kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку биологии 9 класс "Эволюция человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Эволюция человека" для урока биологии в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 9 класс "Эволюция человека"»

Происхождение человека «Наследие это слагается из биологических корней как в строение человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своем доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть.» Б. Кемпбелл Работу выполнила учитель МОУ-СОШ п. Сазоново Аткарского района Саратовской области Горелова Ирина Владимировна

Происхождение человека

«Наследие это слагается из биологических корней как в строение человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своем доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть.»

Б. Кемпбелл

Работу выполнила

учитель МОУ-СОШ п. Сазоново

Аткарского района Саратовской области

Горелова Ирина Владимировна

Презентация по разделу: «Происхождение человека» .

Презентация по разделу: «Происхождение человека» .

  • Биология 11 класс по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (профильный уровень).
  • 1)Положение человека в системе животного мира.
  • 2) Эволюция приматов
  • 3) Стадии эволюции человека
  • 4) Современный этап эволюции человека
Цели изучения раздела «Происхождение человека»:   Показать место человека в системе органического мира. Показать биосоциальную сущность человека. Познакомиться с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов.  Основные задачи:

Цели изучения раздела «Происхождение человека»:

  • Показать место человека в системе органического мира.
  • Показать биосоциальную сущность человека.
  • Познакомиться с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов.

Основные задачи:

  • Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции;
  • Развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;
  • Содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.
В XVIII веке К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной.

В XVIII веке К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной.

Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.

Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.

Крупнейшим событием в понимание истории человека как вида стала работа Чарльза  Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Крупнейшим событием в понимание истории человека как вида стала работа Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Антропология (от греч. Anthropos – человек) – это отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, закономерностям социальным.

Антропология (от греч. Anthropos – человек) – это отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, закономерностям социальным.

Место человека в системе органического мира Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы (Primates – князья) Семейство Гоминиды (Люди) Род Человек Вид Человек Разумный (Homo sapiens)

Место человека в системе органического мира

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы (Primates – князья)

Семейство Гоминиды (Люди)

Род Человек

Вид Человек Разумный (Homo sapiens)

Эволюция приматов Насекомоядные млекопитающие Отряд приматы Гиббоны 2) Орангутаны 3) Дриопитеки  Гориллы Шимпанзе Человек

Эволюция приматов

Насекомоядные млекопитающие

Отряд приматы

  • Гиббоны 2) Орангутаны 3) Дриопитеки

Гориллы Шимпанзе Человек

Отличие человека от животных

Отличие человека от животных

  • Вертикальное положение туловища
  • Способность передвигаться на двух конечностях
  • Передние конечности приспособлены для хватания
  • Большой объем мозга
  • Двойная сводчатость стопы
  • Умение изготавливать и использовать орудия труда
Сходство человека с животными  ( человек произошел от общего с человекообразными обезьянами предка)

Сходство человека с животными ( человек произошел от общего с человекообразными обезьянами предка)

  • Общий план строения систем органов, отделов скелета
  • Сходства зародышей
  • Наличие рудиментов(копчик, аппендикс, третье веко)
  • Наличие атавизмов( многососковость, волосатость, появление хвоста)
  • Состав крови
  • Хромосомный набор в клетке(человек-46, шимпанзе-48)
  • Общие болезни и паразиты
  • Наличие ногтей на пальцах

Гипотезы происхождения человека

Гипотеза мультирегионального происхождения неантропа- гипотеза параллельной эволюции палеоантропов(или даже архантропов) до неоантропов на разных континентах Старого Света. Современные большие расы человека выводятся при этом от разных видов палеоантропов( или даже архантропов).

Сторонники гипотезы обращают внимание на следующие факты:

1) значительное расселение представителей каждой стадии антропогенеза в Старом Свете и дифференциация местных форм( подвидов) в разных регионах Европы, Азии и Африки;

2) наличие у представителей древних территориальных групп специфических особенностей строения, которые в некоторых случаях прослеживаются в данном регионе от стадии архантропа до неантропа( например, уже у синантропов в Юго-Восточной Азии была выражена особая « лопатообразная» форма верхних резцов, которая характерна и для представителей современной монголоидной расы);

3) Частая встречаемость явлений параллельной эволюции, аргументированная фактами филогенеза различных групп организмов;

4) равномерное и параллельное развитие культуры (по археологическим данным) на всей территории Старого Света; при этом не наблюдалось резких и внезапных изменений культуры, которых следовало бы ожидать при вытеснении, например, классических неандертальцев кроманьонцами, вторгшимися в Западную Европу, напротив, повсеместно среднепалеолитическая культура постепенно преобразуется в верхнепалеолитическую

Гипотеза африканского происхождения человека – гипотеза, согласно которой ареал возникновения человека находится в Африке. Авторы данной гипотезы, известные археологи – семья Лики, выдвинули ее, основываясь на находках в Олдувайском ущелье на севере Танзании, давших название Олдувайской культуре, и в Кооби Фория в Эфиопии.

Современные люди Палеоантропы Схема основных этапов эволюции человека Архантропы Австралопитековые

Современные люди

Палеоантропы

Схема основных этапов эволюции человека

Архантропы

Австралопитековые

Основные этапы эволюции человека Древнейшие люди ( 1 млн – 400 тыс. лет) Питекантроп ( остров Ява), Синантроп (Китай), Гейдельбергский человек ( Европа) 1. Имели черты и обезьяны и человека Покатый лоб, объем мозга 900 – 1200 см3; Лобные и височные доли развиты лучше, чем у обезьян; Хороший слух; Челюсти выдвинуты вперед; Нет подбородочного выступа. 2. Жили первобытным стадом, жилищ не было. 3. Изготавливали орудия труда (скрепки, сверла), пользовались огнем

Основные этапы эволюции человека

Древнейшие люди ( 1 млн – 400 тыс. лет)

Питекантроп ( остров Ява), Синантроп (Китай), Гейдельбергский человек ( Европа)

1. Имели черты и обезьяны и человека

  • Покатый лоб, объем мозга 900 – 1200 см3;
  • Лобные и височные доли развиты лучше, чем у обезьян;
  • Хороший слух;
  • Челюсти выдвинуты вперед;
  • Нет подбородочного выступа.

2. Жили первобытным стадом, жилищ не было.

3. Изготавливали орудия труда (скрепки, сверла), пользовались огнем

Питекантроп Гейдельбергский человек

Питекантроп

Гейдельбергский человек

Древние люди ( 250 -150 тыс. лет)   Неандертальцы Внешний вид: Ходили согнувшись, рост 155-158 см; Низкий скошенный лоб, объем мозга 1400 см3; Челюсть без подбородочного выступа. 2. Жили группами 50-100 человек, общение – зачатки речи, жесты. 3. Изготовляли орудия труда из кости, занимались охотой и собирательством, одевались в шкуры

Древние люди ( 250 -150 тыс. лет)

Неандертальцы

  • Внешний вид:
  • Ходили согнувшись, рост 155-158 см;
  • Низкий скошенный лоб, объем мозга 1400 см3;
  • Челюсть без подбородочного выступа.

2. Жили группами 50-100 человек, общение – зачатки речи, жесты.

3. Изготовляли орудия труда из кости, занимались охотой и собирательством, одевались в шкуры

Неандертальцы

Неандертальцы

Первые современные люди  ( 40 тыс. лет)   Кроманьонцы Внешний вид: Высокий прямой лоб, объем мозга 1600 см3; Отсутствие сплошного надглазничного валика; Развитый подбородочный выступ (речь); Рост 180 см 2. Жили в жилищах родовыми общинами; Одежда из шкур; Приручение животных, земледелие; Зарождение религии; Наскальные рисунки. 3. Орудия труда каменные (наконечник, гарпун); из рога (копье); умели сверлить, занимались гончарным делом

Первые современные люди ( 40 тыс. лет)

Кроманьонцы

  • Внешний вид:
  • Высокий прямой лоб, объем мозга 1600 см3;
  • Отсутствие сплошного надглазничного валика;
  • Развитый подбородочный выступ (речь);
  • Рост 180 см

2. Жили в жилищах родовыми общинами;

  • Одежда из шкур;
  • Приручение животных, земледелие;
  • Зарождение религии;
  • Наскальные рисунки.

3. Орудия труда каменные (наконечник, гарпун); из рога (копье); умели сверлить, занимались гончарным делом

Кроманьонцы

Кроманьонцы

Расы – исторически сложившиеся группы людей, характеризующие общность наследственных особенностей (цвет кожи, глаз, волос, разрез глаза, строение век)

Расы – исторически сложившиеся группы людей, характеризующие общность наследственных особенностей (цвет кожи, глаз, волос, разрез глаза, строение век)

Три основные расы 1)Негроидная Черная кожа Черные волосы  спиральнозавитые

Три основные расы

1)Негроидная

  • Черная кожа
  • Черные волосы

спиральнозавитые

  • Толстые губы
  • Плоский нос
  • Карие глаза
2)Европеоидная

2)Европеоидная

  • Розоватая кожа
  • Волнистые или прямые волосы
  • Губы средней толщины
  • Нос узкий
  • Небольшая ширина лба
3)Монголоидная

3)Монголоидная

  • Кожа смуглая, желтоватого оттенка
  • Волосы черные прямые
  • Лицо плоское
  • Нос широкий
  • Глаза темно-карие
  • Косой разрез глаз
  • Рост ниже среднего
Тест «Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы» Человека относят к классу млекопитающих, так как у него Ответ: Есть диафрагма, потовые и млечные железы 2. Человек в системе органического мира представляет Ответ: Особый вид, который входит в отряд приматов класса млекопитающих царства животных 3. Рождение людей с большим числом сосков – пример Ответ: Атавизма 4. Наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии развития человека свидетельствует о Ответ: Происхождении человека от животных

Тест «Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы»

  • Человека относят к классу млекопитающих, так как у него

Ответ: Есть диафрагма, потовые и млечные железы

2. Человек в системе органического мира представляет

Ответ: Особый вид, который входит в отряд приматов класса млекопитающих царства животных

3. Рождение людей с большим числом сосков – пример

Ответ: Атавизма

4. Наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии развития человека свидетельствует о

Ответ: Происхождении человека от животных

5 . Под воздействие биологических и социальных факторов происходила эволюция предков Ответ: человека 6. На ранних этапах эволюции человека под и контролем биологических факторов происходило формирование Ответ: особенности его строения и жизнедеятельности 7. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование Ответ: сводчатой стопы 8. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относится к факторам эволюции Ответ: социальным

5 . Под воздействие биологических и социальных факторов происходила эволюция предков

Ответ: человека

6. На ранних этапах эволюции человека под и контролем биологических факторов происходило формирование

Ответ: особенности его строения и жизнедеятельности

7. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование

Ответ: сводчатой стопы

8. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относится к факторам эволюции

Ответ: социальным

9. Под влиянием каких социальных факторов происходило эволюция человека? Ответ: письменности и искусства 10. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым, способствовала Ответ: развитию мышления 11. Чему способствовало появления прямохождения у предков человека? Ответ: освобождению руки 12. Сходства человека и млекопитающих животных свидетельствует о их Ответ: родстве и общем плане строения

9. Под влиянием каких социальных факторов происходило эволюция человека?

Ответ: письменности и искусства

10. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым, способствовала

Ответ: развитию мышления

11. Чему способствовало появления прямохождения у предков человека?

Ответ: освобождению руки

12. Сходства человека и млекопитающих животных свидетельствует о их

Ответ: родстве и общем плане строения

13. Человек в отличие от млекопитающих животных Ответ: мыслит абстрактно 14. Чем отличается череп человека от черепа других млекопитающих? Ответ: более развитой мозговой частью 15. Какие центры в головном мозге человека появились в процессе эволюции? Ответ: речевые 16. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к Ответ: жизни в различных природных условиях 17. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи? Ответ: Предохранения от ультрафиолетовых лучей 18. О единстве, родстве человеческих раз свидетельствует Ответ: одинаковый набор хромосом, сходства их строения

13. Человек в отличие от млекопитающих животных

Ответ: мыслит абстрактно

14. Чем отличается череп человека от черепа других млекопитающих?

Ответ: более развитой мозговой частью

15. Какие центры в головном мозге человека появились в процессе эволюции?

Ответ: речевые

16. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

Ответ: жизни в различных природных условиях

17. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

Ответ: Предохранения от ультрафиолетовых лучей

18. О единстве, родстве человеческих раз свидетельствует

Ответ: одинаковый набор хромосом, сходства их строения

Выводы:

Выводы:

  • 40-50 тыс. лет назад появился вид человек разумный - Homo sapiens
  • Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологический факторов и приобрела социальный характер
  • Все современное человечество принадлежит к одному виду
  • Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходство строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас
  • Ведущую роль в эволюции человечества стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам
Литература 1) Биология. Общая биология. Профильный уровень .11 класс : Б63 учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Захарова В., С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова .- 5-е издание , стереотип.- М.: Дрофа, 2010.- 283, [ 5] c.: ил. 2)Биология в схемах и таблицах/ А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2012.- 352 с.- (наглядно и доступно). 3) Универсальный материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии 2009, 2010, 2011 Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова Портрет Линнея- http ://yandex.ru/images/search?text=линней&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F6%2F68%2FCarl_von_Linn%25C3%25A9.jpg%2F240px-Carl_von_Linn%25C3%25A9.jpg&pos=3&rpt=simage&pin=1&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768  . Портрет Ламарка- http ://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=ламарк&img_url=http%3A%2F%2Fogigia.altervista.org%2FSezioni%2FEcologia%2FLamarck.gif&pos=6&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1419410024811&pin=1 Портрет Дарвина- http ://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=дарвин&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F4%2F45%2FCharles_Darwin_1880.jpg%2F220px-Charles_Darwin_1880.jpg&pos=2&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_= 1419410100185&pin=1

Литература

1) Биология. Общая биология. Профильный уровень .11 класс : Б63 учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Захарова В., С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова .- 5-е издание , стереотип.- М.: Дрофа, 2010.- 283, [ 5] c.: ил.

2)Биология в схемах и таблицах/ А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2012.- 352 с.- (наглядно и доступно).

3) Универсальный материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии 2009, 2010, 2011 Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова

Портрет Линнея- http ://yandex.ru/images/search?text=линней&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F6%2F68%2FCarl_von_Linn%25C3%25A9.jpg%2F240px-Carl_von_Linn%25C3%25A9.jpg&pos=3&rpt=simage&pin=1&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768 . Портрет Ламарка- http ://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=ламарк&img_url=http%3A%2F%2Fogigia.altervista.org%2FSezioni%2FEcologia%2FLamarck.gif&pos=6&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1419410024811&pin=1 Портрет Дарвина- http ://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=дарвин&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F4%2F45%2FCharles_Darwin_1880.jpg%2F220px-Charles_Darwin_1880.jpg&pos=2&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-670-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_= 1419410100185&pin=1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку биологии 9 класс "Эволюция человека"

Автор: Горелова Ирина Владимировна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Происхождение и эволюция человека "
    ["seo_title"] => string(43) "proiskhozhdieniie-i-evoliutsiia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241584"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445270910"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "презентация для урока "Эволюция человека" "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-dlia-uroka-evoliutsiia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "127963"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415390211"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "урок по биологии "Класс черви" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-biologhii-klass-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "102050"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства