kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный подход к решению задач по генетике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена активизации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время с использованием такого объекта как домашняя кошка. Факультативный курс позволяет не только сформировать базовые генетические знания и расширить материал школьного курса для старшеклассников, но также заинтересовать изучением генетических закономерностей учащихся более младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход к решению задач по генетике»

Факультативный курс «Инновационный подход к решению задач по генетике» Предназначен для учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ и лицеев Нестеренко Л.В. учитель биологии  МБОУ «СОШ № 58 г. Владивостока»

Факультативный курс «Инновационный подход к решению задач по генетике»

Предназначен для учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ и лицеев

Нестеренко Л.В.

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 58 г. Владивостока»

Курс направлен на развитие исследовательских навыков учащихся с использованием такого интересного и общедоступного объекта как домашняя кошка, формирование базовых генетических знаний, расширение материала школьного курса генетики

Курс направлен на развитие исследовательских навыков учащихся с использованием такого интересного и общедоступного объекта как домашняя кошка, формирование базовых генетических знаний, расширение материала школьного курса генетики

Цель: сравнение частот аллелей окраски шерсти домашних кошек Советского района г. Владивостока Задачи: Научиться принципам решения задач по генетике Освоить методы сбора и обработки материала Развить коммуникативные навыки при групповой форме работы Выявить частоту генов, ответственных за окраску шерсти домашних кошек Сравнить полученные результаты с литературными данными Развить умение использовать информационные технологии при представлении результатов исследований

Цель: сравнение частот аллелей окраски шерсти домашних кошек Советского района г. Владивостока

Задачи:

  • Научиться принципам решения задач по генетике
  • Освоить методы сбора и обработки материала
  • Развить коммуникативные навыки при групповой форме работы
  • Выявить частоту генов, ответственных за окраску шерсти домашних кошек
  • Сравнить полученные результаты с литературными данными
  • Развить умение использовать информационные технологии при представлении результатов исследований

Рабочая группа: учащиеся 8 – 11 классов Научный руководитель : к.б.н. С.К. Холин (БПИ ДВО РАН) Руководитель: учитель биологии Л.В. Нестеренко

Рабочая группа: учащиеся 8 – 11 классов

Научный руководитель : к.б.н. С.К. Холин (БПИ ДВО РАН)

Руководитель:

учитель биологии

Л.В. Нестеренко

Генетика – наука о закономерностях н аследственности и изменчивости. Изучать ее можно на разных объектах, но кошки являются самыми идеальными. о

Генетика – наука о закономерностях

н аследственности и изменчивости.

Изучать ее можно на разных объектах,

но кошки являются самыми идеальными.

о

Они красивы и обаятельны  Доступны и широко распространены  Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).  Они красивы и обаятельны   Доступны и широко распространены   Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).
  • Они красивы и обаятельны

  • Доступны и широко распространены

  • Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).
  • Они красивы и обаятельны

  • Доступны и широко распространены

  • Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).

Методы исследования —  Сбор материал а (поиск, фотографирование) —  Обработка данных (описание, систематизация) —  Анализ ( использование закона Харди-Вайнберга ) —  Сравнение

Методы исследования

Сбор материал а (поиск, фотографирование)

Обработка данных (описание, систематизация)

Анализ ( использование закона Харди-Вайнберга )

Сравнение

 Оформление результатов   (учетная карточка)

Оформление результатов (учетная карточка)

Исходный тип окраски –  агути

Исходный тип окраски – агути

Белая пятнистость (пегость) –  s

Белая пятнистость (пегость) – s

Доминантная белая –  W

Доминантная белая – W

Черная (неагути) –  a

Черная (неагути) – a

Рыжая окраска –  O

Рыжая окраска – O

Разбавленная окраска – d  (два вида кошек: дымчатая и кремовая)

Разбавленная окраска – d (два вида кошек: дымчатая и кремовая)

Мраморная окраска –  tb

Мраморная окраска – tb

Результаты анализа Количество обследованных животных: 1981 г. – 167 ; 2015 г. – 98

Результаты анализа

Количество обследованных животных: 1981 г. – 167 ; 2015 г. – 98

Результаты  исследований   Полученные данные позволили выявить следующие изменения в городской популяции кошек за последние 30 лет. Наиболее заметны расхождения в частотах аллелей мраморной (tb) и разбавленной (d) окраски шерсти. Частота этих аллелей увеличилась почти в два раза, что объясняется большей привлекательностью кошек такого окраса. В настоящее время во Владивостоке стало меньше бродячих кошек и чаще встречаются домашние питомцы с ошейниками, которых хозяева выпускают на улицу даже в условиях многоэтажной застройки. Практически на одном уровне по сравнению с данными 1981 г. остались частоты аллелей черной (а), рыжей (О), пегой (S) и сплошной белой (W) окраски шерсти.

Результаты исследований

Полученные данные позволили выявить следующие изменения в городской популяции кошек за последние 30 лет. Наиболее заметны расхождения в частотах аллелей мраморной (tb) и разбавленной (d) окраски шерсти. Частота этих аллелей увеличилась почти в два раза, что объясняется большей привлекательностью кошек такого окраса. В настоящее время во Владивостоке стало меньше бродячих кошек и чаще встречаются домашние питомцы с ошейниками, которых хозяева выпускают на улицу даже в условиях многоэтажной застройки. Практически на одном уровне по сравнению с данными 1981 г. остались частоты аллелей черной (а), рыжей (О), пегой (S) и сплошной белой (W) окраски шерсти.

Литература 1. Бородин П.М. Кошки и гены. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011– 136 с. 2. Лысенко А.Н., Зятьков С.А., Гончаренко Г.Г. Кошки Felis catus как объект для преподавания генетических дисциплин в курсе общей биологии // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа – университет». Материалы VIII международной научно-методической конференции. Гомель, 12-13 мая 2011 г. Часть 2. – Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2011. – С. 57–58. 3. О'Брайен С., Робинсон Р., Графодатский А.С. и др. Генетика кошки. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 213 с. 4. Гончаренко Г.Г., Зятьков С.А. Генетика. Анализ наследственных закономерностей на генах меха кошек: практическое пособие для студ. биологических спец. вузов – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. – 108 с. 5. Бородин П. М. Кошки, гены и география // Химия и жизнь. – 1979. – № 4. – С. 40–46. 6. Бородин П. М. Этюды о мутантах. – Москва: «Знание», 1983. – 112 с. 7. Бородин П. М. «Кошки и гены: 10 лет спустя» // Химия и жизнь. – 1989. – №4. – С. 40–45. 8. Мэй Дж. Всё о породах кошек. – Санкт-Петербург: СЗКЭО «Кристалл», 2010. – 176 с. 9. Манченко Г.П. Новые данные о частотах мутантных генов окраски у домашних кошек СССР // Генетика – 1981. – Т. 17. – № 12. – С. 2195–2292.

Литература

1. Бородин П.М. Кошки и гены. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011– 136 с.

2. Лысенко А.Н., Зятьков С.А., Гончаренко Г.Г. Кошки Felis catus как объект для преподавания генетических дисциплин в курсе общей биологии // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа – университет». Материалы VIII международной научно-методической конференции. Гомель, 12-13 мая 2011 г. Часть 2. – Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2011. – С. 57–58.

3. О'Брайен С., Робинсон Р., Графодатский А.С. и др. Генетика кошки. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 213 с.

4. Гончаренко Г.Г., Зятьков С.А. Генетика. Анализ наследственных закономерностей на генах меха кошек: практическое пособие для студ. биологических спец. вузов – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. – 108 с.

5. Бородин П. М. Кошки, гены и география // Химия и жизнь. – 1979. – № 4. – С. 40–46.

6. Бородин П. М. Этюды о мутантах. – Москва: «Знание», 1983. – 112 с.

7. Бородин П. М. «Кошки и гены: 10 лет спустя» // Химия и жизнь. – 1989. – №4. – С. 40–45.

8. Мэй Дж. Всё о породах кошек. – Санкт-Петербург: СЗКЭО «Кристалл», 2010. – 176 с.

9. Манченко Г.П. Новые данные о частотах мутантных генов окраски у домашних кошек СССР // Генетика – 1981. – Т. 17. – № 12. – С. 2195–2292.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Инновационный подход к решению задач по генетике

Автор: Нестеренко Лариса Васильевна

Дата: 27.07.2016

Номер свидетельства: 338138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства