kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Решение задач на составление и анализ родословных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Решение задач на составление и анализ родословных"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Решение задач на составление и анализ родословных"»

Решение задач  на составление и анализ родословных

Решение задач на составление и анализ родословных

Генеалогический метод изучения наследственности—один из самых старых и широко используемых методов генетики. Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков. Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.  

Генеалогический метод изучения наследственности—один из самых старых и широко используемых методов генетики.

Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков.

Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.

 

Содержание

Содержание

  • Символы
  • Правила составления родословной
  • Этапы решения задач
  • Типы наследования признаков
  • Решение задач
Символы, используемые при составлении родословных

Символы, используемые при составлении родословных

Правила составления родословных Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами.   1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной—арабскими. 2. Составление родословной начинают от пробанда (в зависимости от пола—квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения(слева направо), соединив их графическим коромыслом.  

Правила составления родословных

Лицо, от которого начинают составлять родословную,

называют пробандом.

Братьев и сестер пробанда называют сибсами.

1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной—арабскими.

2. Составление родословной начинают от пробанда (в зависимости от пола—квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

3. Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения(слева направо), соединив их графическим коромыслом.

 

9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).

10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства. 6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек. 8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.

6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.

8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

Этапы решения задач 1. Определите тип наследования признака—доминантный или рецессивный. Для этого выясните: 1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет); 2) многие ли члены родословной обладают признаком; 3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется; 4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают; 5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.  

Этапы решения задач

1. Определите тип наследования признака—доминантный или рецессивный.

Для этого выясните:

1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);

2) многие ли члены родословной обладают признаком;

3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;

4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;

5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.

 

Этапы решения задач 2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.  Для этого выясните: 1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще; 2) лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.  

Этапы решения задач

2. Определите, наследуется ли признак

сцеплено с полом.

Для этого выясните:

1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;

2) лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.

 

Этапы решения задач 3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.  

Этапы решения задач

3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной.

Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.

 

Типы наследования признака.      Аутосомно - доминантное наследование:  признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков , и у девочек;  2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.  

Типы наследования признака.  

  • Аутосомно - доминантное наследование:

  • признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков , и у девочек;

2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

 

Типы наследования признака.   2. Аутосомно - рецессивное наследование: 1)признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;  2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;  3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.  

Типы наследования признака.

2. Аутосомно - рецессивное наследование:

1)признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;

3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

 

Типы наследования признака.   3. Наследование, сцепленное с полом:  Х - доминантное наследование:    чаще признак встречается у лиц женского пола;  если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков;  если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.  

Типы наследования признака.

3. Наследование, сцепленное с полом:

  • Х - доминантное наследование:

  • чаще признак встречается у лиц женского пола;
  • если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков;
  • если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

 

3. Наследование, сцепленное с полом:   2) Х - рецессивное наследование:  чаще признак встречается у лиц мужского пола; чаще признак проявляется через поколение; если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей; если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.  

3. Наследование, сцепленное с полом:

2) Х - рецессивное наследование:

  • чаще признак встречается у лиц мужского пола;
  • чаще признак проявляется через поколение;
  • если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
  • если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.

 

3. Наследование, сцепленное с полом: 3) Y– сцепленное наследование:  признак встречается только у лиц мужского пола; если отец несет признак, то как правило, этим признаком обладают и все сыновья.  

3. Наследование, сцепленное с полом:

3) Y– сцепленное наследование:

  • признак встречается только у лиц мужского пола;
  • если отец несет признак, то как правило, этим признаком обладают и все сыновья.

 

Задача 1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.  

Задача 1.

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

 

Задача 2. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Задача 2.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Задача 3. Женщина, хорошо различающая цвета, вышла замуж за мужчину-дальтоника. У них родился сын, страдающий дальтонизмом, и девочка, нормально различающая цвета. Ген дальтонизма рецессивен и находится в Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью у дочери может родиться страдающий дальтонизмом ребенок?

Задача 3.

Женщина, хорошо различающая цвета, вышла замуж за мужчину-дальтоника. У них родился сын, страдающий дальтонизмом, и девочка, нормально различающая цвета. Ген дальтонизма рецессивен и находится в Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью у дочери может родиться страдающий дальтонизмом ребенок?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему: "Решение задач на составление и анализ родословных"

Автор: Макеечева Елена Вениаминовна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Решение задач по генетике человека. Составление и анализ родословной."
    ["seo_title"] => string(70) "reshenie_zadach_po_genetike_cheloveka_sostavlenie_i_analiz_rodoslovnoi"
    ["file_id"] => string(6) "507935"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555860744"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства