kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОМЗ 5 класс 2021 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС. Программа содержит календарно-тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОМЗ 5 класс 2021 г.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №__ _от «01» сентября 2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по__курсу внеурочной деятельности по биологии ______________

«Основы медицинских знаний»________________________


Уровень общего образования (класс) ___ основное общее _5 АБВ________


Количество часов в неделю __1___


Учитель _______Борисенко Ирина Геннадьевна


Программа разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)






г.Шахты 2021г.







Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

Данная программа учебного курса предназначена для обучающихся 5 классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » для учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.

Для решения этих проблем важным является профилактическое

направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении кадетов является формирование принципов здорового образа жизни.

Обучающиеся должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.


Цель программы:

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к

сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;

Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;

Реализация цели предусматривает решение следующих задач

1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.

2.Познакомить учеников со строением и основными функциями

человеческого организма.

3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.

4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах

5.Обучить методам оказания реанимационной помощи

6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую

сохранению жизни и здоровья.

Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний»

составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального дополнительного образования

медицинского направления.

Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.

Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим предметам, изучаемым в школе.

Составлена на основании учебников: Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. М.. Берлин: Директ-Медиа. 2015. 97 стр. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// http://biblioclub.ru/index.php?page=author&id=133506 Основы медицинских знаний: учебное пособие. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., Ничипрук Г.И., Виноградов С.В. Изд.: СпецЛит, 2013г.- 303с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104904.


Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся , поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.

Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.

Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.

Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.

В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

-Лекции

-Собеседования

-Самоподготовка

-Индивидуальные и групповые консультации

-Групповые обсуждения

-Работа в малых творческих группах

-Практические задания


Формы проверки знаний

- Устный опрос

- Решение тестовых заданий

- Контрольные работы

- Решение ситуационных задач

- Выполнение реферативных работ

Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении данного курса

Учащийся должен знать:

-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;

-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;

-знать средства для оказания само и взаимопомощи;

Уметь:

-применить на практике принципы здорового образа жизни;

-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

-владеть приемами реанимационных мероприятий;

-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах

Объем дисциплины курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » составляет 34 часов и изучается в течении одного учебного года.







Содержание


5 класс

Введение

Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.

1. Пищеварение.

Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.

Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.

Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.

Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.

2. Кожа

Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).

3. Дыхание

Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.

Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.

4. Органы чувств. Осанка.

Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.

5.Гигиена труда и отдыха

Режим для школьника. Каким он должен быть? Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников, посещавших занятия в 1 смену. Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения. Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся . Летние каникулы — лучшее время для оздоровления.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

1. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.

2. Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт- Петербург, 2003. 612с.

3. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.

4. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.

5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.

6. Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –

926с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Скелет человека

2. Торс человека

3. Тренажер по реанимации «Максим»

4. Муляжи и накладки по травмам

5. Видеофильмы

6. Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий

7. Медицинские средства для оказания первой доврачебной помощи:

носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики

8. Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи

9. Фонендоскопы, тонометры, секундомер

10. Предметы ухода за больным


Тематическое планирование 5класс



п/п

Название разделов, тем



По плану

По факту


Введение



1

Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь».

1-3.09


2

Гигиена как наука.

6-10.09



  1. Пищеварение



3

Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.

13-17.09


4

Витамины и их значение.

20-25.09


5

Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.

27-30.09


6

Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.

4-8.10


7


Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания.

11-15.10


8

Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях.

18-22.10


9

Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.

25-29.10



  1. Кожа



10.

Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи.

1-12.11


11

Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи.

15-19.11


12

Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос.


22-26.11


13

Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей.

29.11-3.12


14

Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика.

6-10.12


15

Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).

13-17.12



  1. Дыхание



16


Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.

20-24.12


17

Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях.

27-30.12


18

Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными.

10-14.01


19

Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.

17-21.01



  1. Органы чувств. Осанка.




20

Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика.

24-28.01


21

Практическое занятие. Определение ведущего глаза

31.01- 4.02


22

Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье.

7.02-11.02



23

Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.

Гигиена труда и отдыха

14.02 18.02


24

Практическое занятие. Определение правильности осанки

21.02-25.02


25

Практическое занятие. Определение гибкости позвоночника

28.02-4.03



26

Режим для школьника. Каким он должен быть?

9-18.03


27

Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников.

21.03-8.04


28

Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток.

11.04-15.04



29

Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости.

18.04-22.04


30

Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения.

25.04-29.04


31

Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии.

4-13.05


32

Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств.

16.05-20.05


33

Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна.

23.05-27.05


34

Итоговое занятие. Презентация проектов

30.05-31.05










Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту



























































































































































25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОМЗ 5 класс 2021 г.

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа по ОМЗ 8 класс 2021г"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_po_omz_8_klass_2021g"
    ["file_id"] => string(6) "596579"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640801201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства