по__курсу внеурочной деятельности побиологии______________
«Основы медицинских знаний»________________________
Уровень общего образования (класс) ___ основное общее _5 АБВ________
Количество часов в неделю __1___
Учитель _______Борисенко Ирина Геннадьевна
Программа разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой (Программы для общеобразовательных учреждений.Биология: 5-11 классы: программа.-М.:Вентана-Граф, 2018-304с.)
г.Шахты 2021г.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
Данная программа учебного курса предназначена для обучающихся 5 классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » для учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.
Для решения этих проблем важным является профилактическое
направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении кадетов является формирование принципов здорового образа жизни.
Обучающиеся должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.
Цель программы:
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить учеников со строением и основными функциями
человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую
сохранению жизни и здоровья.
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального дополнительного образования
медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим предметам, изучаемым в школе.
Составлена на основании учебников: Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. М.. Берлин: Директ-Медиа. 2015. 97 стр. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// http://biblioclub.ru/index.php?page=author&id=133506 Основы медицинских знаний: учебное пособие. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., Ничипрук Г.И., Виноградов С.В. Изд.: СпецЛит, 2013г.- 303с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104904.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся , поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-Лекции
-Собеседования
-Самоподготовка
-Индивидуальные и групповые консультации
-Групповые обсуждения
-Работа в малых творческих группах
-Практические задания
Формы проверки знаний
- Устный опрос
- Решение тестовых заданий
- Контрольные работы
- Решение ситуационных задач
- Выполнение реферативных работ
Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении данного курса
Учащийся должен знать:
-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
-знать средства для оказания само и взаимопомощи;
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-владеть приемами реанимационных мероприятий;
-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах
Объем дисциплины курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » составляет 34 часов и изучается в течении одного учебного года.
Содержание
5 класс
Введение
Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.
1. Пищеварение.
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.
2. Кожа
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).
3. Дыхание
Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.
4. Органы чувств. Осанка.
Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.
5.Гигиена труда и отдыха
Режим для школьника. Каким он должен быть? Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников, посещавших занятия в 1 смену. Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения. Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся . Летние каникулы — лучшее время для оздоровления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
1. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.
2. Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт- Петербург, 2003. 612с.
3. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.
4. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.
5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.
6. Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –
926с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Скелет человека
2. Торс человека
3. Тренажер по реанимации «Максим»
4. Муляжи и накладки по травмам
5. Видеофильмы
6. Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий
7. Медицинские средства для оказания первой доврачебной помощи:
Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь».
1-3.09
2
Гигиена как наука.
6-10.09
Пищеварение
3
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.
13-17.09
4
Витамины и их значение.
20-25.09
5
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.
27-30.09
6
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.
4-8.10
7
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания.
11-15.10
8
Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях.
18-22.10
9
Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.
25-29.10
Кожа
10.
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи.
1-12.11
11
Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи.
15-19.11
12
Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос.
22-26.11
13
Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей.
29.11-3.12
14
Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика.
6-10.12
15
Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).
13-17.12
Дыхание
16
Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.
20-24.12
17
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях.
27-30.12
18
Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными.
10-14.01
19
Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.
17-21.01
Органы чувств. Осанка.
20
Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика.
24-28.01
21
Практическое занятие. Определение ведущего глаза
31.01- 4.02
22
Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье.
7.02-11.02
23
Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.
Гигиена труда и отдыха
14.02 18.02
24
Практическое занятие. Определение правильности осанки
21.02-25.02
25
Практическое занятие. Определение гибкости позвоночника
28.02-4.03
26
Режим для школьника. Каким он должен быть?
9-18.03
27
Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников.
21.03-8.04
28
Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток.
11.04-15.04
29
Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости.
18.04-22.04
30
Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения.
25.04-29.04
31
Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии.
4-13.05
32
Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств.
16.05-20.05
33
Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна.