kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинарское занятие по биологии для 9-10 классов "Биосинтез белка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1 Семинар по теме "Биосинтез белка"

Слайд №2 Целеполагание

Слайд№3 - 7 теоретическая часть.

Слайд 8 работа в группах: рассказать этапы биосинтеза, используя схему.

Слайд 9- 36 практическая часть: решение тестовых заданий уровня А,  В, С и их проверка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинарское занятие по биологии для 9-10 классов "Биосинтез белка" »

Семинар «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

Семинар «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

Цель:  чему мы должны научиться в ходе урока?

Цель: чему мы должны научиться в ходе урока?

Теоретическая часть

Теоретическая часть

термины

термины

  • Ген – это…
  • Триплет (кодон) – это…
  • Генетический код – это…
  • Транскрипция – это…
  • Трансляция – это…
Свойства генетического кода   Избыточен - …  Результат: …

Свойства генетического кода

  • Избыточен - …

Результат:

  • Специфичность – …
  • Универсальность – …
«Знаки препинания»

«Знаки препинания»

  • Промотор - триплет, кодон, который указывает на начало гена, с которого должен начаться синтез и-РНК, взаимодействует с РНК-полимеразой.
  • Терминатор – триплет, кодон, который указывает на конец последовательности генов, указывает на окончание синтеза и-РНК.
  • Триплет АУГ – знак начала трансляции, значит все белки начинаются с метионина-аминокислоты, которая кодируется этим триплетом. (есть исключения)
  • Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки окончания синтеза белка.
«Знаки препинания»

«Знаки препинания»

  • Промотор - …
  • Терминатор –…
  • Триплет АУГ – знак …
  • Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки …
Биосинтез белка 1 этап: Транскрипция 2 этап: Трансляция

Биосинтез белка

1 этап:

Транскрипция

2 этап:

Трансляция

тест

тест

1. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплиментарности присоединяются триплеты:   1) тРНК; 2) рРНК; 3) белка; 4) ДНК

1. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплиментарности присоединяются триплеты:

1) тРНК;

2) рРНК;

3) белка;

4) ДНК

2. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка?    1) 100; 2) 300; 3) 900; 4) 1500

2. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка?

1) 100;

2) 300;

3) 900;

4) 1500

3. Пластический обмен в клетке характеризуется:  1. перевариванием пищи;  2. всасыванием питательных веществ в кровь;  3. распадом органических веществ с освобождением энергии;  4. образованием органических веществ с накоплением в них энергии.

3. Пластический обмен в клетке характеризуется: 1. перевариванием пищи; 2. всасыванием питательных веществ в кровь; 3. распадом органических веществ с освобождением энергии; 4. образованием органических веществ с накоплением в них энергии.

4. Последовательность нуклеотидов ДНК, определяющая последовательность аминокислот в полипептидной цепи, - это:  1) генотип;  3) хромосома;  2) геном;  4) генетический код.

4. Последовательность нуклеотидов ДНК, определяющая последовательность аминокислот в полипептидной цепи, - это: 1) генотип; 3) хромосома; 2) геном; 4) генетический код.

5. Специфичность генетического кода означает, что:  1) генетический код у всех организмов одинаков;  2) каждый триплет кодирует только одну аминокислоту;  3) каждая аминокислота кодируется только одним триплетом;  4) разные триплеты не могут кодировать одну и ту же аминокислоту.

5. Специфичность генетического кода означает, что: 1) генетический код у всех организмов одинаков; 2) каждый триплет кодирует только одну аминокислоту; 3) каждая аминокислота кодируется только одним триплетом; 4) разные триплеты не могут кодировать одну и ту же аминокислоту.

6. Универсальность генетического кода заключается в том, что:  1) один триплет может кодировать разные аминокислоты;  2) одна аминокислота может кодироваться разными триплетами;  3) один триплет кодирует одну и ту же кислоту у разных организмов;  4) между генами есть «знаки препинания».

6. Универсальность генетического кода заключается в том, что: 1) один триплет может кодировать разные аминокислоты; 2) одна аминокислота может кодироваться разными триплетами; 3) один триплет кодирует одну и ту же кислоту у разных организмов; 4) между генами есть «знаки препинания».

7. Сколько нуклеотидов содержит участок ДНК, кодирую­щий белок, состоящий из 90 аминокислот?  1) 30;  3)180;  2) 90;  4) 270.

7. Сколько нуклеотидов содержит участок ДНК, кодирую­щий белок, состоящий из 90 аминокислот? 1) 30; 3)180; 2) 90; 4) 270.

8. Процесс синтеза молекулы  И - РНК на матрице ДНК назы­вается:  1) трансляцией;  2)репликацией;  3) транскрипцией;   4) конъюгацией.

8. Процесс синтеза молекулы И - РНК на матрице ДНК назы­вается: 1) трансляцией; 2)репликацией; 3) транскрипцией; 4) конъюгацией.

9. Триплету ГАЦ на ДНК соответствует триплет на иРНК:  1) ЦТГ;  3) ЦУГ;  2) ГАЦ;  4) ЦАГ.

9. Триплету ГАЦ на ДНК соответствует триплет на иРНК: 1) ЦТГ; 3) ЦУГ; 2) ГАЦ; 4) ЦАГ.

10. Информация о первичной структуре белка переписы­вается с молекулы ДНК на молекулу:  1) р РНК;  3) тРНК;  2) и РНК;  4) АТФ.

10. Информация о первичной структуре белка переписы­вается с молекулы ДНК на молекулу: 1) р РНК; 3) тРНК; 2) и РНК; 4) АТФ.

11. В результате транскрипции образуются молекулы:  1) ДНК;  3) белка;  2) и РНК;  4) АТФ.

11. В результате транскрипции образуются молекулы: 1) ДНК; 3) белка; 2) и РНК; 4) АТФ.

12. Для процесса трансляции необходимо наличие:  1) ДНК и рибосом;   2) иРНК и лизосом;  3) и РНК и рибосом;   4) лизосом и ДНК.

12. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) ДНК и рибосом; 2) иРНК и лизосом; 3) и РНК и рибосом; 4) лизосом и ДНК.

13. Матрицей для синтеза транспортной РНК является:  1) ДНК;  3) белок;  2) и РНК;  4) АТФ.

13. Матрицей для синтеза транспортной РНК является: 1) ДНК; 3) белок; 2) и РНК; 4) АТФ.

14. Для процесса трансляции необходимо наличие:  1) матрицы ДНК;  4) хлорофилла;  2) матрицы иРНК;  5) т РНК;  3} аминокислот;  6) кислорода.

14. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) матрицы ДНК; 4) хлорофилла; 2) матрицы иРНК; 5) т РНК; 3} аминокислот; 6) кислорода.

15. В ходе пластического обмена происходит:  1) переваривание пищи;  2) синтез полипептидной цепи;  3) образование углеводов из углекислого газа и воды;  4) гликолиз;  5) кислородное расщепление пировиноградной кислоты;  6) синтез нуклеиновых кислот из нуклеотидов.

15. В ходе пластического обмена происходит: 1) переваривание пищи; 2) синтез полипептидной цепи; 3) образование углеводов из углекислого газа и воды; 4) гликолиз; 5) кислородное расщепление пировиноградной кислоты; 6) синтез нуклеиновых кислот из нуклеотидов.

16. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации:  А)  присоединение рибосомы к иРНК;  Б) образование пептидной связи между аминокислотами;  В) поступление иРНК в цитоплазму;  Г)транскрипция;  Д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.   

16. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации: А) присоединение рибосомы к иРНК; Б) образование пептидной связи между аминокислотами; В) поступление иРНК в цитоплазму; Г)транскрипция; Д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.  

17. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации:  а) двойная спираль ДНК раскручивается;  Б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет ну­клеотиды;  в)молекула и РНК поступает в цитоплазму;  Г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК;  Д) иРНК связывается с рибосомой.

17. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации: а) двойная спираль ДНК раскручивается; Б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет ну­клеотиды; в)молекула и РНК поступает в цитоплазму; Г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК; Д) иРНК связывается с рибосомой.

18. Установите последовательность процессов синтеза бел­ка на рибосомах:  а) отрыв аминокислоты от тРНК;  Б) перемещение тРНК с аминокислотой к активному центру рибо­сомы;  в) образование водородных связей между антикодонами т РНК и кодонами и РНК;  Г) присоединение аминокислоты к т РНК с помощью фермента;  Д) поступление аминокислот в клетку.

18. Установите последовательность процессов синтеза бел­ка на рибосомах: а) отрыв аминокислоты от тРНК; Б) перемещение тРНК с аминокислотой к активному центру рибо­сомы; в) образование водородных связей между антикодонами т РНК и кодонами и РНК; Г) присоединение аминокислоты к т РНК с помощью фермента; Д) поступление аминокислот в клетку.

19.ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ в6 -14,15

19.ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ в6 -14,15

20. Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Опреде­лите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

20. Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Опреде­лите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

Решение .  Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокисло­ту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот.  Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэто­му участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов.  Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указан­ный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов.  Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

Решение . Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокисло­ту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот. Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэто­му участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов. Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указан­ный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов. Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

21. Задача 2. Белок состоит из 200 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты - 110, а нуклеоти­да - 300. Ответ поясните.   

21. Задача 2. Белок состоит из 200 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты - 110, а нуклеоти­да - 300. Ответ поясните.  

Решение.  Средняя масса аминокислоты - 110, количество аминокислот  в белке - 200, следовательно, молекулярная масса белка 110x200 = 22000.  Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, сле­довательно, количество нуклеотидов в указанном участке гена 200 х 3 = 600.  Молекулярная масса участка гена составляет 600 х 300 = 180000.  180000 / 22000 = 8,2, т. е. молекулярная масса участка гена в 8,2 раза больше молекулярной массы кодируемого белка.  Ответ: в 8,2 раза.

Решение. Средняя масса аминокислоты - 110, количество аминокислот в белке - 200, следовательно, молекулярная масса белка 110x200 = 22000. Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, сле­довательно, количество нуклеотидов в указанном участке гена 200 х 3 = 600. Молекулярная масса участка гена составляет 600 х 300 = 180000. 180000 / 22000 = 8,2, т. е. молекулярная масса участка гена в 8,2 раза больше молекулярной массы кодируемого белка. Ответ: в 8,2 раза.

22. Задача 3. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

22. Задача 3. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

23. Задача 4. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нукле­отидов: ГАЦЦГАТГТАТГАГА. Каким станет начало цепочки, если под влиянием облучения четвертый нуклеотид окажется выби­тым из молекулы ДНК? Как это отразится на свойствах синтези­руемого белка?

23. Задача 4. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нукле­отидов: ГАЦЦГАТГТАТГАГА. Каким станет начало цепочки, если под влиянием облучения четвертый нуклеотид окажется выби­тым из молекулы ДНК? Как это отразится на свойствах синтези­руемого белка?

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Семинарское занятие по биологии для 9-10 классов "Биосинтез белка"

Автор: Уманец Ольга Алексеевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 239022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства