а) вены; б) капилляры; в) артерии; г) лимфатические сосуды. 4. В состав лимфатической системы входят: а) лимфоузлы; б) лимфатические сосуды и капилляры; в) грудной проток; г) все верно.  5. Лимфатическая система не выполняет функцию: а) доставка кислорода и питательных веществ к тканям и органам; б) создание иммунитета; в) возвращение в кровь белков, воды, солей, г) участвует во всасывании жиров из кишечника. 1) Г; 2) Б; 3) В; 4) Г; 5) А

Все запомнили?

1. К транспортным системам в организме человека относятся:

а) опорно-двигательная; б) кровеносная; в) дыхательная; г) лимфатическая и кровеносная.

2. Сосуды, несущие кровь к сердцу называются:

а) артерии; б) вены; в) капилляры; г) лимфатические сосуды.

3. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются:

а) вены; б) капилляры; в) артерии; г) лимфатические сосуды.

4. В состав лимфатической системы входят:

а) лимфоузлы; б) лимфатические сосуды и капилляры; в) грудной проток; г) все верно.

5. Лимфатическая система не выполняет функцию:

а) доставка кислорода и питательных веществ к тканям и органам;

б) создание иммунитета; в) возвращение в кровь белков, воды, солей,

г) участвует во всасывании жиров из кишечника.

1) Г; 2) Б; 3) В; 4) Г; 5) А

Исправьте заблуждения XVII в. Главный орган кровообращения – печень. Из печени кровь попадает в сердце. В легких кровь смешивается с воздухом. Кровь расходуется в органах . Уильям Гарвей (1578-1657), английский врач. Описал большой и малый круги кровообращения. У. Гарвей.

Исправьте заблуждения XVII в.

  • Главный орган кровообращения – печень.
  • Из печени кровь попадает в сердце.
  • В легких кровь смешивается с воздухом.
  • Кровь расходуется в органах .

Уильям Гарвей

(1578-1657), английский врач. Описал большой и малый круги кровообращения.

У. Гарвей.

Домашнее задание: § 20, вопросы в конце параграфа, Всем № 2, №3 – письменно. Задания к параграфу в рабочей тетради на п.о. Составьте схему взаимодействия основных компонентов внутренней среды организма. * Интересные факты о кровеносной системе животных. По желанию

Домашнее задание:

§ 20, вопросы в конце параграфа,

Всем

№ 2, №3 – письменно.

Задания к параграфу в рабочей тетради на п.о.

Составьте схему взаимодействия основных компонентов внутренней среды организма.

*

Интересные факты о кровеносной системе животных.

По желанию

Что мы узнали… Органы кровеносной системы Строение и функции кровеносных сосудов Строение и функции лимфатической системы Чему мы научились… Характеризовать транспортные системы организма.

Что мы узнали…

Органы кровеносной системы

Строение и функции кровеносных сосудов

Строение и функции лимфатической системы

Чему мы научились…

Характеризовать транспортные системы организма.

Спасибо за урок. Удачного дня.

Спасибо за урок.

Удачного дня.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Транспортные системы организма»

Автор: Янтыкова Елена Ринатовна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "топография человека(пособие по биологии ) "
    ["seo_title"] => string(46) "topoghrafiia-chielovieka-posobiie-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "222390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436256871"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Что такое система "
    ["seo_title"] => string(20) "chto-takoie-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "131111"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416076359"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тест по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» 7 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "tiest-po-tiemie-evoliutsiia-stroieniia-i-funktsii-orghanov-i-ikh-sistiem-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190184"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427117179"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Роль воды в жизнедеятельности растений. "
    ["seo_title"] => string(43) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "106528"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403026677"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства