Презентация по исследовательской работе "Биоритмы человека"
Презентация по исследовательской работе "Биоритмы человека"
Данная презентация представляет собой выбранный главный материал по итогам исследовательской работы по теме «Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека». Работа проводилась в течении двух лет на учащихся некоторых классов разной смены города Октябрьского МБОУ "Гимназии №2". В работе представлены слайды, где отображён краткий ход работы, выводы и итоги, используемая литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по исследовательской работе "Биоритмы человека" »
Тема исследовательской работы «Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека».
Цель работы – изучить суточный биологический ритм жизнедеятельности школьника.
Задачи
1.Определить хронотипы «жаворонки», «голуби», «совы» учащихся начального, среднего и старшего звена.
2.Как влияет хронотип на работоспособность учащихся.
3. Меняется ли биологический ритм школьников при переходе I смены на II и наоборот.
«В жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.» И.П.Павлов
В 1729 г. французский астроном де Мэран обнаружил, что листья растений совершают периодически повторяющиеся ритмичные движения в течение суток. Позднее были изучены разные ритмы, свойственные живым организмам. Было обнаружено более 300 физиологических процессов организма, которые повторяются с периодом в 20-28 часов. Разные ритмы имеют и различную периодичность.
Температура тела в определенное время суток
Температура тела
(в градусах С)
36,8
36,6
36,4
36,2
День Ночь
6 8 10 12 14 16 18 19 20 22 24 2 4 6
Время (ч)
Ночь
Суточная кривая работоспособности
Работоспособность
6 9 12 15 18 21 3 5 Время
Биоритм «Жаворонок»
«Жаворонки» обычно просыпаются рано и после пробуждения чувствуют себя бодрыми и работоспособными. Максимальные показатели температуры их тела, самочувствия, активности, внимания, настроения, мышечной силы отмечаются в первой половине дня. Вечером эти люди испытывают сонливость и поэтому предпочитают рано ложиться спать.
Биоритм «Голуби»
«Голуби», как правило, не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят; они предпочитают придерживаться «нормального» распорядка дня. Наиболее оптимальное время для проявления функциональных возможностей организма у людей подобного типа - поздние утренние и вечерние часы.
Биоритм «Совы»
«Совам» всегда тяжело подыматься с постели в ранние утренние часы: в это время показатели всех жизненных функций у них минимальны, внимание снижено, они делают гораздо больше ошибок в работе. Более внимательными «совы» становятся только к 16 часам. Вечером же им трудно лечь спать, так как в это время суток они более активны; обычно они засыпают далеко за полночь.
Распределение работоспособности у «жаворонков» (а) и «сов» (б)
Работоспособность
max
min
Работоспособность типов в разные сезоны нашего годового периода
«Жаворонок»
«Голубь»
«Сова»
98%
90%
93%
95%
93%
98%
98%
95%
90%
Лето
Зима
Весна/Осень
Пики активности биологических типов человека происходят два раза в течение суток.
9 ч 12 ч 14 ч 16 ч 18 ч 4 ч
«Жаворонок» «Голубь» «Сова»
Практическая работа
Цель: проследить изменение биоритма при переходе учебы в другую смену.
Изменение смены:
I смена 1 кл. II смена 2 кл.
(2010-2011 5 кл. (2010-2011 6 кл.
уч.год) 9 кл. уч.год)
II смена 7 кл. I смена 8 кл.
(2011-2012 (2011-2012 10 кл.
уч. год) уч. год)
2010-2011
Всего человек
1 класс
уч. год
«жаворонки»
5 класс
30
28
«голуби»
22
7 класс
9 класс
12
«совы»
7
31
1
16
3
20
-
14
27
1
5
1
2011-2012
2 класс
уч. год
Всего человек
6 класс
«жаворонки»
30
8 класс
«голуби»
15
27
10 класс
24
8
13
«совы»
17
2
2
28
2
7
18
15
8
2
Выводы:
Стабильность более-менее сохранилась в 10 (бывший 9) классе т. к. изменения смены нет.
Изменились результаты в начальном и среднем звене:
в нынешнем 8 классе возникли проблемы с активностью работоспособности на первом уроке ( 8:30 ч)
(выход из ситуации: в один из учебных дней поставили физкультуру (2 урока) в бассейне).
А в нынешнем 2 классе половина ребят испытывает трудности на последнем уроке(около 18:00 ч)
Биоритмическая система – это пример очень сложной и биологически целесообразной организации живой материи в биосфере планеты. В процессе эволюции полезные для организма биологические ритмы генетически закрепились, и в организме развились специальные структуры, которые стали отвечать за регуляцию биологических ритмов. Они получили название «биологические или эндогенные часы». Это условный термин, указывающий на способность организма ориентироваться во времени. В основе такой ориентации лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов.
У человека функцию эндогенных часов выполняет гипоталамус-отдел промежуточного мозга, который отвечает за постоянство внутренней среды организма.
Литература
1. Анастасов, Л. П., и др. Человек и окружающая среда/ Анастасова, Л. П., Гольнева, Д. П., Короткова, Л. С. – М.: Просвещение, 1997.
2. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда – М.: Новая школа, 1997.
3. Замятин, В.Д. Индивидуальность – это человек. – М.: Наука, 1999.
4. Куприянович, Л. И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976.
5. Матюшонок, М. Т., Турик, Г. Г., Крюкова, А. А. Физиология и школа детей и подростков. – М.: Просвещение, 1976.
6. Колесов, Д. В. Биология. Человек/ М. Драфос, 2002.