Программа внеурочной деятельности «Заповедная Брянщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины, развитие интереса к природным достопримечательностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Заповедная Брянщина"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крыжинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО учителей Призом № _________
_____________О.В. Леонова от________________
Протокол №______ от __________ Директор_____________
Е.И. Струтинская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ЗАПОВЕДНАЯ БРЯНЩИНА»
7 КЛАСС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Е.Е.Семёнова
«_____»__________20______года
Программа разработана.
учителем биологии
высшей квалификационной категории
Ходулаповой З.Н.
Принято к реализации педагогическим советом МБОУ Крыжинской ООШ
Протокол № ______ от _____________
Настоящая рабочая программа по курсу «Заповедная Брянщина» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,
- ФГОС ООО (приказы Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями от 29.12.2014 года № 1644, 31 декабря 2015 года № 1577»
- Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- ООП ООО на 2020 – 2025 гг (принята решением педсовета от 30.08.2020 года, протокол № 1)
- Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 05 .04.2021 г. № 1888-04-О «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организации Брянской области на 2021/2022 учебный год»
- Учебный план для 5-9 кл МБОУ Крыжинской ООШ на 2021-2022 учебный год.
- Календарный учебный график для 5-9 кл МБОУ Крыжинской ООШ на 2021-2022 учебный год.
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в условиях реализации ФГОС НОО и ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Крыжинской основной общеобразовательной школы (приказ №98 от 30.08.2016г.)
- Авторской программой учебного модуля «Заповедная Брянщина»
Н.А. Калиничев. 2015г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственных аккредитованных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018г № 345.
- Учебника: Калиничев Н.А. Заповедная Брянщина. Экология. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений.-Брянск: Изд-во «Курсив», 2013
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Программа имеет эколого-биологическую направленность с практической ориентацией.
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современности.
Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования.
Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками экологии, биологии, географии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трѐх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого. Формирование у учащихся умений в области научных исследований. Отработка навыка формулировки темы исследовательской и проектной работы (ИиПР), доказательности актуальности постановки ее цели, формулировки задач исследования в соответствии с выбранной темой, а также навыка подбора методики исследования в соответствии с его целью и задачами и планирование эксперимента в соответствии с выбранной методикой. Знакомство с методиками закладки полевого опыта. Выбор и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватных задачам исследования. Наблюдение за биологическими, экологическими и социальными явлениями. Отработка навыка работы с определителями, атласами – определителями, коллекциями и гербариями, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Брянской области, интернет – ресурсами. Работа с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотное их цитирование, оформление библиографических ссылок. Практические работы: «Работа над введением научного исследования», «Работа над основной частью исследования», «Создание компьютерной презентации». Подготовка доклада по результатам исследования. Особенности публичной защиты проекта.
Сроки реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Заповедная Брянщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины, развитие интереса к природным достопримечательностям. Развивая пытливость, любознательность и наблюдательность, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития природы региона и современного общества.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение его к уникальной природе Брянского края, в первую очередь, заповедных и особо охраняемых природных территорий, в т. ч. посредством формирования навыков исследовательской работы.
Цель:
Расширить знания учащихся о природе Брянского края, его заповедных местах, способствовать развитию интереса к изучению родного края, малой родине и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических проблем.
Задачи:
- познакомить с природными особенностями заповедных мест Брянского края: с заповедниками, заказниками, памятниками природы и другими заповедными объектами на территории края;;
- формировать у школьников умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы края;
- повысить степень участия обучающихся и педагогов в проектно - исследовательской и проектной деятельности, развивать их творческую активность, исследовательские навыки.
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:
В целом, главными ожидаемыми результатами изучения программы модуля «Заповедная Брянщина» являются сформированность у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях, их позитивное отношение к природному биоразнообразию, формирование практических умений и навыков поведения в окружающей среде, а также проявление высоких нравственных качеств личности в общении с людьми и поступках подростков.
В контексте требований к знаниям, умениям и навыкам обучающийся, успешно освоивший данную образовательную программу
должен знать:
- Более глубоко и подробно природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие.
- Природные достопримечательности своего района и Брянского края в целом.
- Роль заповедников и других охраняемых природных территорий в природопользовании, в осуществлении концепции устойчивого развития. Классификацию Российских ООПТ.
- Историю возникновения и направления работы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».
- Государственные природные заказники Брянской области. Примеры памятников природы областного значения с учетом их профиля и природоохранного статуса. Памятники природы областного значения своего района.
- Экологические проблемы и их влияние на ООПТ, региональные экологические проблемы и роль системы охраняемых природных территорий в их решении.
- Красные книги растений и животных России и Брянской области – их назначение, смысловое содержание, природоохранный статус включенных в них отдельных видов организмов.
должен уметь:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, а также для демонстрации всем своим образом жизни и личным примером форм неистощительного природопользования.
- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью определения природоохранного статуса и профиля охраняемых природных территорий России и Брянской области.
- Пользоваться Красными книгами России и Брянской области с целью определения природоохранного статуса внесенных в них охраняемых видов.
- Пользоваться гербариями, коллекциями, атласами, определителями отдельных групп организмов, с целью уточнения их видового состава.
- Пользоваться понятийным аппаратом природоохранной деятельности.
- Владеть навыками выполнения несложных исследований окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, владеть методикой учета животных и птиц, поступать по отношению к природе согласно принципам экологической этики.
- Владеть элементарными навыками сбора материала (в т.ч. в природе) при осуществлении исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.
- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью оформления результатов индивидуальных (групповых) исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.
должен понимать:
– принципы взаимодействия человека и биосферы;
– принципы и методы гармонизации отношений в системе "общество – природа";
– роль территориальных ограничений в природопользовании.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Что мы узнаем на занятиях курса «Заповедная Брянщина». (2 часа)
Лексическое значение слова «ЗАПОВЕДНЫЙ». Роль и ценность заповедных, особо охраняемых природных территорий, их значение. Понятия резерват, биоиндикатор, особо охраняемая природная территория. Конституция РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и об их обязанностях по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам (статьи 42, 58). Памятные даты охраны природы и заповедного дела в мире и Российской Федерации. Природоохранные взгляды отечественных и зарубежных ученых, писателей и поэтов.
Тема 2. Категория ООПТ и заповедные объекты Брянщины. (2 часа)
Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Основные категории указанных территорий с учетом особенностей охранного режима и значения. Профили ООПТ: комплексный (ландшафтный), биологический (ботанический и зоологический), палеонтологический, гидрологический, геологический. Группы ресурсов природно-ресурсного потенциала Брянщины: земельные; минерально-сырьевые; водные; лесные ресурсы; флора и фауна. Роль ООПТ в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем на территории Брянской области.
Тема 3. ООПТ Брянщины международного и федерального значения (2 часа)
Биосферные заповедники и биосферные резерваты. Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье». Заповедник «Брянский лес» как ядро биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье». Режим территории и значение биосферного полигона (заказника) «Скрипкинский». Буферная и переходная зоны биосферного резервата: состав и значение. Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский». Природные особенности и наличие редких видов животных и растений. Коренная популяция бурого медведя, выхухоль и другие редкие виды заказника, включенные Красную книгу РФ и в Красную книгу Брянской области.
Тема 4. Растения и грибы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (5 часов)
Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы заповедника «Брянский лес». Редкие виды грибов, виды, внесенные в Красную книгу РФ (грифола зонтичная, грифола курчавая, звездовник сводчатый и трутовик лакированный) и в Красную книгу Брянской области (гиропорус каштановый, гиропорус синеющий, гриб-зонтик девичий, паутинник фиолетовый, мутинус собачий). Редкие виды папоротников (гроздовник многораздельный, гроздовник полулунный, страусник обыкновенный, ужовник обыкновенный) заповедника. Голосеменные растения заповедника «Брянский лес» (можжевельник обыкновенный). Цветковые растения территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу РФ, находящиеся под угрозой исчезновения (башмачок настоящий, пальчатокоренник балтийский). Растения, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (ветреница лесная, кувшинка белая, лук медвежий, мирт болотный, росянка круглолистная, шпажник черепитчатый). Редкие виды растений, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (астра ромашковая, барбарис обыкновенный, ветреница дубравная, волчеягодник обыкновенный, гвоздика пышная, гнездовка обыкновенная, гудайера ползучая, девясил высокий, дремлик болотный, дрок германский, кувшинка чистобелая, лилия саранка, линнея северная, любка двулистная, пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник пятнистый).
Тема 5. Животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (6 часов)
Сокращающиеся в численности жуки территории заповедника «Брянский лес» (жук-олень, пахучий красотел). Редкие виды жуков территории заповедника «Брянский лес» (обыкновенный отшельник, большой дубовый усач): их биологические особенности и природоохранный статус. Сокращающиеся в численности перепончатокрылые территории заповедника «Брянский лес» (пчела-плотник). Редкие виды перепончатокрылых территории заповедника «Брянский лес» (шмели: моховой и Шренка). Сокращающиеся в численности бабочки территории заповедника «Брянский лес» (мнемозина, аполлон и махаон обыкновенные, лента орденская голубая). Редкие виды бабочек территории заповедника «Брянский лес» (лента орденская малиновая, медведица госпожа, бражники - мертвая голова и прозерпина). Рыбы, находящиеся под угрозой исчезновения (стерлядь, днепровский усач) и сокращающиеся в численности рыбы территории заповедника «Брянский лес» (русская быстрянка, подуст, язь, синец). Редкие виды рыб территории заповедника «Брянский лес» (чехонь). Обыкновенная квакша - земноводное, находящееся под угрозой исчезновения. Редкие виды земноводных территории заповедника «Брянский лес» (гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба). Обыкновенная медянка - пресмыкающееся, сокращающееся в численности на территории заповедника «Брянский лес». Редкие виды пресмыкающихся территории заповедника «Брянский лес» (веретеница ломкая). Птицы заповедника «Брянский лес» внесенные в Красный список МСОП (2014): уязвимые (большой подорлик), исчезающие (балобан), находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому (сизоворонка). Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу России: сокращающиеся в численности (змееяд, большой подорлик, балобан, сапсан, филин, средний дятел); редкие (черный аист, скопа, малый подорлик, беркут, орлан-белохвост, серый сорокопут). Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области: вероятно исчезнувшие (сапсан), находящиеся по угрозой исчезновения (скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, филин), сокращающиеся в численности (глухарь, серый журавль, сизоворонка, лесной жаворонок). Редкие птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области (большая белая цапля, черный аист, обыкновенный осоед, змееяд, орел-карлик, большой подорлик, обыкновенная пустельга, пастушок, мохноногий сыч, домовой сыч, воробьиный сыч, длиннохвостая неясыть, зеленый дятел, средний дятел, серый сорокопут). Охраняемые виды птиц заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, неопределенные по статусу (малый подорлик, сплюшка). Охраняемые виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу России (выхухоль, европейский зубр, вечерница гигантская). Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, находящиеся под угрозой исчезновения (бурый медведь, рысь, соня-полчок). Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (прудовая ночница, барсук). Редкие виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (ночница Наттерера, нетопырь-карлик, речная выдра, соня лесная). Вероятно исчезнувшие млекопитающие Брянской области – земляной заяц, крапчатый суслик и белка-летяга.
Тема 6. Государственные природные заказники регионального значения (2 часа)
Государственные природные заказники основной зоны биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье», заказник Скрипкинский, заказник Будимирская пойма, заказник Деснянско-Жеренский, заказник Партизанские топи, заказник Клинцовский. Характеристика наиболее значимых ООПТ.
Тема 7. ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье» (2 часа)
ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»: местонахождение, природно- ланшафные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды. Памятники природы областного значения: «Княжна», «Колодезь», «Горемля», «Будимля», «Максимовский», «Озерки». Характеристика наиболее значимых ООПТ.
Тема 8. ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения (2 часа)
Памятники природы областного значения комплексного профиля (Роща Соловьи, Старинный парк в Ляличах, Хотылево, Трубчевский партизанский лес, Медвежьи печи, Родник Удельные Уты, Кукуевские глухариные тока, Симонова хатка, Марковские горы). Памятники природы областного значения гидрологического профиля (Озеро Солька, Озеро Святое, Бечино, Озеро Бездонное, Озеро Ореховое, Кожановское озеро, Галое болото, Колыханское болото, Петровское болото, Монахова криница). Характеристика наиболее значимых ООПТ. Памятник природы областного значения – Роща Соловьи. Его природно- ландшафтные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды. Значение памятника природы «Роща Соловьи» для сохранения живой природы и культурно-исторического наследия.
Тема 9. ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения (2 часа)
Памятники природы областного значения ландшафтного профиля (Овраги Верхний и Нижний Судки, Партизанский дуб, Добруньские склоны, Болото Рыжуха, Ревна, Никольская дача, Хинельский лес, Гагаринские дубы, Деснянские Жигули). Характеристика наиболее значимых ООПТ. Памятники природы областного значения геологического профиля (Дюнные всхолмления).
Тема 10. Дендрологические и ботанические сады (2 часа)
Ботанический сад им. Б.В. Гроздова, дендрарий им. Б.В. Гроздова, дендрарий в честь 200-летия лесного Департамента России (1998 г.), дендрарий «Тютьков Сад», дедндрарий «Красный Рог», дендрарий им. И.Е. Васильева. Характеристика наиболее значимых ООПТ.
Тема 11. Экологические проблемы и их влияние на ООПТ. (2 часа)
Исторические аспекты развития природоохранных территорий: переход от локального характера воздействия на природу к глобальному. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г. Основные проблемы в области организации и функционирования ООПТ. Роль ООПТ Брянщины в организации рациональной, научно-обоснованной хозяйственной деятельности по не истощительному использованию природных ресурсов и обеспечению устойчивости естественных для нашего региона ландшафтов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
1.
Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».
2
2.
Категории ООПТ и заповедные объекты Брянщины.
3
3.
ООПТ Брянщины международного и федерального значения.
2
4.
Растения и грибы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».
5
5.
Животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».
7
6.
Государственные природные заказники регионального значения.
2
7.
ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».
2
8.
ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.
2
9.
ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения.
2
10.
Дендрологические и ботанические сады.
2
11.
Экологические проблемы и их влияние на ООПТ.
2
12.
Творческий проект по разделу. Выполнение и защита проекта
3
ИТОГО:
35 часов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
фактич.
Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».
2
1
Роль и ценность заповедных, особо охраняемых природных территорий, их значение. Понятия резерват, биоиндикатор, особо охраняемая природная территория.
1
2
Памятные даты охраны природы и заповедного дела в мире и Российской Федерации. Природоохранные взгляды отечественных и зарубежных ученых, писателей и поэтов.
1
Категории ООПТ и заповедные объекты Брянщины.
3
3
Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации
1
4
Заповедные объекты Брянщины.
1
5
Роль ООПТ в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем на территории Брянской области
1
ООПТ Брянщины международного и федерального значения.
ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».
2
23
ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»: местонахождение, природно- ланшафные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды.
1
24
Памятники природы областного значения: «Княжна», «Колодезь», «Горемля», «Будимля», «Максимовский», «Озерки».
1
ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.
2
25
Памятники природы областного значения комплексного профиля
1
26
Памятники природы областного значения гидрологического профиля
1
ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения.
2
27
Памятники природы областного значения ландшафтного профиля
1
28
Памятники природы областного значения геологического профиля
1
Дендрологические и ботанические сады.
2
29
Ботанические сады.
1
30
Дендрарии
1
Экологические проблемы и их влияние на ООПТ.
2
31
Исторические аспекты развития природоохранных территорий
32
Роль ООПТ Брянщины в организации рациональной, научно-обоснованной хозяйственной деятельности
Творческий проект по разделу. Выполнение и защита проекта
3
33
Выполнение творческого проекта
1
34
Выполнение творческого проекта
1
35
Защита творческого проекта
1
Лист корректировки рабочей программы по курсу «Заповедная Брянщина»
7 класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Литература:
Калиничев Н.А. Заповедная Брянщина. Экология. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений.-Брянск: Изд-во «Курсив», 2013.