Разработка темы " Жизнь растений" и презинтация урока "Прорастание семян". Ипользую на уроке в 6 классе по прграмме В. В. Пасечника. Помогает ребятам лучше понять при каких условиях прорастают семена, Впрезентации используется наглядность. В заключении урока проводится тест позволяющтй оценить степень усвоения материала,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока " Прорастание семян" »
«Прежде всего, и внимательнее всего изучайте биологию. Это изумительная наука, знаете… Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»
М. Горький
Методическая разработка раздела образовательной программы курса биологии 6 класса по учебнику В.В.Пасечника темы «Жизнь растений.»
Выполнила: Жеглова Е.А.
г.Н.Новгород, 20 10 г.
Общие сведения о школе
МОУ СОШ №6
Адрес:
603111 г. Нижний Новгород, Челюскинцев, д. 24, т. 297-20-50
Общие сведения об учителе
Жеглова
Елена Александровна
Педагогический стаж – 20 лет
Первая квалификационная категория
Диплом ГГПИ им. М. Горького. – 1990 год
Содержание
Пояснительная записка
Цели, задачи раздела
Психолого-педагогическое обоснование
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Используемые методы, приемы, формы
организации деятельности
Поурочное планирование по разделу
Методическая разработка урока
Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Биология 6-11» под редакцией
В.В.Пасечника
На изучение темы « Жизнь растений» в 6 классе отводится 8 часов учебного времени.
За это время у учащихся должны быть сформированы знания об основных процессах жизнедеятельности растений: питании, взаимосвязи и различии процессов фотосинтеза и дыхания, роста и развития растения ; ребята знакомятся со способами размножения растений в природе и в сельском хозяйстве; также у учащихся формируются практические навыки: определение всхожести семян , правильное высевание семян, создание условий, необходимых для роста и развития растений, проведение искусственного опыления и размножения растений.
Учебная программа базового курса « Биология» для 6 класса вторая ступень обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта базового уровня общего образования.
Актуальность выбранной темы
Как показывает практика в настоящее время особый интерес у ребят вызывает практическое применение знаний полученных на уроках биологии. В теме «Жизнь растений» учащиеся знакомятся не только с процессами жизнедеятельности растений, но и как применять эти знания на практике: определение всхожести семян, высадка семян в почву, условия выращивания растений, проведение искусственного опыления и размножение растений.
Цель работы
формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и навыках;
развитие познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей личности в процессе самостоятельного приобретения биологических знанийс использованием различных источников информации;
воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознанияи элементу общечеловеческой культуры.
Задачи
Обучающие:
сформировать у учащихся знания об основных процессах жизнедеятельности растений;
углубить, обобщить, расширить знания учащихся;
научить учащихся определять всхожесть семян, создавать условия необходимые для роста и развития растений, выращивать и размножать растения, ухаживать за ними.
аргументировано защищать свою точку зрения.
Задачи
Развивающие:
способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований ;
продолжить формировать умения наблюдать и делать выводы, грамотно и красиво оформлять свою работу;
развивать воображение и фантазию, умение слушатьпри объяснении учителя;
формировать самостоятельность, гибкость, глубину и критичность мышления, творческие и индивидуальные способности учащихся;
формировать коммуникативные навыки.
Задачи
Воспитательные:
формировать положительные отношения к знаниямпо биологии, эксперименту;
воспитывать аккуратности в работе,работе в группах и индивидуально;
привитие высоких нравственных принципов;
воспитывать такие качества личности учащегося,как требовательность к себе, критическое отношениек результатам своей работы, настойчивостьв достижении цели;
развивать чувство самокритичности и самоконтроля.
Технологии преподавания темы
Дифференцированное
обучение
Критическое мышление
Исследовательский
подход
Информационные
Здоровьесберегающие
Проблемно-поисковый
подход
Личностно-ориентированный
подход
Психолого-педагогическое обоснование
Шестиклассник
Характеризуется
Рост познава-тельной
активности и
любозна-тельности
Способность
к самостоя-тельному творческому
мышлению, рассуждению,
сравнению, обобщению
Развитие
познава-тельных
интересов
Развитие
смысловой
логической памяти,
понятийного
мышления
Развитие
самосозна
ния
и самооценки
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Умение различать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза; закладывать и проводить опыты и наблюдения ; ОТЛИЧАТЬ МИНЕРАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА,
Учащиеся должны уметь: ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛАБОРТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ; ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ИСПОЛЬЗУЯ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ.
2
УМЕНИЕ ОРЕДЕЛЯТЬ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН,ВЫДЕЛЯТЬ ТЕПЛОЛЮБИВЫЕ И ХОЛОДОСТОЙКИЕ РАСТЕНИЯ,А ТАКЖЕ ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЙЕССА ПРОРАСТАНИЯСЕМЯН ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ.
1
3
Учащиеся
должны уметь
4
5
УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ.
Выработка практического умения размножать растения и ухаживать за ними.
14
14
Формы организации деятельности
Индивидуальная работа
Работа в парах
Формы организации деятельности
Групповая работа
Фронтальная работа
Индуктивные
Практические
Дедуктивные
Наглядные
Репродуктивные
Методы обучения
Словесные
Проблемно-поисковые
Устного и письменного контроля и самоконтроля
Стимулирование интереса к учению
Поурочное планирование темы «Жизнь растений»
Составлено в соответствии
с программой
курса биологиидля 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений
автор В.В.Пасечник
(2009 год)
Поурочное планирование темы
«Жизнь растений»
ТЕМА 6: «Жизнь растений» (8 часов)
1
2
Химический состав растений. Минеральное питание растений.
Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды.
3
1 час
§32-33
1 час
Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю.
4
§34-36, (заполнить таблицу.)
Прорастание семян.
1 час
5
Растительный организм как единое целое.
§37
1 час
6
Размножение споровых и голосеменных растений.
§38 (задание 139,141 раб.тетрадь)
1 час
«Передвижение минеральных и органических веществ» - демонстрация.
7
§39
П.р. « Прорастание семян» -демонстрация.
1 час
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
8
§40-42
Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.
Цель урока: Изучить процесс и разнообразие способов прорастания семян, а также выяснить условия, обеспечивающие этот процесс в жизненном цикле высших растений.
Развивающие
Задачи урока
Воспитательные
Образовательные
Активизация познавательной деятельности, формирование умения использовать полученные знания, высказывать собственные суждения, делать выводы. Способствовать развитию практических навыков.
Воспитывать и формировать трудовые, нравственные, эстетические качества учащихся, содействовать воспитанию коллективизма, интереса к изучению биологии и природы родного края.
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Жизнь растений».
Методическая разработка урока
«Прорастание
семян»
Контроль знаний учащихся
Индивидуальный
Групповой
Фронтальный
Текущий
Тематический
Виды
контроля
Итоговый
Контроль знаний учащихся
Контроль домашних письменных работ и тетрадей
Формы
контроля
Тесты
Биологический диктант
Дифференцированная проверочная работа
Творческие
задания
Лабораторная работа
Контроль знаний учащихся
Решение и составление кроссвордов
Творческие
задания
Составление кластеров
Биологические игры
Составление синквейнов и сочинение стихов
Решение и составление
ребусов и шарад
Мультимедиа-презентации
Печать - Печатать - Заметки. Или более долгий путь, но с лучшим результатом (возможно, придется изменять шрифт): Файл - Отправить - В Office Word …, далее выбираете удобный для Вас вариант, правите в Word и там же распечатываете. Условные обозначения в заметках к слайду Нумерованный список – последовательность анимационных эффектов, применённых к слайду. Подчеркнутый текст – гиперссылка." width="640"
Урок 4. Прорастание семян
Урок 4. Прорастание семян
Разработала: Жеглова Е.А. учитель биологии первой категории.
Для удобства работы текст (заметки к слайдам) лучше распечатать:
Файл - Печать - Печатать - Заметки.
Или более долгий путь, но с лучшим результатом (возможно, придется изменять шрифт):
Файл - Отправить - В Office Word …, далее выбираете удобный для Вас вариант, правите в Word и там же распечатываете.
Условные обозначения в заметках к слайду
Нумерованный список – последовательность анимационных эффектов, применённых к слайду.
Подчеркнутый текст – гиперссылка.
Прорастание семян
Что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение?
На этом уроке мы поговорим о том, что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение. Нужен ли для этого воздух? Нужна ли вода и в каком количестве? А какой должна быть температура почвы и воздуха? На все эти вопросы мы постараемся ответить.
Мы поговорим о том, как из семени вырастает молодое растение. Процесс образования молодого растения из семени называется прорастанием.
Период покоя семян
Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Оно сразу начинает прорастать? Сколько для этого требуется времени?
Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут прорастать, т.е. находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться.
Прорастанием семян называют их переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и формированию из него молодого растения.
У многих растений (например таких, как ель, сосна, огурец) семена могут начать прорастать, пролежав в покое даже несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всхожесть, т.е. способность прорастать. А еще можно сказать, что у них большой срок годности (обычно это указывают на пакетиках с семенами).
Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях, определяется процентом семян, из которых развились нормальные проростки.
Ива
А вы знаете, какие условия необходимы семенам, чтобы они начали прорастать? Оказывается, семена разных растений имеют различные характеры. У одних характер капризный, а у других – покладистый. Так, например, семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю.
Сосна
А семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение.
Условия прорастания семян
Для прорастания семян каждого вида растений требуются определенная температура.
Семена бывают холодостойкими (прорастают при низких температурах) и теплолюбивыми (для прорастания требуют более высоких температур).
"Просыпаясь" после периода покоя, семена начинают впитывать воду и набухать.
При низких температурах этот процесс идет трудно и медленно. Однако при слишком высоких – результат тоже не очень хороший.
Условия прорастания семян
1
3
2
Для прорастания семенам необходима вода. Сколько же воды должны "выпить" семена, чтобы окончательно проснуться?
На прошлой неделе мы взяли три одинаковые баночки.
Насыпали в них одинаковое количество семян горошка. В первую баночку они совсем не налили воды.
Во вторую положили на дно губку, пропитанную водой.
В третью баночку налили воды столько, чтобы она полностью закрыла семена.
Все три баночки они поставили в теплое место и, набравшись терпения, стали ждать. Вам, наверное, не терпится заглянуть в них и увидеть, что же там происходит?
сухо
влажно
много воды
31
Условия прорастания семян
1
2
3
И вот через три дня мы, наконец, дождались результата.
В первой баночке сухие семена ничуть не изменились. А что же в остальных баночках?
Во второй банке семена проросли. Кожица на них лопнула, и из каждого семечка показался небольшой белый корешок.
А вот в третьей, где семена были полностью покрыты водой...
Ох, какой неприятный запах! Семена начали гнить, потемнели, и вода стала мутной. Что же произошло?
Сухим семенам не хватало влаги, а полностью погруженным в воду не хватало воздуха.
влажно
сухо
много воды
нет воздуха
нет воды
Условия прорастания семян
Условия
Тепло
Влага
Воздух
Из всего этого мы можем сделать вывод, что семенам для прорастания необходимы три условия:
тепло,
влага,
воздух.
Потребность в воздухе и воде у разных семян
А знаете ли вы, что количество воды, которое могут поглотить при набухании семена разных растений, неодинаково, и потребность в воздухе у них различная?
Семена засухоустойчивых растений (например, проса) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса. Семена огурцов и кабачков поглощают воды в несколько раз больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастают под водой. Это значит, что воздуха им нужно совсем мало.
А зачем же семенам воздух? Разве они дышат? Да, разумеется. И ты, конечно, помнишь, что дыханием называется процесс, при котором организм или клетка поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
Проросток
Итак, мы с вами узнали, как ведут себя семена, когда только начинают прорастать. А что же происходит дальше?
Помните, мы уже говорили о том, что при прорастании семени первым из него появляется маленький корень? Для того, чтобы выглянуть наружу, ему приходится разорвать семенную кожуру.
Если семя находится в почве, корешок всегда растет вертикально вниз. Вслед за этим в зародыше семени начинается активный рост стебелька. Сначала, вылезая из-под земли на свет, он образует петлю, которая постепенно распрямляется и выносит на поверхность сильно "похудевшие" семядоли.
Между ними хорошо видна почка. Она тоже выросла и начала зеленеть.
А почему же так изменились семядоли? Помните, они были крепкие, большие, гладкие? Но мы уже знаем, что в них хранился большой запас разных питательных веществ для зародыша. И вот, когда зародыш стал быстро расти, ему понадобилось много питания. Отдавая его, семядоли и похудели.
Типы прорастания семян
Прорастание семян
Подземныйтип
По способу прорастания растения делятся на два типа:
подземный тип,
надземный тип.
При любом типе прорастания из зародыша семени развивается молодое растение. Оно называется "проросток". Проросток образуется благодаря усиленному делению образовательной ткани зародыша. В дальнейшем из проростка вырастет взрослое растение, способное к размножению, и все повторится вновь и вновь.
Надземныйтип
Подземный тип прорастания семян
При подземном типе прорастания семян, из зародышевого корешка появляется главный корень, а семядоли остаются в почве. Вещества, запасенные в них, используются для прорастания зародыша, после чего семядоли разрушаются.
Надземный тип прорастания семян
При надземном типе прорастания семян из зародышевого корешка появляется главный к ор ень, а семядоли выносятся из почвы. Они способны к фотосинтезу и до появления первых листьев снабжают зародыш питательными веществами.
Тест
1. Для прорастания семян необходимы условия:
а) вода;
б) тепло;
в) воздух (кислород);
г) все варианты верны.
3.Растение растущее под водой
2. Требуется более высокая температура (выше 10 °С) для прорастания семян у растений:
а) ячменя;
б) ржи;
в) огурца;
г) петрушки.
Домашнее задание
Изучить 38,выполнить задания 140 и 142 в рабочих тетрадях.
Спасибо за внимание
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное . Будем беречь и уважать наше главное богатство- родную природу .