Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»
Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»
На основе материалов опубликованных Учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет естествознания, используя План-конспект урока по биологии 11 класса на тему«Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»» Минск, 2016 была создана данная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»»
Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»
презентация подготовленна учителем биологии Курта О.В. МБОУ СОШ 189
Задача. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество рысей выживет в лесу с биомассой 10950 тонн в год, если количество доступной пищи 0,1%.
Решение:
1) определяем доступную пищу
10950 т - 100%
х - 0,1%
х = 10,95 т = 10950 кг
2) определяем количество пищи для одной рыси в год
365 · 5 кг = 1825 кг
3) определяем количество рысей в лесу
10950 кг / 1825 кг = 6 рысей
Задача. В 1 кг массы синиц – К 2 содержится 4000 ккал энергии, КПД фотосинтеза в лесу составляет 1%. Какое максимальное количество птиц со средней массой 20 г сможет прокормиться в сообществе, на поверхность которого поступает 2∙10 7 ккал солнечной энергии.
Решение:
1) определяем энергию продуцентов
20000000 ккал - 100%
х - 1%
х = 200000 ккал
2) согласно правилу Линдемана определяем энергию синиц
П К 1 К 2
200000 20000 2000
К 2 = 2000 ккал
3) находим биомассу синиц
1 кг - 4000 ккал
х кг - 2000 ккал
х = 0,5 кг
4) находим количество синиц
500 г / 20 г = 25 синиц в сообществе
Задача. Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,02% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 15%.
Решение 1) Определяем биомассу мышей 80 кг – 100% х – 15% х= 12 кг 2) Рассчитываем весь урожай зерна 12 кг – 0,02% х – 100% х = 60000 кг 3) Определяем оставшийся урожай 60000 – 80 = 59920 кг
Задача. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%.
Решение 1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы 4 кг – 20% х – 100% х= 20 кг 2) Рассчитываем биомассу яблок 20 кг – 25% х – 100% х = 80 кг 3) Определяем оставшийся урожай яблок 80 – 20 = 60 кг
Задача. Известно, что в мелком водоеме в течение года образовалось 15 кг чистой первичной продукции. Каждый грамм такой биомассы содержит 20 ккал энергии. Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать хищники 2-го порядка данного водоема .
Решение
1 ) Определяем энергию продуцентов: 1 г – 20 ккал
15000 г –х ккал
х = 300000 ккал
2) Согласно правилу Линдемана определяем запас энергии соответственно у консументов третьего порядка, т. е. хищников 2-го порядка в водоеме:
К 1 – 30000 ккал
К 2 – 3000 ккал
К 3 – 300 ккал
Список литературы для учителя :
1. Биология : учеб. для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с руз. яз. обуч. / С. С. Маглыш, А. Е. Каревский ; под ред. С. С. Маглыш– Минск : Народная асвета, 2010. – 231 с. : ил.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет естествознания План-конспект урока по биологии 11 класса на тему
«Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»» Минск, 2016