kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Малощетинковые, или Олигохеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и лабораторная работа " Малощетинковые, или Олигохеты".Выяснить особенности внешнего строения представителей Класса Олигохеты, связанные со средой их обитания; показать роль олигохет в природе и жизни человека.

Ожидаемые результаты  (развиваемые компетенции) 

предметные:

учащиеся должны знать

- особенности строения кольчатых червей Класса Олигохеты, связанных с их образом жизни;

- способы приспособленности их к среде обитания, к неблагоприятным факторам;

- значение червей для улучшения структуры почвы и их роль в почвообразовании;

учащиеся должны уметь:

-наблюдать живые объекты, используя увеличительные приборы;

- раскрывать значение червей в природе;В ходе урока Игра «Верю – не верю»., Отгадать загадку,Инструкция по выполнению лабораторной работы,Форма отчетности обучающихся,Карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся с использованием теста действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Малощетинковые, или Олигохеты. »

Тема: Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты.


  1. План методической разработки урока


Предмет: биология


Контингент учащихся: 7 класс представление разработки.


Дата проведения:

Время проведения, общая продолжительность: 1 урок (40 мин.)


Место проведения: МАВ(С)ОУ В(С)ОШ № 16 города Тюмени

Оборудование и материалы: баночки с живыми дождевыми червями, чашки Петри, пинцеты, лупы, листы бумаги, влажные салфетки.


Основная форма проведения занятия: лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».


Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, интерактивные – тест действия.


Цель учебного занятия: выяснить особенности внешнего строения представителей Класса Олигохеты, связанные со средой их обитания; показать роль олигохет в природе и жизни человека.


Ожидаемые результаты (развиваемые компетенции)

предметные:

учащиеся должны знать

- особенности строения кольчатых червей Класса Олигохеты, связанных с их образом жизни;

- способы приспособленности их к среде обитания, к неблагоприятным факторам;

- значение червей для улучшения структуры почвы и их роль в почвообразовании;

учащиеся должны уметь:

-наблюдать живые объекты, используя увеличительные приборы;

- раскрывать значение червей в природе;


метапредметные, личностные:

уметь:

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- совершать правильные поступки по сбережению природы.


  1. Содержание занятия


    1. Мотивирующий этап (методы и приемы, обеспечивающие мотивационную основу занятия и активизацию познавательной деятельности обучающихся):

Игра «Верю – не верю».

Проверка знаний об общих признаках кольчатых червей. Учитель читает предложения, ученики совещаются в микрогруппах (парах), решают, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Ответы записывают в тетрадях, используя значки: (+) - верю, (-) – не верю.

1. Тело кольчатых червей состоит из множества сегментов. (Да.)

2. У кольчатых червей имеется кожно-мускульный мешок. (Да.)

3. Все кольчатые черви живут в почве. (Нет.)

4. Среди кольчатых червей нет паразитических форм. (Нет.)

5. Полихеты - это Класс Многощетинковые кольчецы. (Да.)

6. У кольчатых червей есть кровеносная система. (Да.)

7. Все кольчатые черви – гермафродиты. (Нет.)

8. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. (Да.)

9. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты – жабры. (Да.)

10. Для кольчатых червей характерна регенерация. (Да.)


По завершении игры учитель записывает на доске правильную цепочку знаков, ученики сверяют ее со своими цепочками и подсчитывают количество правильных ответов. Результат фиксируется в тетради.


Отгадать загадку:

Они живут в тиши подземной, 
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный, 
Ее глотают не спеша.
Они коричневого цвета, 
Кровь гонят несколько «сердец».
Их тело состоит из многих 
Сцепленных меж собой колец.
Все, что съедают, скоро станет 
Питаньем будущим цветам.
Они – друзья для урожая, 
И корм и птицам, и кротам.
Их любят рыбы и цыплята, 
Им рад садовник, рыболов,
А ну, скажите-ка, ребята, кто стал 
Героем сих стихов? (дождевой червь).


Обсуждение характерных особенностей дождевых червей, как представителей Класса Олигохеты, их значение в природе и жизни человека. Учитель предлагает провести наблюдение внешнего строения дождевого червя в ходе лабораторной работы. Напоминает правила техники безопасности и правила работы с живыми объектами наблюдения.


    1. Основной этап

Основное оценочное средство - тест действия.

Описание оценочного средства: тест действия относится к группе интерактивных оценочных средств.

Тест действия непосредственно связан с содержанием учебного предмета и направлен на проверку способности и умения проявлять действенную активность в специально организованной ситуации – лабораторной работе.

Основное действие, которым должен овладеть обучающийся в ходе обучения посредством теста действия: выполнение наблюдения за живым объектом и оформление отчета по проделанной работе с использованием инструкции.

Задание направлено на формирование умений наблюдать живые объекты, используя увеличительные приборы; обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Роль учителя в осуществлении теста действия: обеспечить организационные условия (оборудование, объекты наблюдения); определить параметры, по которым проверяется успешность овладения действием (см. карту оценки компетенций), при необходимости координировать работу учащихся.

Результат тестового задания предполагает завершенность действия: проведено наблюдение с использованием инструкции, описан ход наблюдения, сформулированы выводы.


Соотношение индивидуальной и групповой форм обучения: обсуждение хода работы и наблюдение живого объекта – дождевого червя проводится в микрогруппе (2 ученика-напарника за одним рабочим столом); описание хода работы, оформление рисунка и формулирование выводов осуществляется индивидуально.

Изучаемый материал: Класс Малощетинковые, или Олигохеты. Образ жизни. Место обитания. Особенности строения. Способы питания. Диапауза. Значение в природе и жизни человека.

Формулировка задания: выполнить лабораторную работу, следуя инструкции. Сформулировать вывод. Оформить отчет в тетради.


Инструкция по выполнению лабораторной работы:


  1. Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

  1. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Определите расположение щетинок на теле червя: 1 способ - осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок); 2 способ – положите пинцетом червя на лист бумаги (при ползании червя по бумаге будет слышно шуршание щетинок).

Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

  1. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думайте , какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

  1. Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, сделайте подписи к рисунку.

  1. Сделайте вывод. На основании наблюдений дайте характеристику дождевому червю, как представителю малощетинковых кольчатых червей.


Форма отчетности обучающихся: отчет по лабораторной работе (оформляется в тетради).

Эталон работы.

Лабораторная работа № 3.

Внешнее строение дождевого червя.

Оборудование: дождевой червь, чашка Петри, пинцет, лупа.

Ход работы.

1. Мы рассмотрели тело дождевого червя: его тело вытянутое (длиной 7-12 см) разделено на множество сегментов. Передний конец тела слегка утолщен и отличается более темной окраской, чем задний – более тонкий и плоский. Окраска тела коричнево-красная. Ближе к головному концу (от 30 сегмента) находится желтоватое утолщение – поясок.

2. С помощью лупы мы заметили, что вдоль тела по боковым сторонам тянутся ряды щетинок (четыре ряда, по 2 щетинки в каждом ряду).

3. Кожа червя влажная. При ползании червь сперва выносит свой передний конец тела, затем подтягивает к нему задний, при этом щетинки цепляются за поверхность и помогают в передвижении. Слизь уменьшает трение о поверхность и защищает тонкие покровы червя.

4. Рисунок «Внешнее строение дождевого червя». Подписи на рисунке: задний и передний концы тела, спинная и брюшная части тела, сегменты, поясок, щетинки.


Выводы: дождевые черви, как представители Типа Кольчецы имеют сегментированное тело; головной отдел, туловище и хвостовой отдел; как и многие представители Класса Олигохеты живут в почве; вместо параподий имеют щетинки; тело покрыто слизью. Особенности строения кольчатых червей Класса Олигохеты, связанны с их образом жизни.



    1. Оценка компетенций обучающихся. Заполнение карты оценки компетенций (осуществляется учителем после урока в процессе проверки отчетов учащихся по лабораторной работе с выставлением оценки в классный журнал).

Карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся с использованием теста действия.


Результаты обучения (показатели оценки)

Уровни сформированности компетенций

критерии оценки

Минимальный

Базовый

Повышенный

  1. Качество иллюстративного материала (рисунка объекта).

Рисунок неточно отражает внешнее строение наблюдаемого объекта.

Подписи отсутствуют.

Рисунок неполно отражает внешнее строение наблюдаемого объекта (имеется только часть подписей).

Рисунок полно и точно отражает внешнее строение наблюдаемого объекта (обозначены задний и передний концы тела, спинная и брюшная часть тела, сегменты, поясок, щетинки).

  1. Самостоятельность в использовании инструкции при наблюдении объекта. Умение работать в группе (в паре).

Не использует инструкцию при наблюдении, требуется координация действий со стороны учителя или напарника.

Инструкцию по выполнению наблюдения выполняет частично, требуются пояснения учителя или напарника.

Самостоятельно проводит наблюдения, четко действуя по инструкции. Может пояснить свои действия учителю, напарнику.

  1. Описание хода лабораторной работы.

Допускает ошибки в описании наблюдений.

Нарушает правила техники безопасности при работе с объектом и оборудованием, но исправляет по требованию учителя. 

В описании наблюдений допускает неточности, нарушена последовательность описания.

Выполняет правила техники безопасности при работе с объектом и оборудованием.

Научно грамотно, логично описывает наблюдения. Выполняет правила техники безопасности при работе с объектом и оборудованием.

  1. Обоснованность выводов.

Выводы слабо обоснованы.

Выводы обоснованы, но для обоснования привлечен ограниченный круг аргументов.

Выводы обоснованы, обоснование опирается на широкий круг аргументов.


  1. Рефлексия хода и результатов занятия.


Обсуждение результатов лабораторной работы: учащиеся зачитывают описание хода работы, показывают на таблице части тела дождевого червя, зачитывают вывод.

Проводят самооценку своей работы:

  1. Наблюдения проведены и описаны по всем пунктам инструкции.

  2. Рисунок четкий, имеются подписи: задний и передний концы тела, спинная и брюшная части тела, сегменты, поясок, щетинки.

  3. Вывод созвучен с выводом, принятом при обсуждении хода работы.

  4. Правила техники безопасности не нарушены, живой объект сохранён.

  5. Работа оформлена аккуратно.

Тетради с отчетом по лабораторной работе сдаются на проверку учителю.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Малощетинковые, или Олигохеты.

Автор: Пронузова Татьяна Владимировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки"
    ["seo_title"] => string(58) "klassy_kolchetsov_maloshchetinkovye_ili_oligokhety_piiavki"
    ["file_id"] => string(6) "577215"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617188066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тема урока: "Дождевой червь. Значение  дождевых червей"."
    ["seo_title"] => string(57) "tiemaurokadozhdievoichiervznachieniiedozhdievykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "263089"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449484938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства