kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по биологии 11 класс "Основные закономерности биологической эволюции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит проверку знаний по предыдущей теме "Главные направления прогрессивной эволюции". Изучение нового материала построено с использованием активных методов обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии 11 класс "Основные закономерности биологической эволюции"»

БИОЛОГИЯ  11 КЛАСС  Закономерности  эволюционного процесса.  Правила эволюции.

БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

Проверим свои знания Найдите соответствие: 1. Термин Латинское название Ароморфоз Содержание А. «Прилаживание», «приноравливание» 2. Дегенерация Б. Упрощение общей организации организма В. «Вырождаться» 3. Идиоадаптация Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания Д. «Поднимаю» + «форма» Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации

Проверим свои знания

Найдите соответствие:

1.

Термин

Латинское название

  • Ароморфоз

Содержание

А. «Прилаживание», «приноравливание»

2. Дегенерация

Б. Упрощение общей организации организма

В. «Вырождаться»

3. Идиоадаптация

Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания

Д. «Поднимаю» + «форма»

Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации

2. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации или дегенерации?

2. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации или дегенерации?

  • Ячеистые легкие у рептилий
  • Первичная кора головного мозга у рептилий
  • Голый хвост у бобра
  • Отсутствие конечностей у змей
  • Отсутствие корней у повилики
  • Молочные железы у млекопитающих
  • Образование ласт у моржей
  • Отсутствие кровеносной системы у цепней
*Решите биологическую задачу Поставлен эксперимент: в два аквариума были помещены головастики лягушек одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом. Результаты: а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились; б) во втором аквариуме появились лягушата. Укажите причины различий полученных результатов

*Решите биологическую задачу

Поставлен эксперимент: в два аквариума были помещены головастики лягушек одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом.

Результаты: а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;

б) во втором аквариуме появились лягушата.

Укажите причины различий полученных результатов

Закономерности эволюционного процесса Дивергенция Конвергенция Параллелизм Задание: в тексте учебника (с 87-90) найти ответы Что такое …?  Каков механизм …?  Результаты …? В качестве подсказки используйте следующие слайды

Закономерности эволюционного процесса

Дивергенция

Конвергенция

Параллелизм

Задание: в тексте учебника (с 87-90) найти ответы

  • Что такое …?
  • Каков механизм …?
  • Результаты …?

В качестве подсказки используйте следующие слайды

Дивергенция Что такое …? Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких организмов в результате их приспособленности к различным условиям существования Галапагосские вьюрки

Дивергенция

Что такое …?

Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких организмов в результате их приспособленности к различным условиям существования

Галапагосские вьюрки

Дивергенция  Каков механизм…? Мутационный процесс, волны жизни, изоляция, борьба за существование, естественный отбор сохраняют признаки, все более заметно отличающиеся от родительских Дивергенция копытных

Дивергенция

Каков механизм…?

Мутационный процесс, волны жизни, изоляция, борьба за существование, естественный отбор сохраняют признаки, все более заметно отличающиеся от родительских

Дивергенция копытных

Дивергенция Результаты …? Формирование новых видов Гомологичные органы – сходные по строению, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции

Дивергенция

Результаты …?

Формирование новых видов

Гомологичные органы –

сходные по строению, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции

Примеры гомологичных органов Видоизмененные листья: усики гороха колючки кактуса колючки барбариса

Примеры гомологичных органов

Видоизмененные листья:

усики гороха

колючки кактуса

колючки барбариса

Конвергенция Что такое …? Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких групп организмов на базе различных по происхождению органов Млекопитающие дождевых лесов Африки Млекопитающие дождевых лесов Южной Америки

Конвергенция

Что такое …?

Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких групп организмов на базе различных по происхождению органов

Млекопитающие дождевых лесов Африки

Млекопитающие дождевых лесов Южной Америки

Конвергенция Каков механизм…? Отбор сходных признаков в одинаковой среде обитания в которую попадают неродственные организмы Акула  Ихтиозавр  Дельфин

Конвергенция

Каков механизм…?

Отбор сходных признаков в одинаковой среде обитания в которую попадают неродственные организмы

Акула

Ихтиозавр

Дельфин

Конвергенция Результаты …? Хамелеон и агама Внешнее сходство организмов Аналогичные органы – выполняют сходные функции, но имеют принципиально различное строение и происхождение

Конвергенция

Результаты …?

Хамелеон и агама

Внешнее сходство организмов

Аналогичные органы –

выполняют сходные функции, но имеют принципиально различное строение и происхождение

Примеры аналогичных органов Крылья: бабочек птиц и летучих мышей

Примеры аналогичных органов

Крылья:

бабочек

птиц и летучих мышей

Параллелизм Что такое …? Параллелизм – процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп Саблезубость кошачьих

Параллелизм

Что такое …?

Параллелизм – процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп

Саблезубость

кошачьих

Параллелизм Каков механизм…? Общность генной структуры родственных групп и сходная ее изменчивость Результаты …? Приобретение сходных приспособлений в сходных условиях существования Ласты китов ластоногих

Параллелизм

Каков механизм…?

Общность генной структуры родственных групп и сходная ее изменчивость

Результаты …?

Приобретение сходных приспособлений в сходных условиях существования

Ласты

китов

ластоногих

Правила эволюции Правило необратимости эволюции Правило чередования направленных эволюций Задание: в тексте учебника (с. 92-93) найти формулировки правил, их характеристику и примеры

Правила эволюции

Правило необратимости эволюции

Правило чередования направленных эволюций

Задание: в тексте учебника (с. 92-93) найти формулировки правил, их характеристику и примеры

Правило необратимости эволюции Луи Долло (1857-1931) Бельгийский палеонтолог «Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены»

Правило необратимости эволюции

Луи Долло

(1857-1931)

Бельгийский

палеонтолог

«Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены»

Группа организмов не может вернуться к стадии, уже осуществленной в ряду ее предков

Группа организмов не может вернуться к стадии, уже осуществленной в ряду ее предков

Какие доказательства необратимости эволюции можно привести? рептилии не дают вновь начало амфибиям наземные позвоночные – ихтиозавры и киты, вернувшись в воду, не превратились в рыб

Какие доказательства необратимости эволюции можно привести?

рептилии не дают вновь начало амфибиям

наземные позвоночные – ихтиозавры и киты, вернувшись в воду, не превратились в рыб

Правило чередования направленных эволюций В эволюции осуществляется регулярное чередование арогенеза и аллогенеза

Правило чередования направленных эволюций

В эволюции осуществляется регулярное чередование арогенеза и аллогенеза

Что определяют ароморфозы (арогенез) в эволюции? Высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания

Что определяют ароморфозы (арогенез) в эволюции?

Высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания

Что определяют в эволюции идиоадаптации (аллогенез) или дегенерации)? Обеспечивают организмам обживание новой среды обитания

Что определяют в эволюции идиоадаптации (аллогенез) или дегенерации)?

Обеспечивают организмам обживание новой среды обитания

Подведем итоги… Что такое дивергенция? Что такое дивергенция? 2. Результаты дивергенции? 2. Результаты дивергенции? 3. Что такое гомологичные органы? 3. Что такое гомологичные органы? 4. Что такое конвергенция? 4. Что такое конвергенция? 5. Результаты конвергенции? 5. Результаты конвергенции? 6. Что такое аналогичные органы?

Подведем итоги…

  • Что такое дивергенция?
  • Что такое дивергенция?

2. Результаты дивергенции?

  • 2. Результаты дивергенции?

3. Что такое гомологичные органы?

  • 3. Что такое гомологичные органы?

4. Что такое конвергенция?

  • 4. Что такое конвергенция?

5. Результаты конвергенции?

  • 5. Результаты конвергенции?

6. Что такое аналогичные органы?

  • 6. Что такое аналогичные органы?
Рассмотрите рисунки. Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А – аналогичных органов; Г- гомологичных органов.   6  1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры; 5 – усики гороха из листьев; 6 – колючки кактуса из листьев

Рассмотрите рисунки. Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А – аналогичных органов; Г- гомологичных органов.

6

1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры; 5 – усики гороха из листьев; 6 – колючки кактуса из листьев

Конечности: 1 – крот; 2 – кит; 3 – крокодил; 4 – человек; 5 – медведка; 6 – бабочка; 7 - птица

Конечности: 1 – крот; 2 – кит; 3 – крокодил; 4 – человек; 5 – медведка; 6 – бабочка; 7 - птица

Выводы: Эволюция – непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, непрерывна, необратима После возникновения крупных систематических групп на пути арогенеза начинается дивергентная эволюция путем приобретения идиоадаптаций Задание: основываясь на изученном материале, опорных точках учебника (с. 93), основных положениях (с. 95-96) сформулируйте выводы по теме

Выводы:

Эволюция – непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, непрерывна, необратима

После возникновения крупных систематических групп на пути арогенеза начинается дивергентная эволюция путем приобретения идиоадаптаций

Задание: основываясь на изученном материале, опорных точках учебника (с. 93), основных положениях (с. 95-96) сформулируйте выводы по теме

Домашнее задание: Изучить §2.2, с. 93 №3 (п) терминология с. 94-95, основные положения главы 2, с. 95-96

Домашнее задание:

Изучить §2.2, с. 93 №3 (п)

терминология с. 94-95,

основные положения главы 2, с. 95-96

Литература Захаров В. Б. Общая биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2007. При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Литература

Захаров В. Б. Общая биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2007.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по биологии 11 класс "Основные закономерности биологической эволюции"

Автор: Баженова Елена Викторовна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "презентация к уроку биологии "Современные теории происхождения жизни",10 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-sovriemiennyie-tieorii-proiskhozhdieniia-zhizni-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225895"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439970561"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по биологии для учащихся 11 классов "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "121360"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956818"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока:«Генетические основы селекции организмов»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokagienietichieskiieosnovysieliektsiiorghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "285834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454250848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Возникновение и развитие эволюционных представлений" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-i-razvitiie-evoliutsionnykh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "101325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства