kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие закономерности биологической эволюции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Общие закономерности биологической эволюции".  Ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации.

Просмотр содержимого документа
«Общие закономерности биологической эволюции»

Тема урока :   Общие закономерности биологической эволюции

Тема урока : Общие закономерности биологической эволюции

Объясните следующие понятия, приведите примеры   Прогресс  Регресс  Макроэволюция  Ароморфоз  Идиоадаптация  Общая дегенерация

Объясните следующие понятия, приведите примеры

  • Прогресс
  • Регресс
  • Макроэволюция
  • Ароморфоз
  • Идиоадаптация
  • Общая дегенерация

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации ?

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации ?

  • ячеистые легкие у рептилий;
  • первичная кора головного мозга у рептилий;
  • голый хвост у бобра;
  • отсутствие конечностей у змей;
  • отсутствие корней у повилики;
  • возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
  • молочные железы у млекопитающих;
  • образование ластов у моржей;
  • отсутствие кровеносной системы у цепней;
  • отсутствие потовых желез у собак.
Сравните дождевого червя с пиявкой и личинкой майского жука.

Сравните дождевого червя с пиявкой и личинкой майского жука.

Дивергенция млекопитающих

Дивергенция млекопитающих

Видоизменения листьев.  С чем связано такое разнообразие?  иглы кактуса  игольчатые листья сосны  листья росянки   усики гороха сочные и сухие чешуи лука

Видоизменения листьев. С чем связано такое разнообразие?

иглы кактуса

игольчатые листья сосны

листья росянки

усики гороха сочные и сухие чешуи лука

Вывод: После возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций   Ароморфоз  Идиоадаптации

Вывод:

После возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза

начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций

Ароморфоз

Идиоадаптации

Внешнее сходство агамы и хамелеона  Хамелеон  Агама

Внешнее сходство агамы и хамелеона

Хамелеон

Агама

Возникновение сходной формы тела у акуловых и китообразных

Возникновение сходной формы тела у акуловых и китообразных

Вывод: В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство)

Вывод:

В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство)

Обратима ли эволюция? Если восстановить на Земле прежние условия существования, появятся ли вновь динозавры?

Обратима ли эволюция?

Если восстановить на Земле прежние условия существования, появятся ли вновь динозавры?

Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции Форма эволюции Краткая Дивергенция характеристика Причины сходства признаков Конвергенция Причины различия признаков

Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции

Форма эволюции

Краткая

Дивергенция

характеристика

Причины сходства признаков

Конвергенция

Причины

различия

признаков

1. Сравните организмы и определите форму эволюции      Крот. Передние лапы вывернуты наружу и имеют широкие ладони и мощные плоские когти и являются превосходным инструментом для рытья земли. Медведка.  Крупное насекомое. Передняя пара конечностей видоизменена и является превосходным инструментом для рытья земли.

1. Сравните организмы и определите форму эволюции

Крот.

Передние лапы вывернуты наружу и имеют широкие ладони и мощные плоские когти и являются превосходным инструментом для рытья земли.

Медведка.

Крупное насекомое. Передняя пара конечностей видоизменена и является превосходным инструментом для рытья земли.

2. Сравните организмы и определите форму эволюции Сосна обыкновенная.  Хвоинки расположены по 2 в пучке, длина 4-6 см. Семена чёрные, 4—5 мм, с 12—20-миллиметровым перепончатым крылом.     Сосна кедровая. Хвоинки расположены по 5 в пучке, длина 6-14 см. Семена крупные, без крыльев.

2. Сравните организмы и определите форму эволюции

Сосна обыкновенная.

Хвоинки расположены по 2 в пучке, длина 4-6 см. Семена чёрные, 4—5 мм, с 12—20-миллиметровым перепончатым крылом.

Сосна кедровая.

Хвоинки расположены по 5 в пучке, длина 6-14 см. Семена крупные, без крыльев.

3. Сравните организмы и определите форму эволюции Заяц-русак живёт в полях и степях. К зиме чуть-чуть светлеет. Не может передвигаться по глубокому снегу. Заяц-беляк живет в лесу. К зиме меняет окраску на чисто белую. Легко передвигается по глубокому снегу.

3. Сравните организмы и определите форму эволюции

Заяц-русак живёт в полях и степях. К зиме чуть-чуть светлеет. Не может передвигаться по глубокому снегу.

Заяц-беляк живет в лесу. К зиме меняет окраску на чисто белую. Легко передвигается по глубокому снегу.

4. Сравните организмы и определите форму эволюции Курдючная овца. Имеет жировое отложение (курдюк) в районе хвоста. Верблюд. Имеет запас жира , содержащийся в горбах.

4. Сравните организмы и определите форму эволюции

Курдючная овца.

Имеет жировое отложение (курдюк) в районе хвоста.

Верблюд.

Имеет запас жира , содержащийся в горбах.

5. Сравните организмы и определите форму эволюции Верблюд одногорбый Верблюд двугорбый

5. Сравните организмы и определите форму эволюции

Верблюд одногорбый

Верблюд двугорбый

6. Сравните организмы и определите форму эволюции Скорпион. Внешний вид у него довольно устрашающий: восемь ног и грозные «щупальца» с клешнями. Ведет ночной образ жизни. Рак. Передняя пара конечностей - клешни . Ведет ночной образ жизни.

6. Сравните организмы и определите форму эволюции

Скорпион.

Внешний вид у него довольно устрашающий: восемь ног и грозные «щупальца» с клешнями. Ведет ночной образ жизни.

Рак.

Передняя пара конечностей - клешни . Ведет ночной образ жизни.

7. Сравните организмы и определите форму эволюции Рак - пресноводное беспозвоночное животное типа членистоногих, покрытое панцирем и имеющее клешни и брюшко, похожее на хвост. Краб -  морское беспозвоночное животное отряда десятиногих ракообразных; короткохвостый рак.

7. Сравните организмы и определите форму эволюции

Рак - пресноводное беспозвоночное животное типа членистоногих, покрытое панцирем и имеющее клешни и брюшко, похожее на хвост.

Краб -  морское беспозвоночное животное отряда десятиногих ракообразных; короткохвостый рак.

8. Сравните организмы и определите форму эволюции Большой прудовик Обитатель водоемов. Виноградная улитка - одна из самых крупных сухопутных улиток России.

8. Сравните организмы и определите форму эволюции

Большой прудовик

Обитатель водоемов.

Виноградная улитка

- одна из самых крупных сухопутных улиток России.

9. Сравните организмы и определите форму эволюции Плавунец окаймленный. Длина его тела достигает 3-4 см, предпочитает открытую воду. Отлично плавает, задние ноги, выполняют функцию весел, плоские, с длинными щетинками.  Плавунец-тинник окрашен в черный цвет, а длина тела чуть больше сантиметра. Избегает открытой воды, проводя все время в зарослях зеленых водорослей и ряски около поверхности воды. Его короткие ножки приспособлены для лазанья в зарослях водяных растений.

9. Сравните организмы и определите форму эволюции

Плавунец окаймленный.

Длина его тела достигает 3-4 см, предпочитает открытую воду. Отлично плавает, задние ноги, выполняют функцию весел, плоские, с длинными щетинками.

Плавунец-тинник

окрашен в черный цвет, а длина тела чуть больше сантиметра. Избегает открытой воды, проводя все время в зарослях зеленых водорослей и ряски около поверхности воды. Его короткие ножки приспособлены для лазанья в зарослях водяных растений.

10. Сравните организмы и определите форму эволюции Кенгуру. Имеет длинные задние конечности прыгательного типа Тушканчик. Имеет длинные задние конечности прыгательного типа

10. Сравните организмы и определите форму эволюции

Кенгуру.

Имеет длинные задние конечности прыгательного типа

Тушканчик.

Имеет длинные задние конечности прыгательного типа

11. Сравните организмы и определите форму эволюции Жаба. Предпочитает менее влажные места, кожа сухая, грубая, короткие конечности. Впадает в анабиоз.   Лягушка. Предпочитает более сырые места, влажная кожа, длинные конечности. Впадает в анабиоз.

11. Сравните организмы и определите форму эволюции

Жаба.

Предпочитает менее влажные места, кожа сухая, грубая, короткие конечности. Впадает в анабиоз.

Лягушка.

Предпочитает более сырые места, влажная кожа, длинные конечности. Впадает в анабиоз.

12. Сравните организмы и определите форму эволюции Лягушка Комнатная муха

12. Сравните организмы и определите форму эволюции

Лягушка

Комнатная муха

13. Сравните организмы и определите форму эволюции Колибри не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями Бражник не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями

13. Сравните организмы и определите форму эволюции

Колибри

не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями

Бражник

не садится на цветок в процессе питания, а зависает над ним в воздухе, так же быстро-быстро перебирая узкими крыльями

14. Сравните организмы и определите форму эволюции Еж Ехидна

14. Сравните организмы и определите форму эволюции

Еж

Ехидна

Проверим себя! Дивергенция Конвергенция 2,3,5,7,8,9,11 1, 4,6,10,12,13,14 Критерии выставления оценки: 14-13 оценка - 5 12-10 оценка - 4 9-6 оценка - 3 6-0 оценка - 2

Проверим себя!

Дивергенция

Конвергенция

2,3,5,7,8,9,11

1, 4,6,10,12,13,14

Критерии выставления оценки:

14-13 оценка - 5

12-10 оценка - 4

9-6 оценка - 3

6-0 оценка - 2

1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / не интересным

Домашнее задание

Домашнее задание

  • П. 13, вопросы к тексту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общие закономерности биологической эволюции

Автор: Ростовцева Любовь Анатольевна

Дата: 03.12.2018

Номер свидетельства: 488695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок биологии в 9 классе по теме "Общие закономерности биологической эволюции""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_biologii_v_9_klasse_po_teme_obshchie_zakonomernosti_biologicheskoi_evoliuts"
    ["file_id"] => string(6) "522908"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571243781"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-zakonomiernosti-izmienchivosti-gienotipichieskaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "193625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427656075"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ  по теме: «Универсальные учебные действия детей занимающиеся лыжными гонками» "
    ["seo_title"] => string(163) "mietodichieskaia-razrabotka-innovatsionnogo-trienirovochnogo-zaniatiia-po-tiemie-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia-dietiei-zanimaiushchiiesia-lyzhnymi-ghonkami"
    ["file_id"] => string(6) "185630"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426225261"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Прокариотты жасушалардың құрылысы және қызметі"
    ["seo_title"] => string(54) "prokariotty_zhasushalardyn_k_u_rylysy_zh_nie_k_yzmieti"
    ["file_id"] => string(6) "460014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519740964"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства