kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОМЗ 8 класс 2021г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС. Включает календарно-тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОМЗ 8 класс 2021г»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №__ _от «01» сентября 2021г..





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по__курсу внеурочной деятельности по биологии ______________

«Основы медицинских знаний»________________________


Уровень общего образования (класс) ___ основное общее _8 АБВ________


Количество часов в неделю __1___


Учитель _______Борисенко Ирина Геннадьевна


Программа разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)








г.Шахты 2021г.






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по биологии для 8 класса

«Основы медицинских знаний»



1.Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

- Примерная программа по курсу внеурочной деятельности по биологии «Основы медицинских знаний» .Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с. .Биология. 10-11 класс: элективные курсы/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

- Учебный план на текущий год

« Профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов.

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» ( А.П.Чехов)

Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профиль­ного обучения, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора учащимися будущей профессии. В связи с этим особенно актуальным становится расширение возможностей социализации учащихся, создание условий для их практической ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности.

Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо заранее готовить их к этому путём введения профориентационных курсов. В основу программы курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развитие интереса у учащихся к профессиям, связанным с медициной.

Курс «Основы медицинских знаний» предлагается для учащихся 8 класса, проявивших интерес к биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 35 академических часов (по 1 часу в неделю). Курс является предметно-ориентированным. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в области медицинской деятельности человека.

Курс направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Занятия по обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению курса анатомии и физиологии человека. Программа знакомит учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, оказание первой медицинской помощи в критических ситуациях.

Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.


Цель курса: содействию профессиональному самоопределению учащихся путём приобретения специальных знаний, умений и навыков в области профессий, связанных с медициной.


Основные задачи курса:

  • сформировать общее представление о медицине как науке, возникшей в глубокой древности; о великих учёных – Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;

  • дать основы медицинских знаний;

  • вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;

  • формировать интерес к профессиям, связанным с медициной

  • дать знания о способах введения лекарственных средств и о проявлениях действий лекарственных средств;

  • дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его;

  • развивать уверенность в себе и успешность.


2.Требования к результатам обучения

Личностные результаты.

- Понимать смысл своей деятельности;

- определять роль результатов выдающихся биологических открытий в области медицины; осознавать важность

- развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе

-уметь определять состояние жизнедеятельности организма по показаниям давления, пульса, объема легких.

Метапредметные результаты.

- знакомство с составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы, структурировать материал, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации:

-сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

- умение работать в группе

- умение представлять результаты деятельности

Предметные результаты.

решения биологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Формирование практических навыков оказания первой медицинской помощи при нарушении физиологических процессов.

Объяснять:

-понятие жизнедеятельность организма;

-особенности строения и функции сердечно - сосудистой системы, дыхательной, опорно - двигательной;

Называть:

-виды кровеносного давления, пульса, частота дыхательных движений, состояние работоспособности и утомления мышц;

Уметь:

- определять показания кровеносного давления, пульса, объема легких при различных состояниях организма;

- оказывать первую медицинскую помощь при переломах, ожогах и различных видах кровотечений;

-использовать рисунки, схемы и модели для изучения процессов жизнедеятельности;

-анализировать особенности физиологического состояния организма;

-использовать источники биологической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-применять знания о физиологии в практической деятельности.

Место внеурочного курса в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 34 часа.



Планируемые результаты освоения курса

В результате освоения курса ученик научится:

  • Работать с датчиком ЭКГ датчик частоты сердечных сокращений датчик содержания О2 датчиком содержания СО2;.

  • Называть показания разных видов кровеносного давления, частота дыхательных движений, состояние утомления мышц, признаки повреждения опорно - двигательного аппарата;

  • Уметь оказывать первую медицинскую помощь при различных нарушениях физиологии;

  • Определять тип повреждения опорно - двигательного аппарата;

  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

  • Использовать знания о физиологии организма для ведения здорового образа жизни.

  • Разрабатывать проект (групповой или индивидуальный)


должны знать:

  • организацию медицинской службы;

  • правила оказания первой медицинской помощи в разных ситуациях;

  • классификацию инфекционных болезней, способы профилактики инфекций;

  • принципы классификации лекарственных средств;

  • правила выписки, хранения и введения лекарственных средств;

  • особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;

  • правила проведения лечебных процедур.

должны уметь:

  • практически применять знания в жизни;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • ухаживать за больными;

  • иметь представление о выписке и хранении лекарств;

  • использовать средства дезинфекции;

  • приготовить и использовать элементарные антисептические средства.

Планируемые результаты:

  • Профессиональная ориентация

  • Развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.

  • Завершается изучение курса участием в конференции научного общества школы с рефератом по выбранной теме. Эта тема социально-значимая.

  • Изучение курса будет способствовать развитию кругозора учащихся, умению совершенствовать свой образ жизни, умению ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.

  • Овладение новыми практическими навыками оказания первой помощи, умение выбирать средства для решения поставленных задач.

  • Воспитание целеустремлённости, собранности, желания помогать другим людям.


Для достижения поставленных целей и задач использую следующие методы и формы организации деятельности учащихся: лекции, практические занятия, анкетирование, решение проблемных вопросов и задач, тестов, подготовка сообщений, написание реферата, самостоятельная работа по поиску информации в разных источниках, включая Интернет-ресурсы.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.

Реализуемые технологии

При изучении курса используется деятельностный и практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические биологические, но и общеучебные знания и умения.

Используется технология проектной деятельности, основными целями и задачами которой являются:

  • развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

  • развитие умений планирования собственных действий и выполнение их по алгоритму;

  • формирование умений самостоятельного поиска необходимой информации;

  • развитие способностей к рефлексии собственной деятельности;

  • формирование умений планирования конечного результата и представления его.

Основные методы обучения: эвристический, практический, проектный, исследовательский

Формы и методы проведения занятий: эвристическая беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта.


Форма зачёта:

  • По итогам курса учащиеся представляют индивидуальные или групповые творческие работы по выбранной теме;

  • Тестирование


Предполагаемые темы творческих работ:


На первом занятии учащиеся выбирают тему для исследования, и по мере изучения материала представляют свои работы.



  1. Наследственные болезни.

  2. Вирусные инфекции. Пути их распространения.

  3. Истоки здорового образа жизни.

  4. История отечественной фармакологии.

  5. Виды медицинских учреждений

  6. Клиническая и физиологическая смерть.

  7. Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии в истории человечества.

  8. Лекарственные растения. Сбор и хранение. Фитотерапия.

  9. Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.

  10. Использование яда змей и пчел.

  11. Лечебные свойства мумиё.

  12. Точечный массаж.


3.Содержание изучаемого курса.


Введение.

Значение основ медицинских знаний в чрезвычайных ситуациях. История развития хирургии Травматология как отрасль хирургии. Вклад Н.И.Пирогова в науку. Этапы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Работа отряда первой медицинской помощи.

Виды раневой инфекции (неспецифическая, специфическая, острая и хроническая). Опасность инфицирования ран. Пути проникновения инфекции в рану (экзогенный и эндогенный).

Антисептика, ее виды (механическая, физическая, химическая и биологическая). Способы применения антисептических средств (наружно, энтерально, парентерально, ингаляционно). Виды антисептических веществ (химические, биологические и фитонциды). Антисептики домашней аптечки. Понятие об асептике, сепсисе, столбняке.

История обезболивания в хирургии. Общие сведения о десмургии. Виды мягких повязок.

Практическая работа №1.

Отработка навыков наложения мягких повязок

(повязки: на культю, спиральная, восьмиобразная, на затылок,

черепашья, ползучая на предплечье).

Практическая работа №2.

Отработка навыков наложения мягких повязок

(повязки: на глаз, «чепец», спиральная и крестообразная на грудь).

Виды ран (резаные, колотые, рубленые, рваные, ушибленные, размозженные, укушенные, отравленные, огнестрельные). Профилактика инфицирования ран.

Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное; наружное, внутреннее). Способы временной остановки кровотечения. Окончательная остановка кровотечения. Способы остановки кровотечения (механические, физические, с использованием химических или биологических средств). Особенности остановки кровотечения у детей.

Практическая работа №3.

Отработка навыков остановки кровотечений.

История развития переливания крови. Учение о группах крови (К.А.Ландштейнер и Я.Янский). Совместимость групп крови. Понятие о резус-факторе. Действие перелитой крови на организм.

Практическая работа №4.

Определение групп крови по стандартным сывороткам.

Понятие о травматическом шоке, его классификация (травматический, ожоговый, операционный, гемотрансфузионный, анафилактический, цитратный). Тяжесть шокового состояния. Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи пострадавшему.

Понятия о закрытых повреждениях и их классификация (повреждение мягких тканей тела (ушиб, растяжение, сотрясение, сдавление), вывихи (врожденные, приобретенные, травматические, патологические)). Асфиксия и ее признаки.

Практическая работа №5.

Отработка навыков оказания первой помощи при закрытых повреждениях.

Понятия о переломах и их классификация (врожденные, приобретенные, патологические). Причины возникновения переломов. Распознавание переломов. Первая медицинская помощь при открытых и закрытых переломах. Правила наложения шинных повязок.

Практическая работа №6

Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей.

Общие сведения об ожогах. Классификация ожогов (термические, световые, электрические, химические, лучевые). Степени термических ожогов. Понятие об ожоговой болезни и ожоговом шоке. Признаки ожогов дыхательных путей. Первая помощь пострадавшему при ожоге.

Обморожения. Причины возникновения. Степени обморожения. Понятие об озноблении и замерзании. Первая помощь при обморожении, озноблении и замерзании.

Электротравмы. Виды повреждений при электротравме. Прямое и непрямое действие электрического тока. Причины смерти при электротравме. Первая помощь при электротравмах, меры безопасности, типичные ошибки.

Утопление. Виды утопления. Признаки отека легких. Экстренная помощь при утоплении.

Закрытые травмы головы (сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга). Оказание первой помощи пострадавшему при повреждениях головы, шеи, позвоночника. Правила транспортировки пострадавшего.

Повреждения грудной клетки и органов грудной полости. Понятие о пневмотораксе и гемотораксе. Первая помощь при повреждении органов грудной клетки, живота, таза. Правила транспортировки пострадавшего с переломом таза.

Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи. Оказание помощи при асфиксии и коме. Приемы удаления инородного тела из дыхательных путей.

Понятие о внезапной остановке сердца и клинической смерти. Признаки клинической смерти. Этапы реанимации. Прекардиальный удар. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких. Биологическая смерть, ее признаки.

Что такое суицид и психическая травма. Первая помощь при повешении. Правила поведения при обнаружении попытки самоубийства.

Понятие о психотерапевтической помощи и врачебной тайне (беседа с врачом, психологом).

Понятие об эпилепсии. Признаки эпилептического припадка. Оказание помощи во время приступа. Понятие о снохождении (лунатизме).

Что такое обморок и коллапс. Причины обмороков. Действия очевидцев по оказанию первой помощи при обмороке.

Понятие о синдроме длительного сдавливания. Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков завалов.

Что такое аллергия? Развитие аллергического шока. Первая помощь в случае аллергической реакции.

Диабетическая кома, ее причины. Гипертонический криз. Первая помощь больному во время приступа.

Как избавиться от головной боли во время приступа мигрени?

Как оказать помощь в родах? Алгоритм действий при родовспоможении.

Зачетное занятие: «Решение ситуационных задач, правила оказания первой помощи пострадавшему»




















4.Календарно-тематическое планирование.

Тема занятий

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Форма контроля

всего

лекций

семинаров

практ

1

Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации.

1-3.09


1

1



доклады об ученых

2

Виды раневой инфекции и пути ее проникновения.

6-10.09


1

1



тестирование

3

История обезболивания в хирургии.

13-17.09


1

1



сообщения

4

Общие сведения о десмургии.

20-25.09


1


1


тестирование

5

П/р 1. Отработка навыков наложения мягких повязок.

27-30.09


1



1

тестирование

6

П/р 2. Отработка навыков наложения мягких повязок.

4-8.10


1



1

зачет

7

Виды ран.

11-15.10


1


1


тестирование

8

Виды кровотечений.

18-22.10


1


1


тестирование

9

П/р 3. Отработка навыков остановки кровотечений.

25-29.10


1



1

зачет

10

История развития переливания крови.

1-12.11


1

1



сообщение

11

П/р 4. Определение групп крови по стандартным сывороткам.

15-19.11


1



1

зачет

12

Травматический шок.

22-26.11


1


1


решение задач

13

Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи пострадавшему.

29.11-3.12


1


1


решение задач

14

Понятие о закрытых повреждениях.

6-10.12


1


1


решение задач

15

П/р 5. Отработка навыков оказания первой помощи при закрытых повреждениях.

13-17.12


1



1

зачет

16

Понятие о переломах.

20-24.12


1


1


решение задач

17

П/р 6. Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей.

27-30.12


1



1

зачет

18

Общие сведения об ожогах.

10-14.01


1


1


тестирование

19

Ознобление. Замерзание. Отморожение.

17-21.01


1


1


тестирование

20

Электротравмы. Утопление.

24-28.01


1


1


решение задач

21

Первая помощь при закрытых повреждениях головы, шеи, позвоночника.

31.01- 4.02


1


1


тестирование

22

Первая помощь при повреждениях органов грудной клетки, таза, живота.

7.02-11.02


1


1


тестирование

23

Оказание первой помощи при асфиксии и коме.

14.02 18.02


1


1


решение задач

24

Понятие о внезапной остановке сердца и клинической смерти.

21.02-25.02


1


1


решение задач

25

Что такое суицид и психологическая травма?

28.02-4.03


1


1


тестирование

26

Понятие психотерапевтической помощи и врачебной тайне (беседа с психологом и врачом)

9-18.03


1


1


решение задач

27

Понятие об эпилепсии и лунатизме.

21.03-8.04


1


1


тестирование

28

Обморок, его причины. Первая помощь пострадавшему.

11.04-15.04


1


1


решение задач

29

Понятие о синдроме длительного сдавления

18.04-22.04


1


1


решение задач

30

Аллергия. Аллергический шок.

25.04-29.04


1


1


тестирование, сообщение

31

Диабетическая кома.

4-13.05


1


1


решение задач, сообщение

32

Гипертонический криз.

16.05-20.05


1


1


решение задач, сообщение

33

Как избавиться от головной боли во время приступа мигрени.

23.05-27.05


1


1


тестирование

34

Как оказать помощь в родах.

30.05-31.05


1

1



тестирование

ИТОГО



34

5

24

6








Литература для учителя.


  1. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

  2. Биология. 10-11 класс: элективные курсы/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.


Литература для учащихся.


  1. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В.

«Основы медицинских знаний» / учебное пособие для учащихся 9-11 классов - М.: АСТ, 1999. 400с.: ил.

2. Смирнов А.Т.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / учебное пособие для учащихся 10-11 классов - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д, Беляев И.Н.

« Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008г – 332 с.

4. Детская энциклопедия. Т.18. Человек. – М.: «Аванта+», 2002.





















Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту


























































































































































19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОМЗ 8 класс 2021г

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа по ОМЗ 5 класс 2021 г."
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_po_omz_5_klass_2021_g"
    ["file_id"] => string(6) "596580"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640801971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства