Презентация на тему "Экология как наука" для студентов 1 курса колледжа
Презентация на тему "Экология как наука" для студентов 1 курса колледжа
Презентация на тему "Экология как наука" предназначена для студентов 1 курса колледжа, начинающих изучать эту дисциплину. В презентации приводится объект науки, ее задачи и методы, вклад в науку ученых и исследователей от Аристотеля до Вернадского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Экология как наука" для студентов 1 курса колледжа»
Экология как наука.История развития экологии.
Цели урока: дать представление об экологии как науке; познакомить с историей развития экологии; показать роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;
Рекомендуемая литература
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М., 2014.
Экология – (oikos– дом, жилище иlogos– знание, учение) - это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.
Термин предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г.
«Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
Эрнст Геккель (1834 - 1919) разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гаструлы) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.
Объект изучения экологии
Живые организмы и их взаимоотношения со средой обитания.
Задачи экологии
1.
2.
3.
4.
5.
Методы экологии
Метод – путь познания
Наблюдение и описание
Метод – путь познания
Наблюдение и описание
Структура экологии
Экология
Общая экология
Экология
Общая экология
История развития экологии
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: миграции, зимней спячке, способах самозащиты и т. д.
Теофраст Эрезийский (371 – 280 гг. до н.э.), ученик и друг Аристотеля , «отец ботаники», привёл сведения о зависимости формы и роста живых организмов и растений от разных условий, почвы и климата.
А. Чезальпино, Д. Рэй, Ж. Турнефф исследовали зависимость развития растений от условий произрастания и возделывания. Аналогичные сведения накапливались и о поведении, повадках, образе жизни животных.
Описание жизни животных и растений получило название «естественной истории» организмов. В 19 веке известный французский естествоиспытатель Ж. Бюффон выпустил 44 тома «Естественной истории», где он впервые утверждал, что влияние условий может стать причиной изменения «вырождения» самих видов.
Карл Линней (1707–1778 г.г.) – ввел понятие «биологический вид»
Жан Батист Ламарк (1744–1829 г.г.) - первым высказал мысль о том, что все живое и неживое на планете составляет единое целое - биосферу
Томас Мальтус (1766–1834 г.г.) - автор теории, согласно которой, неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле
Чарльз Дарвин (1809–1882 г.г.) определил основные факторы эволюции органического мира:
1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…» 1871 г. – «Происхождение человека»
1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…»
1871 г. – «Происхождение человека»
Карл Август Мёбиус (1825 - 1098) – выдвинул концепцию биоценоза – природного сообщества
Александр фон Гумбольдт (1769 - 1859) – положил начало развитию биогеографии
Карл Францевич Рулье (1814 - 1858) – положил начало изучению жизненных форм в животном мире, первый обратил внимание на сходство внешнего строения у разных видов ведущих сходный образ жизни в той или иной среде («водные», «воздушные» и т.д.)
Степан Петрович Крашенинников (1711 -1755),
Иван Иванович Лепехин (1740 - 1802),
Петер Симон Паллас (1741 - 1811) –
В трудах этих исследователей живой природы указывалось на связь изменения климата, растительности и животного мира на обширных пространствах страны.
Василий Васильевич Докучаев (1846–1903 г.г.) – основоположник почвоведения, создал теорию почвообразовательного процесса
Владимир Иванович Вернадский (1864 – 1945) – развил идеи Ламарка и создал целостное учение о биосфере .
Биосфера – это глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса веществ и энергии.
Артур Тенсли (1871 - 1955) – ввел понятие «экосистема»
Владимир Николаевич Сукачёв (1908 - 1967) – создал учение о биогеоценозах – однородных наземных экосистемах
Георгий Францевич Гаузе (1910 - 1986) – сформулировал основные положения экологической ниши
Юджин Одум (1913 - 2002), автор классичес-кого труда «Экология», который до сих пор является актуальным по теории экологии
Никита Николаевич Моисеев (1917 - 2000), книге "Быть или не быть человечеству?"он придавал исключительно важное значение. Академик был убежден: если не принять срочных - в масштабе всей планеты - мер, то уже в середине будущего века может разразиться глобальная экологическая катастрофа, чреватая гибелью всего рода человеческого.
Николай Федорович Реймерс (1931 - 1993), советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела в СССР. Доктор биологических наук, профессор