kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Заповедная Брянщина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности напрвавлена на расширение знаний о родном крае.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Заповедная Брянщина"»

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Заповедная Брянщина» для обучающихся 7 класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее ФОП) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Программа «Заповедная Брянщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины. Она рассчитана на учащихся 7 классов. Содержание данной образовательной программы направлено прежде всего на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, социального и профессионального самоопределения.

В задачи курса входит достаточно основательное знакомство с различными категориями охраняемых природных территорий – заповедниками, заказниками, памятниками природы. Осваивая данную программу, учащиеся не просто пополняют багаж экологических знаний, но формируют экологическое мировоззрение, экологический стиль мышления, экологический взгляд на природу и общество. Программа предлагает детям посмотреть на окружающий мир, на природу Брянщины, чтобы критически оценить, насколько существующая система охраняемых природных территорий соответствует современным экологическим требованиям.

Основная задача модуля "Заповедная Брянщина" – научить юных жителей воспринимать особо охраняемые природные территории как инструмент и эталон рационального природопользования.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель: расширить знания учащихся о природе Брянского края, его заповедных

местах, способствовать развитию интереса к изучению родного края, малой родины и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических проблем.

Задачи: более широко познакомить учащихся с заповедником, заказниками,

памятниками природы и другими объектами на территории области и особенностями этих заповедных мест, а также формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи между компонентами природы, развивать творческую активность и их исследовательские навыки.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Н.А.Калиничев. Заповедная Брянщина. Экология. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений.-Брянск: Изд-во «Курсив», 2013.

Срок реализации рабочей программы: 2023 /2024 учебный год

В соответствии с учебным планом МБОУ – Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 ч/неделю).





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

  • Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

—- соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

  • осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю­щей среде;

  • формирование любви к природе, чувства уважения к уче­ным, изучающим природу;

  • развитие эстетического восприятия живой природы;

  • формирование ответственного отношения к учению, труду;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Умения определять понятия, формулируемые в процессе изуче­ния темы;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

  • наблюдать и описывать различных представителей расти­тельного мира;

  • находить в различных источниках необходимую информа­цию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • приводить доказательства взаимосвязи растений и окру­жающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • представлять изученный материал, используя возможно­сти компьютерных технологий;

  • работать со всеми компонентами текста;

  • составлять простые и сложные планы текста;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

  • при выполнении лабораторных и практических работ вы­бирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируе­мыми результатами;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Предметные результаты:


1 В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов

(отличительных признаков живых организмов)

классификация – определение принадлежности биологических

объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли различных организмов в жизни человека;

различение на фотографиях наиболее распространенных растений Брянской

области; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание

биологических объектов;

2 В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3 В сфере физической деятельности:

 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами и растениями.

4 В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Формирование научных знаний о растениях, встречающиеся в местности проживания и за­несенные в Красную книгу.

— более глубоко и подробно природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие;

— природные достопримечательности своего района и Брянского края в целом;

— роль заповедников и других охраняемых природных территорий в природопользовании, в осуществлении концепции устойчивого развития. Классификацию Российских ООПТ;

— историю возникновения и направления работы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»;

— государственные природные заказники Брянской области. Примеры памятников природы областного значения с учетом их профиля и природоохранного статуса. Памятники природы областного значения своего района;

— экологические проблемы и их влияние на ООПТ, региональные экологические проблемы и роль системы охраняемых природных территорий в их решении;

— красные книги растений и животных России и Брянской области – их назначение, смысловое содержание, природоохранный статус включенных в них отдельных видов организмов.


Формирование умений

— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества;

—  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, а также для демонстрации всем своим образом жизни и личным примером форм рационального природопользования;

— пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью определения природоохранного статуса и профиля охраняемых природных территорий России и Брянской области;

— пользоваться Красными книгами России и Брянской области с целью определения природоохранного статуса внесенных в них охраняемых видов;

— пользоваться гербариями, коллекциями, атласами, определителями отдельных групп организмов, с целью уточнения их видового состава;

— пользоваться понятийным аппаратом природоохранной деятельности;

— владеть навыками выполнения несложных исследований окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, владеть методикой учета животных и птиц, поступать по отношению к природе согласно  принципам экологической этики;

— владеть элементарными навыками сбора материала (в т.ч. в природе) при осуществлении исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Тема 1. Введение. Что мы узнаем на занятиях курса «Заповедная Брянщина».

Лексическое значение слова «ЗАПОВЕДНЫЙ». Роль и ценность заповедных, особо охраняемых природных территорий, их значение. Понятия резерват, биоиндикатор, особо охраняемая природная территория. Конституция РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и об их обязанностях по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам (статьи 42, 58). Памятные даты охраны природы и заповедного дела в мире и Российской Федерации. Природоохранные взгляды отечественных и зарубежных ученых, писателей и поэтов.

Тема 2. Категория ООПТ и заповедные объекты Брянщины.

Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Основные категории указанных территорий с учетом особенностей охранного режима и значения. Профили ООПТ: комплексный (ландшафтный), биологический (ботанический и зоологический), палеонтологический, гидрологический, геологический. Группы ресурсов природно-ресурсного потенциала Брянщины: земельные; минерально-сырьевые; водные; лесные ресурсы; флора и фауна. Роль ООПТ в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем на территории Брянской области.

Тема 3. ООПТ Брянщины международного и федерального значения

Биосферные заповедники и биосферные резерваты. Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье». Заповедник «Брянский лес» как ядро биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье». Режим территории и значение биосферного полигона (заказника) «Скрипкинский». Буферная и переходная зоны биосферного резервата: состав и значение. Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский». Природные особенности и наличие редких видов животных и растений. Коренная популяция бурого медведя, выхухоль и другие редкие виды заказника, включенные Красную книгу РФ и в Красную книгу Брянской области.

Тема 4. Растения и грибы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы заповедника «Брянский лес». Редкие виды грибов, виды, внесенные в Красную книгу РФ (грифола зонтичная, грифола курчавая, звездовник сводчатый и трутовик лакированный) и в Красную книгу Брянской области (гиропорус каштановый, гиропорус синеющий, гриб-зонтик девичий, паутинник фиолетовый, мутинус собачий). Редкие виды папоротников (гроздовник многораздельный, гроздовник полулунный, страусник обыкновенный, ужовник обыкновенный) заповедника. Голосеменные растения заповедника «Брянский лес» (можжевельник обыкновенный). Цветковые растения территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу РФ, находящиеся под угрозой исчезновения (башмачок настоящий, пальчатокоренник балтийский). Растения, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (ветреница лесная, кувшинка белая, лук медвежий, мирт болотный, росянка круглолистная, шпажник черепитчатый). Редкие виды растений, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (астра ромашковая, барбарис обыкновенный, ветреница дубравная, волчеягодник обыкновенный, гвоздика пышная, гнездовка обыкновенная, гудайера ползучая, девясил высокий, дремлик болотный, дрок германский, кувшинка чистобелая, лилия саранка, линнея северная, любка двулистная, пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник пятнистый).

Тема 5. Животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

Сокращающиеся в численности жуки территории заповедника «Брянский лес» (жук-олень, пахучий красотел). Редкие виды жуков территории заповедника «Брянский лес» (обыкновенный отшельник, большой дубовый усач): их биологические особенности и природоохранный статус. Сокращающиеся в численности перепончатокрылые территории заповедника «Брянский лес» (пчела-плотник). Редкие виды перепончатокрылых территории заповедника «Брянский лес» (шмели: моховой и Шренка). Сокращающиеся в численности бабочки территории заповедника «Брянский лес» (мнемозина, аполлон и махаон обыкновенные, лента орденская голубая). Редкие виды бабочек территории заповедника «Брянский лес» (лента орденская малиновая, медведица госпожа, бражники - мертвая голова и прозерпина). Рыбы, находящиеся под угрозой исчезновения (стерлядь, днепровский усач) и сокращающиеся в численности рыбы территории заповедника «Брянский лес» (русская быстрянка, подуст, язь, синец). Редкие виды рыб территории заповедника «Брянский лес» (чехонь). Обыкновенная квакша - земноводное, находящееся под угрозой исчезновения. Редкие виды земноводных территории заповедника «Брянский лес» (гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба). Обыкновенная медянка - пресмыкающееся, сокращающееся в численности на территории заповедника «Брянский лес». Редкие виды пресмыкающихся территории заповедника «Брянский лес» (веретеница ломкая). Птицы заповедника «Брянский лес» внесенные в Красный список МСОП (2014): уязвимые (большой подорлик), исчезающие (балобан), находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому (сизоворонка). Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу России: сокращающиеся в численности (змееяд, большой подорлик, балобан, сапсан, филин, средний дятел); редкие (черный аист, скопа, малый подорлик, беркут, орлан-белохвост, серый сорокопут). Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области: вероятно исчезнувшие (сапсан), находящиеся по угрозой исчезновения (скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, филин), сокращающиеся в численности (глухарь, серый журавля, сизоворонка, лесной жаворонок). Редкие птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области (большая белая цапля, черный аист, обыкновенный осоед, змееяд, орел-карлик, большой подорлик, обыкновенная пустельга, пастушок, мохноногий сыч, домовой сыч, воробьиный сыч, длиннохвостая неясыть, зеленый дятел, средний дятел, серый сорокопут). Охраняемые виды птиц заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, неопределенные по статусу (малый подорлик, сплюшка). Охраняемые виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу России (выхухоль, европейский зубр, вечерница гигантская). Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, находящиеся под угрозой исчезновения (бурый медведь, рысь, соня-полчок). Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (прудовая ночница, барсук). Редкие виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (ночница Наттерера, нетопырь-карлик, речная выдра, соня лесная). Вероятно исчезнувшие млекопитающие Брянской области – земляной заяц, крапчатый суслик и белка-летяга.

Тема 6. Государственные природные заказники регионального значения

Государственные природные заказники основной зоны биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье», заказник Скрипкинский, заказник Будимирская пойма, заказник Деснянско-Жеренский, заказник Партизанские топи, заказник Клинцовский. Характеристика наиболее значимых ООПТ.

Тема 7. ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»: местонахождение, природноланшафные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды. Памятники природы областного значения: «Княжна», «Колодезь», «Горемля», «Будимля», «Максимовский», «Озерки». Характеристика наиболее значимых ООПТ.

Тема 8. ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения

Памятники природы областного значения комплексного профиля (Роща Соловьи, Старинный парк в Ляличах, Хотылево, Трубчевский партизанский лес, Медвежьи печи, Родник Удельные Уты, Кукуевские глухариные тока, Симонова хатка, Марковские горы). Памятники природы областного значения гидрологического профиля (Озеро Солька, Озеро Святое, Бечино, Озеро Бездонное, Озеро Ореховое, Кожановское озеро, Галое болото, Колыханское болото, Петровское болото, Монахова криница). Характеристика наиболее значимых ООПТ.

Тема 9. Памятник природы областного значения «Роща Соловьи»

Памятник природы областного значения в районе нахождения нашей гимназии – Роща Соловьи. Его природноландшафтные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды. Значение памятника природы «Роща Соловьи» для сохранения живой природы и культурно-исторического наследия.

Тема 10. ООПТ комплексного , ландшафтного и геологического природоохранного значения .

Памятники природы областного значения ландшафтного профиля (Овраги Верхний и Нижний Судки, Партизанский дуб, Добруньские склоны, Болото Рыжуха, Ревна, Никольская дача, Хинельский лес, Гагаринские дубы, Деснянские Жигули). Характеристика наиболее значимых ООПТ. Памятники природы областного значения геологического профиля (Дюнные всхолмления).

Тема 11. Дендрологические и ботанические сады

Ботанический сад им. Б.В. Гроздова, дендрарий им. Б.В. Гроздова, дендрарий в честь 200-летия лесного Департамента России (1998 г.), дендрарий «Тютьков Сад», дедндрарий «Красный Рог», дендрарий им. И.Е. Васильева. Характеристика наиболее значимых ООПТ.

Тема 12. Экологические проблемы и их влияние на ООПТ.

Исторические аспекты развития природоохранных территорий: переход от локального характера воздействия на природу к глобальному. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г. Основные проблемы в области организации и функционирования ООПТ. Роль ООПТ Брянщины в организации рациональной, научно-обоснованной хозяйственной деятельности по не истощительному использованию природных ресурсов и обеспечению устойчивости естественных для нашего региона ландшафтов.













III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».

1



2

Заповедные объекты Брянщины

1



3

Красные книги: история и современность.

1



4

Красные книги растений и животных Брянской области

1



5

Экологические проблемы и их влияние на ООПТ

1



6

Экологический познавательный туризм.

1



7

Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье»

1



8

Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский»

1



9

История заповедного дела в России.

1



10

Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы.

1



11

Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



12

Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



13

Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



14

Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1



15

Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1



16

Государственные природные заказники регионального значения.

1



17

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».

1



18

Памятники природы областного значения и их профили.

1



19

ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.

1



20

ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения

1



21

Дендрологические и ботанические сады.

1



22

Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение.

1



23

Памятники природы областного значения своего района: растения и грибы.

1



24

Памятники природы областного значения своего района: животный мир.

1



25

Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический познавательный туризм на ООПТ своего района.

1



26

Час занимательной ботаники.

1



27

Час занимательной зоологии (Путешествие в страну зоологию).

1



28

Час занимательного краеведения.

1



29

Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия.

1



30

Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!».

1



31

Экологический практикум – оформляем результаты исследований.

1



32

Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина»

1



33

Что мы узнали на уроках «Заповедной Брянщины»?

1



34

РЕЗЕРВ

1










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Заповедная Брянщина"

Автор: Ирина Александровна Нифакина

Дата: 02.10.2024

Номер свидетельства: 657138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по курсу "Заповедная Брянщина""
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia_programma_po_kursu_zapovednaia_brianshchina"
    ["file_id"] => string(6) "598530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1642855277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства