kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельноти по биологии для шестого класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Тимирязевской СШ

_______________ /Мурзина Е. Н./

« 28__» _08__ 2020 года

«Утверждаю»

Директор МОУ Тимирязевской СШ

________________/В. Б. Селиванова/

Приказ № 328___ от 29.08. 2020 года





Название программы внеурочной деятельности, направление:

«Занимательная биология», общеинтеллектуального направления

Срок реализации программы: 1 год

Фамилия, имя, отчество, должность разработчика: Вагина Елена Геннадиевна, учитель биологии

Класс: 6

Год составления программы: 2020







Рабочую программу составила _________ /Е.Г.Вагина/

подпись расшифровк


Пояснительная записка


Рабочая программа для курса биологии 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями.

• Основной образовательной программы ООО МОУ Тимирязевской СШ (приказ № 167 от 29.05.2020).

С учетом авторской программы основного общего образования по биологии для 5-9 классы И.Н. Пономаревой (Биология. 5-9 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой - М.: Вентана-Граф, 2017), авторской рабочей программы внеурочной деятельности Севериной Ирины Владимировны "Удивительный мир природы",


Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание биологии в школе.


Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО


Цели программы:

• формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о живой природе

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в окружающей среде, т.е. экологической культуры.

Задачи:

  • повышение экологической культуры учащихся

  • формирование навыков научно-исследовательской деятельности.

  • воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;

  • развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;

  • развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся при выполнении практических работ.


В учебном плане МОУ Тимирязевской СШ на 2020-2021 учебный год на освоение программы внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.



Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты (личностные УУД):

• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

• критично относится к своему мнению.

Познавательные УУД

• выделять главные существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

• использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий




Содержание программы внеурочной деятельности

1.Организационное занятие ( 1 ч).

Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета биологии.

2.Осенние явления в природе ( 5 ч).

Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

Практическая работа. № 2. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян

Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из природного материала.

Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала

3. Зеленые спутники человека (6 ч).

 Викторина «Путешествие с комнатными растениями».

Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа № 5 .Уход за комнатными растениями.

Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности организма. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений

Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.

4. Часы занимательной биологии ( 6 ч).

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения – лекари). Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области. Растения –хищники.

5. Зима в жизни растений и животных (5 ч).

Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.

Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей.

Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.

Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.

6. Биологическая гостиная (4 ч).

КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц (интерактивный устный журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2 класов). День Земли ( выступление экологической агитбригады для учащихся 5 классов)

7. Мы должны их спасти ( 5 ч).

Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.

Практическая работа № 7.  Выпуск газеты «Красная книга».

Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.

Практическая работа.№ 8  Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками

8.Зеленая аптека (1 ч).

Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка за год.









Тематическое планирование

, Тема

Количество

часов

1.Организационное занятие

1

2.Осенние явления в природе

5

3. Зеленые спутники человека

6

4.Часы занимательной биологии

6

5. Зима в жизни растений и животных

5

6. Биологическая гостиная

4

7. Мы должны их спасти

5

8.Зелёная аптека. Итоговое занятие

2



Итого: 34часов

Перечень практических работ


№ п/п

Тема

1

Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

2

Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян

3

Сбор материала для изготовления поделок из природного материала

4

Изготовление поделок из природного материала

5

Уход за комнатными растениями

6

Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение

7

Выпуск газеты «Красная книга».

8

Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

9

Экодесант. Уход за цветниками


Итого: 9




















Приложение

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения занятий

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности

1

Организационное занятие

Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч)

2

Осенние явления в природе

1

Экскурсия



3

Практическая работа №1. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий

1

Практико-ориентированное занятие



4

Практическая работа № 2. Изготовление наглядных пособий

1

Практико-ориентированное занятие



5

Практическая работа № 3. Сбор природного материала для изготовления поделок (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала)

1

Практико-ориентированное занятие



6

Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала

1

Практико-ориентированное занятие



Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч)

7

Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

1

Интеллектуально-познавательное занятие



8-

9

Виды ухода за комнатными растениями. Практическая работа №5. Уход за комнатными растениями.

2

Практико-ориентированное занятие



10

Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности организма.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



11

Удобрения. Правила использования.

1

Интеллектуально-развивающее, практико-ориентированное занятие



12

Значение комнатных растений в жизни человека.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



Тема 3. Часы занимательной биологии ( 6 ч)

13

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы

1

Интеллектуально-познавательное занятие



14

Растения – гиганты и карлики

1

Интеллектуально-познавательное занятие



15

«Зелёный космонавт». «Растения – кроты»

1

Интеллектуально-познавательное занятие



16

Корень жизни. Растения – лекари

1

Интеллектуально-познавательное занятие



17

Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области

1

Интеллектуально-развивающее занятие



18

Растения – хищники

1

Интеллектуально-познавательное занятие



Тема 4. Зима в жизни растений и животных (5 ч)

19

Причины сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



20

Сроки пролета зимующих птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



21

Организация зимней подкормки птиц

Практическая работа № 6. 

1

Практико-ориентированное занятие



22

Наблюдение за жизнью растений и животных зимой.

1

Экскурсия



23

Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



Тема 5.Биологическая гостиная (4 ч)

24

КВН «В мире животных»

1

Интеллектуально-познавательное, игровое занятие



25

Конкурс рисунков о природе


1

Интеллектуально-познавательное занятие



26

День птиц: устный журнал «В мире птиц»

1

Интеллектуально-познавательное занятие



27

День Земли

1

Интеллектуально-познавательное, игровое занятие



Тема 6. Мы должны их спасти (5 ч)

28

По страницам Красной книги. Животные.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



29

По страницам Красной книги. Растения. Законы об охране природы.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



30

Практическая работа № 7.Выпуск газеты «Красная книга»

1

Практико-ориентированное занятие



31

Практическая работа № 8. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!»

1

Практико-ориентированное занятие



32

День экологических действий.

Практическая работа № 9. Уход за цветниками

1

Практико-ориентированное занятие



Тема 7. Зелёная аптека. (2 ч)

33

Зеленая аптека. Лекарственные растения. Охрана лекарственных растений.

1

Интеллектуально-развивающее занятие



34

Итоговое занятие

1

Игровое занятие





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Автор: Вагина Елена Геннадиевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности в  5 классе  «Занимательная экология» "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-zanimatiel-naia-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "209607"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431246549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа кружка по математике "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-kruzhka-po-matiematikie-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "253293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447578216"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства