kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по биологии ? класс «Культурные растения и их происхождение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по происхождению культурных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии ? класс «Культурные растения и их происхождение».»

7 класс  «Культурные растения и их происхождение».

7 класс «Культурные растения и их происхождение».

Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, живет в природе в диком состоянии.

Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, живет в природе в диком состоянии.

В природе все растения делятся на дикорастущие и культурные .  Культурные растения - это те растения, которые выращивает человек. Если садовод пересадит дикую малину к себе на участок, будет ухаживать за ней и собирать плоды, то такая малина станет называться окультуренной. Если клевер растет на природных лугах - это дикорастущая трава. Но она может стать и культурной, если ее посеет и взрастит человек. Так с каждым растением.

В природе все растения делятся на дикорастущие и культурные . Культурные растения - это те растения, которые выращивает человек. Если садовод пересадит дикую малину к себе на участок, будет ухаживать за ней и собирать плоды, то такая малина станет называться окультуренной. Если клевер растет на природных лугах - это дикорастущая трава. Но она может стать и культурной, если ее посеет и взрастит человек. Так с каждым растением.

Дикорастущие растения - растения, которые живут в природе в «диком» состоянии.

Дикорастущие растения - растения, которые живут в природе в «диком» состоянии.

Культурные растения - растения, которые человек специально выращивает, выводит их сорта, т. е. культивирует.  Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производили люди, называют искусственным отбором . Так было положено начало растениеводству.

Культурные растения - растения, которые человек специально выращивает, выводит их сорта, т. е. культивирует.

Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производили люди, называют искусственным отбором . Так было положено начало растениеводству.

Переселение культурных растений с континента на континент особенно активно началось в период Великих географических открытий (с 15 века).

Переселение культурных растений с континента на континент особенно активно началось в период Великих географических открытий (с 15 века).

Позже возникла селекция - наука, с помощью которой создаются новые сорта культурных растений путем отбора по признакам устойчивости к болезням и вредителям, морозо- и засухоустойчивости, урожайности, вкусовых качеств плодов. В результате селекции создано множество сортов культурных растений. Например, насчитывается около 2 тысяч сортов яблок.

Позже возникла селекция - наука, с помощью которой создаются новые сорта культурных растений путем отбора по признакам устойчивости к болезням и вредителям, морозо- и засухоустойчивости, урожайности, вкусовых качеств плодов. В результате селекции создано множество сортов культурных растений. Например, насчитывается около 2 тысяч сортов яблок.

Человек взращивает растения для получения пищи, кормов для животных, лекарств, промышленного сырья или декоративных целей.

Человек взращивает растения для получения пищи, кормов для животных, лекарств, промышленного сырья или декоративных целей.

Одновременно с выращиванием культурных растений на обрабатываемых территориях формируется группа сорных растений.
  • Одновременно с выращиванием культурных растений на обрабатываемых территориях формируется группа сорных растений.

Сорняки – особая группа растений. Их количество также огромно. Многие из них похожи на культурные растения своим внешним видом, ритмом жизни, но не дают полезной для человека продукции. С расселением культурных растений из одних районов в другие идет и расселение сопровождающих их сорные растений. Некоторые сорняки люди стали использовать как лекарственные растения (сушеница топяная, ромашка пахучая, мята, белена, василек синий) . Рожь, овес и рыжик , бывшие сорняками, позже стали ценными культурными растениями

Существует несколько типов классификации культурных растений . Популярной является классификация по отраслевому признаку:

Существует несколько типов классификации культурных растений . Популярной является классификация по отраслевому признаку:

  • полевые:
  • зерновые (пшеница, ячмень, овес);
  • крупяные (рис, просо, гречиха);
  • зернобобовые (бобы, соя, горох);
  • масличные (подсолнечник, горчица);
  • прядильные (кенаф, лен-долгунец, хлопчатник);
  • кормовые (суданка, клевер);
  • бахчевые (тыква, дыня, арбуз)
овощные: корнеплоды (морковка, свекла) и клубнеплоды (картофель); листовые (капуста, рукола, шпинат); стеблевые (ревень, щавель); плодовые (огурец, томаты); луковичные (чеснок, лук); пряноароматические (петрушка, кинза, укроп);
  • овощные:
  • корнеплоды (морковка, свекла) и клубнеплоды (картофель);
  • листовые (капуста, рукола, шпинат);
  • стеблевые (ревень, щавель);
  • плодовые (огурец, томаты);
  • луковичные (чеснок, лук);
  • пряноароматические (петрушка, кинза, укроп);
плодово-ягодные: семечковые (яблоня, айва, груша); косточковые (вишня, черешня, абрикос, персик, слива); орехоплодные (фундук, миндаль, грецкий орех); цитрусовые (мандарин, лимон, апельсин); ягодные (малина, смородина, земляника, виноград); декоративные (цветоводство).
  • плодово-ягодные:
  • семечковые (яблоня, айва, груша);
  • косточковые (вишня, черешня, абрикос, персик, слива);
  • орехоплодные (фундук, миндаль, грецкий орех);
  • цитрусовые (мандарин, лимон, апельсин);
  • ягодные (малина, смородина, земляника, виноград);
  • декоративные (цветоводство).
Каждое растение имеет свою историческую родину –  центр происхождения.  Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вымерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе. Центры происхождения растений были открыты выдающимся русским ученым Вавиловым Николаем Ивановичем  Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом – в Иране, Афганистане, Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке.  Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений.  Из поездок были привезены тысячи образцов семян.

Каждое растение имеет свою историческую родину –

центр происхождения.

Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вымерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе. Центры происхождения растений были открыты выдающимся русским ученым

Вавиловым

Николаем Ивановичем

Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом – в Иране, Афганистане,

Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке.

Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений.

Из поездок были привезены тысячи образцов семян.

Известно семь центров (очагов) происхождения растений 1 Южноазиатский тропический (Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго-Восточной Азии) Чай, рис, огурец, баклажан, цитрусовые, сахарный тростник, манго, банан, баклажан, черный перец и др. (50% культурных растений).

Известно семь центров (очагов) происхождения растений

1 Южноазиатский тропический (Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго-Восточной Азии)

Чай, рис, огурец, баклажан, цитрусовые, сахарный тростник, манго, банан, баклажан, черный перец и др.

(50% культурных растений).

2 . Восточноазиатский (Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань) Соя, просо, гречиха, слива, хурма, конопля, китайские яблоки вишня, редька и др. плодовые и овощные культуры (20% культурных растений)

2 . Восточноазиатский (Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань)

Соя, просо, гречиха, слива, хурма, конопля, китайские яблоки вишня, редька и др. плодовые и овощные культуры (20% культурных растений)

3 . Юго-западноазиатский (Малая Азия, Средняя Азия, Афганистан, Юго-Западная Индия)               Пшеница, рожь, ячмень, овес, бобовые культуры, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, дыня, черешня и др. (14% культурных растений).

3 . Юго-западноазиатский (Малая Азия, Средняя Азия, Афганистан, Юго-Западная Индия) Пшеница, рожь, ячмень, овес, бобовые культуры, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, дыня, черешня и др. (14% культурных растений).

4 . Средиземноморской (Страны по берегам Средиземного моря)   Капуста, сахарная свёкла, маслины, клевер, чечевица, кормовые травы (11% культурных растений).

4 . Средиземноморской (Страны по берегам Средиземного моря)

Капуста, сахарная свёкла, маслины, клевер, чечевица, кормовые травы (11% культурных растений).

5 . Эфиопский, или Абиссинский (Абиссинское нагорье Африки)   Твёрдая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы

5 . Эфиопский, или Абиссинский (Абиссинское нагорье Африки)

Твёрдая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы

6 . Центральноамериканский   (Южная Мексика) Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак.

6 . Центральноамериканский

(Южная Мексика)

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак.

7 . Южноамериканский  ( Южная Америка вдоль западного побережья) Картофель, ананас, хинное дерево.

7 . Южноамериканский

( Южная Америка вдоль западного побережья)

Картофель, ананас, хинное дерево.

Начатая Н. И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками; после ряда уточнений в настоящее время насчитывается 12 первичных центров происхождения культурных растений.

Начатая Н. И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками; после ряда уточнений в настоящее время насчитывается 12 первичных центров происхождения культурных растений.

Вывод :  Культурные растения – существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов. Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря специальной селекционной работе человека. Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеко от их центров происхождения). Расселение культурных растений сопровождается расселением сорных растений (сорняков ).

Вывод :

Культурные растения – существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов. Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря специальной селекционной работе человека. Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеко от их центров происхождения). Расселение культурных растений сопровождается расселением сорных растений (сорняков ).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по биологии ? класс «Культурные растения и их происхождение».

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 28.05.2025

Номер свидетельства: 670735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства