Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Решение задач на составление и анализ родословных"»
Решение задачна составление и анализ родословных
Генеалогический метод изучения наследственности—один из самых старых и широко используемых методов генетики.
Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков.
Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.
Содержание
Символы
Правила составления родословной
Этапы решения задач
Типы наследования признаков
Решение задач
Символы, используемые при составлении родословных
Правила составления родословных
Лицо, от которого начинают составлять родословную,
называютпробандом.
Братьев и сестер пробанда называютсибсами.
1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной—арабскими.
2. Составление родословной начинают от пробанда (в зависимости от пола—квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
3. Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения(слева направо), соединив их графическим коромыслом.
9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).
10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.
6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.
8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
Этапы решения задач
1. Определите тип наследования признака—доминантный или рецессивный.
Для этого выясните:
1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
2) многие ли члены родословной обладают признаком;
3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
Этапы решения задач
2. Определите, наследуется ли признак
сцеплено с полом.
Для этого выясните:
1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
2) лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.
Этапы решения задач
3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной.
Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
Типы наследования признака.
Аутосомно - доминантное наследование:
признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков , и у девочек;
2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
Типы наследования признака.
2. Аутосомно - рецессивное наследование:
1)признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;
3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.
Типы наследования признака.
3. Наследование, сцепленное с полом:
Х - доминантное наследование:
чаще признак встречается у лиц женского пола;
если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков;
если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.
3. Наследование, сцепленное с полом:
2) Х - рецессивное наследование:
чаще признак встречается у лиц мужского пола;
чаще признак проявляется через поколение;
если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.
3. Наследование, сцепленное с полом:
3) Y– сцепленное наследование:
признак встречается только у лиц мужского пола;
если отец несет признак, то как правило, этим признаком обладают и все сыновья.
Задача 1.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.
Задача 2.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
Задача 3.
Женщина, хорошо различающая цвета, вышла замуж за мужчину-дальтоника. У них родился сын, страдающий дальтонизмом, и девочка, нормально различающая цвета. Ген дальтонизма рецессивен и находится в Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью у дочери может родиться страдающий дальтонизмом ребенок?